УИД № 10RS0017-01-2019-000850-35
Дело № 2а-669/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2019 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным отказа вынести решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, обязании совершения определенных действий,
установил:
Административное исковое заявление подано в суд по тем основаниям, что 27 марта 2019 г. ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок. В качестве разрешенного использования истцом выбрано «для размещения объектов спорта - физкультурно-оздоровительного клуба/зала (физкультурно-оздоровительного комплекса) - сооружения закрытого типа с отступом 15 м от жилых домов.
29 мая 2019 г. административный истец уточнил заявление - о проведении аукциона для приобретения данного земельного участка в собственность с ранее заявленной целью использования земельного участка.
Письмом от 27 мая 2019 г. № 12709/12.4-21 административным ответчиком отказано в удовлетворении его заявления по основаниям пп.5 п. 8 п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
ФИО1, ссылаясь на положения ст. 22, п. 7, п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, ст. 10 ГК РФ, полагает отказ незаконным, просит признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Карелия вынести решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Карелия вынести решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по заявлению ФИО1 от 27 марта 2019 г.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном иске, просили удовлетворить административные исковые требования.
Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, - в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлен отзыв на доводы административного иска, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Просят отказать в удовлетворении иска.
Администрация Сортавальского городского поселения, Управление Росреестра по Республике Карелия, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
На основании статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» с 01.06.2016 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Республики Карелия, осуществлял Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок согласно Положению о Комитете, утв. Постановлением Правительства РК от 25 ноября 2010 г. № 274-П, переименованный с 08 ноября 2017 г. в Министерство имущественных и земельных отношений.
Судом установлено, что 27 марта 2019 г. ФИО1 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о проведении аукциона на право приобретения в собственность земельного участка, площадью 242 кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен> Видом разрешенного использования земельного участка ФИО1 указано: «Спорт. Территориальная зона ОД-1. Зона городского центра (ПЗЗ Сортавальского городского поселения, утв. реш. Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 г. №282». Цель использования земельного указана как: «для размещения объектов спорта - физкультурно-спортивного клуба/зала (физкультурно-спортивного комплекса) - сооружения закрытого типа с отступом 15 м от жилых домов».
Заявлением от 27 марта 2019 г., поступившим в адрес административного ответчика 29 марта 2019 г., ФИО1 уточнил заявление: просил принять решение о проведении аукциона для приобретения указанного земельного участка в собственность с ранее заявленной целью использования земельного участка: «для размещения объектов спорта - физкультурно-спортивного клуба/зала (физкультурно-спортивного комплекса) - сооружения закрытого типа с отступом 15 м от жилых домов».
Письмом от 27 мая 2019 г. ФИО1 (исх.№ 12709/12.4-21) отказано в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>
Принимая решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия исходило из того, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования. Территориальная зона – ОД-1. Зона городского центра, Для уличного пользования (уличная сеть)», в связи с чем цель использования земельного участка не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>
В соответствии с пп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 5 и 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, а также целевое использование земель, согласно которому правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Пунктом 4 ст. 39.11 ЗК РФ определена последовательность процедур по проведению аукциона, а также образованию земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц.
В пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ предусмотрена необходимость обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
В соответствии с пп. 9 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ уполномоченным органом проводится проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.11, и принятие им в срок не более чем в два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок <Номер обезличен> относится к категории земель - «земли населенных пунктов» и имеет вид разрешенного использования - «земельные участки (территории) общего пользования. Территориальная зона - ОД-1. Зона городского центра, Для общего пользования (уличная сеть».
Следует отметить, что на основании распоряжения Администрации Сортавальского муниципального района № 2722 от 27 декабря 2011 г. и договора аренды земельного участка № 2172 от 27 декабря 2012, заключенного между Администрацией Сортавальского муниципального района и ФИО1, административным истцом принят в пользование земельный участок <Номер обезличен> площадью 242 кв.м., сроком с 27 декабря 2011 по 26 декабря 2016 г., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения огородничества. В настоящее время договор аренды прекращен, о чём произведена государственная регистрация.
В заявлении ФИО1 от 27 марта 2019 г. указана цель использования испрашиваемого земельного участка: «для размещения объектов спорта - физкультурно-оздоровительного клуба/зала (физкультурно-оздоровительного комплекса) - сооружения закрытого типа с отступом 15 м от жилых домов»; категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования «Спорт. Территориальная зона ОД-1. Зона городского центра (ПЗЗ Сортавальского городского поселения, утв. Решением Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 г. № 282».
К заявлению ФИО1 прилагалась выписка из ЕГРН (№ КУВИ -001/2018-4417287 от 19 июля 2018 г.), исходя из которой вид разрешенного использования спорного земельного участка: Спорт. Территориальная зона - ОД-1. Зона городского центра». Из Уведомления Управления Росреестра по Республике Карелия от 28 июня 2018 г. следует, что 28 июня 2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта - земельный участок <Номер обезличен> - внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «Спорт. Территориальная зона - ОД-1. Зона городского центра».
Однако, распоряжением Администрации Сортавальского городского поселения № 57-о от 11 февраля 2019 г. для земельного участка <Номер обезличен> с видом разрешенного использования «спорт» установлен вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования, что соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны ОД-1. На основании указанного распоряжения в порядке межведомственного информационного взаимодействия внесены сведения в ЕГРН в отношении указанного земельного участка.
Таким образом, представленными материалами, подтверждается, что испрашиваемая ФИО1 цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предметом аукциона, если являются земельными участками общего пользования или расположены в границах земель общего пользования, территории общего пользования (пп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ указанные объекты, перечень которых не является исчерпывающим, представляют собой территории общего пользования, в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участи или земли, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках в землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Аналогичные положения содержатся в ст. 262 ГК РФ, согласно которой под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, на которых граждане имеют право находиться свободно, без каких-либо разрешений.
Также согласно п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Доводы административного истца относительно того, что в день обращения ФИО1 с заявлением (27 марта 2019 г.) спорный земельный участок имел вид разрешенного использования - «Спорт. Территориальная зона ОД-1. Зона городского центра», опровергаются представленными материалами.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, по мнению стороны административного истца, произведено в период рассмотрения заявления ФИО1, между тем, указанное обстоятельство не нашло своего подтверждения.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, испрашиваемый ФИО1 земельный участок с установленным видом разрешенного использования: «земельные участки (территории) общего пользования. Территориальная зона – ОД-1. Зона городского центра, Для общего пользования (уличная сеть)», - не может быть предметом аукциона в связи с тем, что цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, суд находит обоснованной ссылку административного ответчика на положения ст. 48 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» относительно необходимости соблюдения противопожарного расстояния между жилыми и общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности, поскольку размер испрашиваемого земельного участка, не превышающий 7 метров, свидетельствует об отсутствии возможности использования такого объекта как физкультурно-спортивный клуб/зал.
Установив, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок с установленным видом разрешенного использования не может быть предметом аукциона, изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено не в период рассмотрения заявления ФИО1, суд приходит к выводу о правомерности отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изложенного в письме от 27 мая 2019 г. №12709/12.4-21, вынести решение о проведении аукциона на право приобретения в собственность земельного участка <Номер обезличен> и об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика прав ФИО1 на земельный участок, установленных ст. 22 ЗК РК, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 06 сентября 2019 года.