Дело № 10RS0011-01-2022-012478-49 (2а-6169/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Слабуновой Эмилии Эдгардовны к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об оспаривании действий (бездействия),
установил:
Слабунова Э.Э. обратилась в суд с иском об оспаривании действия (бездействия) Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) по ограничению к информационным ресурсам, мотивируя свои требования тем, что 26.03.2022 на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.03.2022 № 27-31-2022/Треб-354-22 ограничен доступ к принадлежащей административному истцу интернет-странице в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/idl 5847921) в связи с неоднократным размещением информационных материалов, содержащих недостоверную общественно значимую информацию о ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины, в соответствии со статьей 15.3 Закона №149-ФЗ. 10.06.2022 года Слабунова Э.Э. направила руководителю Роскомнадзора Липову А.Ю. обращение №2/1972, в котором уведомила о том, что удалила со своей страницы все публикации, которые предположительно могли вызывать какие-либо претензии, просила считать данное обращение официальным уведомлением об удалении материалов и разблокировать страницу либо разъяснить, какие еще действия она должна совершить для ее разблокировки, однако ответ Роскомнадзора от 19.07.2022 № 05-886-ДСП содержал только указание на то, что доступ к интернет-странице ограничен в связи с размещением информационных материалов, содержащих недостоверную общественно значимую информацию о ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины, страница разблокирована не была, оснований отказа не приведено. Слабунова Э.Э. считает, что поскольку она самостоятельно удалила информацию, ставшую поводом для принятия мер по ограничению доступа к интернет-ресурсу, о чем уведомила Роскомнадзор, основания для сохранения мер по ограничению отсутствовали. Вышеуказанное бездействие Роскомнадзора нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в частности, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закрепленное в п.4 ст.29 Конституции РФ и в ст.6 Закона №149-ФЗ, согласно которой обладатель информации, которым в том числе может являться гражданин, вправе использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 19, 218, 220, 227 КАС РФ, Слабунова Э.Э. просит признать бездействие Роскомнадзора, выраженное в неосуществлении предусмотренных ч.б ст. 15.3 Закона №149-ФЗ действий после получения ее уведомления от 10.06.2022 №2/1972, незаконным.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Генеральная прокуратура РФ, ООО «ВКонтакте».
Административный истец в присутствии своего представителя Поддубной Н.А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Роскомнадзора Швадченко К.Ю., действующая по доверенности, с иском не согласна, поддержала доводы письменных возражений.
Представитель Генеральной прокуратуры РФ Абрегов Т.А., действующий по доверенности, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что Слабунова Э.Э. является владельцем интернет-страницы в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/idl 5847921). 25.03.2022 года первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Разинкиным А.В. в адрес Роскомнадзора было направлено требование № 27-31-2022/Треб-354-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в соответствии с ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федерального закона № 149-ФЗ), поскольку на интернет-странице http://vk.com/idl 5847921 неоднократно размещены информационные материалы, содержащие недостоверную общественно значимую информацию о ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины.
Во исполнение вышеуказанного требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, Роскомнадзором было сформировано и направлено в адрес администрации социальной сети «ВКонтакте» уведомление N 496720-НВ на русском и английском языках об ограничении доступа к вышеуказанному информационному ресурсу.
26.03.2022 администрацией социальной сети «ВКонтакте» самостоятельно были приняты меры по ограничению доступа к интернет – странице http://vk.com/idl 5847921. 29.04.2022 года административный истец обратилась к руководителю Роскомнадзора Липову А.Ю. с просьбой разъяснить основание блокировки страницы, разблокировать ее либо разъяснить, какие действия она должна совершить для разблокировки ее страницы. В ответ на это обращение 01.06.2022 административный истец получила письмо от 27.05.2022 №05-602-ДСП, в котором было указано, что доступ к странице ограничен в связи с неоднократным размещением информационных материалов, содержащих недостоверную общественно значимую информацию о ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины, в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ.
10.06.2022 года административный истец направила руководителю Роскомнадзора Липову А.Ю. обращение №2/1972, в котором уведомила о том, что удалила со своей страницы все публикации, которые предположительно могли вызывать какие-либо претензии, и просила считать данное обращение официальным уведомлением об удалении материалов и разблокировать страницу либо разъяснить, какие еще действия она должна совершить для разблокировки.
Рассмотрев вышеуказанное обращение Роскомнадзор направил заявителю ответ от 19.07.2022 № 05-886-ДСП, в котором указал, что доступ к интернет-странице http://vk.com/idl 5847921 на территории Российской Федерации ограничен в связи с размещением информационных материалов, содержащих недостоверную общественно значимую информацию о ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины, в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 49-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет", при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети "Интернет", обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности не допускать использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, регулируется положениями ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ.
В соответствии с названной нормой права в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно:
1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет, или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети Интернет, сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети Интернет, позволяющие идентифицировать такую информацию;
2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети Интернет, позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
Порядок направления вышеуказанного уведомления регламентирован пунктом 38 порядка функционирования Информационной системы взаимодействия (далее - Порядок функционирования), утверждённого приказом Роскомнадзора от 16.03.2021 № 27 (зарегистрирован Минюстом России 01.07.2021, регистрационный № 64070).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Роскомнадзор.
Приказом Роскомнадзора от 12.03.2021 № 25 утверждено Положение Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций (далее-Положение ).
В соответствии с пунктом 3.5 Положения Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации статьи 15.3 Федерального закона №" 149-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 3.9 Положения организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов сети «Интернет», а также иными лицами, обеспечивающими размещение Информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет» информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствие с положениями статей 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1-1-15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона № 149-ФЗ.
Из анализа названных норм материального права усматривается, что в требовании Генеральной прокуратуры РФ должны быть указаны информационный ресурс, доступ к которому ограничен, и распространяемая на нем в нарушение закона информация, позволяющие Роскомнадзору идентифицировать такую информацию. При этом на Генеральную прокуратуру РФ не возложена обязанность определять сетевой адрес, указатели страниц сайта в Интернете.
Роскомнадзор, в свою очередь, направляет уведомление об ограничении доступа к информационному ресурсу непосредственно владельцу сайта и, соответственно, сообщает ему сетевой адрес, указатели страниц интернет-сайта, на которых расположена запрещенная законом к распространению информация.
Эти требования закона были соблюдены, поскольку информационный ресурс http://vk.com/idl 5847921 был уведомлен о том, что на его площадке опубликована запрещенная к распространению информация, доступ к которой должен быть ограничен.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования действующего законодательства Роскомнадзором соблюдены, порядок принятия решения об ограничении доступа к информации не нарушен.
Так, согласно материалам дела, административному истцу вменялось, прежде всего, незаконное размещение на информационном ресурсе материалов, содержащих недостоверную общественно значимую информацию о ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на территории Украины. Соответственно, само по себе удаление части материалов по усмотрению владельца информационного ресурса не устраняло выявленных нарушений и не являлось основанием для возобновления доступа к нему.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ в, случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде. В соответствии с п. 6 ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ после получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций информационных, технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе, к сайту в сети «Интернет».
Вместе с тем, меры по ограничению доступа к интернет-странице https://vk.com/id 15847921 были приняты администрацией социальной сети «ВКонтакте».
Таким образом, у Роскомнадзора отсутствовала обязанность по совершению действий, предусмотренных п. 6 ст. 15.3 Федерального закона №. 149-ФЗ на основании обращения административного истца от 10.06.2022.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных судом обстоятельств, требования административного истца по признанию незаконным действий (бездействия) должностных лиц Роскомнадзора удовлетворению не подлежат, соответственно в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Слабуновой Эмили Эдгардовны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного
месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья: М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 12.10.2022 года.