УИД № 10RS0017-01-2021-001322-09
№ 2а-708/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Кааламского сельского поселения о признании решения Совета Кааламского сельского поселения от 18 марта 2021 г. № 80 «Об отзыве депутата Совета Кааламского сельского поселения ФИО1 из состава Совета Сортавальского муниципального района», решения от 18 марта 2021 г. № 81 «Об избрании депутата в состав Совета Сортавальского муниципального района» незаконными,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании незаконными решений Совета Кааламского сельского поселения от 18 марта 2021 г. № 80 «Об отзыве депутата Совета Кааламского сельского поселения ФИО1 из состава Совета Сортавальского муниципального района», № 81 «Об избрании депутата в состав Совета Сортавальского муниципального района».
В административном иске указывает, что вступившим 15 марта 2021 г. в законную силу решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 23 декабря 2020 г. решения Совета Кааламского сельского поселения от 17 ноября 2020 г. № 64 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Кааламского сельского поселения в составе Совета Сортавальского муниципального района», № 65 «О внесении изменений в решение Совета Кааламского сельского поселения № 3 от 14 сентября 2018 года» признаны незаконными.
15 марта 2021 г. на электронную почту ФИО1 поступила повестка заседания Совета поселения, назначенного на 18 марта 2021 г. в 15 час. 30 мин., с вопросом «О досрочном прекращении полномочий депутата КСП ФИО1 в составе Совета Сортавальского муниципального района». Из сообщения на жалобу прокуратуры г. Сортавала следует, что председателю Совета Кааламского сельского поселения ФИО2 объявлено предостережение, внесен протест на решение Совета поселения от 25 декабря 2020 г. № 69 «О внесении изменений в Регламент Совета Кааламского сельского поселения от 01 марта 2019 г. № 27».
13 июля 2021 г. ФИО1, как депутат Совета, извещена об очередном заседании Совета района, назначенном на 16 июля 2021 г. в 10 час. 00 мин., между тем, на основании решения Совета поселения от 18 марта 2021 г. № 81 об избрании ФИО3 в состав Совета района на указанном заседании Совет представляла ФИО3
Полагает, что указанными действиями подтверждается, что требования прокурора не исполнены, решение о досрочном прекращении полномочий ФИО1 действует, в связи с чем самостоятельно обращается с настоящим иском в суд.
Просит признать уважительной причину пропуска срока обращения в суд с настоящим административным заявлением.
Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Карелия, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Администрация Сортавальского муниципального района, Администрация Кааламского сельского поселения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержала по изложенным основаниям, пояснила, что указанными решениями нарушены её права.
Представитель административного ответчика – Совета Кааламского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представить заинтересованного лица администрации Кааламского сельского поселения – адвокат Еремеев Ю.С., действующий на основании ордера, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований. Из доводов Администрации Кааламского сельского поселения следует, что основанием для досрочного прекращения полномочий депутата может являться отзыв избирателями, в связи с чем депутаты Совета Кааламского сельского поселения, будучи сами избранными избирателями Кааламского сельского поселения, из своего состава избрали представителя в состав представительного органа муниципального района, отозвав депутата ФИО1
Представитель Администрации Сортавальского муниципального района и Совета Сортавальского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании поддержала доводы административного иска, просила удовлетворить административные исковые требования.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, представили отзывы.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела № 2а-1163/2020, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления.
Названный закон предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст. 7).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 6 названного выше федерального закона правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
Представительные органы муниципальных районов в Республике Карелия формируются из глав поселений (за исключением глав поселений, избранных представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса), входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства (ст. 1 Закона Республики Карелия от 30 сентября 2014 г. № 1835-ЗРК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия»).
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.
Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена, в том числе, тем, что полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения.
Основания досрочного прекращения полномочий депутата поименованы в ч.10 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, в соответствии с которой полномочия прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 10.2 ст. 40 указанного Закона предусмотрено, что в случае формирования представительного органа муниципального района из состава представительных органов поселений полномочия депутата представительного органа муниципального района прекращаются досрочно, а в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района.
Иных оснований для прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ, не предусмотрено.
Кроме того, указанным федеральным законом предусмотрено, что досрочно полномочия депутата представительного органа прекращаются тем представительным органом местного самоуправления, в состав которого входит депутат.
Судом установлено, что решением Совета Кааламского сельского поселения от 14 сентября 2018 г. № 3 «Об избрании депутатов в состав Совета Сортавальского муниципального района» в соответствии с Федеральным законом РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и на основании результатов открытого голосования депутатов Совета Кааламского сельского поселения, Совет Кааламского сельского поселения решил считать избранными в состав Совета Сортавальского муниципального района депутатов Совета Кааламского сельского поселения ФИО1, ФИО5
Депутаты Совета Кааламского сельского поселения, избранные в Совет по результатам проведенных 09 сентября 2018 г. выборов, вошли в состав Совета Сортавальского муниципального района на пятилетний срок полномочий в соответствии с положениями абзаца третьего ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Таким образом, ФИО1, избранная депутатом Совета Кааламского сельского поселения, была избрана на пятилетний срок пребывания в статусе депутата Совета Сортавальского муниципального района.
Срок пребывания ФИО1 в статусе депутата Совета Сортавальского муниципального района истекает 14 сентября 2023 года.
Советом Кааламского сельского поселения XVIII сессии IV созыва принято решение от 17 ноября 2020 г. № 64 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Кааламского сельского поселения в составе Совета Сортавальского муниципального района» со ссылкой на Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, на основании которого депутат Совета Кааламского сельского поселения ФИО1 выведена досрочно из состава Совета Сортавальского муниципального района с прекращением полномочий депутата Совета Сортавальского муниципального района.
В этот же день, 17 ноября 2020 г., Советом Кааламского сельского поселения XVIII сессии IV созыва принято решение № 65 «О внесении изменений в решение Совета Кааламского сельского поселения № 3 от 14 сентября 2018 г.», со ссылкой на Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» о внесении изменений в п. 1 решения Совета Кааламского сельского поселения № 3 от 14 сентября 2018 г. «Об избрании депутатов в состав Совета Сортавальского муниципального района», изложено в следующей редакции: «Считать избранными в состав Совета Сортавальского муниципального района следующих депутатов Совета Кааламского сельского поселения: ФИО3, ФИО5
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 23 декабря 2020 г. удовлетворены административные исковые требования ФИО1, решение Совета Кааламского сельского поселения от 17 ноября 2020 г. № 64 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета Кааламского сельского поселения в составе Совета Сортавальского муниципального района» и решение от 17 ноября 2020 г. № 65 «О внесении изменений в решение Совета Кааламского сельского поселения № 3 от 14 сентября 2018 года» признаны незаконными.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 марта 2021 г. решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 23 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2021 г. решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 23 декабря 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 марта 2021 г. оставлены без изменения.
Между тем, 18 марта 2021 г. состоялась XXIII сессия IV созыва Совета Кааламского сельского поселения, на которой было принято решение № 80 об отзыве депутата Совета Кааламского сельского поселения ФИО1 из состава Совета Сортавальского муниципального района со ссылкой на п. 8 ч.10 ст. 40 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзацы 2, 3, 4 части 1 статьи 15.2 Регламента Совета Кааламского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Кааламского сельского поселения от 01 марта 2019 г. № 27 (в редакции Решения № 69 от 25 декабря 2020 г.).
В этот же день, 18 марта 2021 г., Советом Кааламского сельского поселения XVIII сессии IV созыва принято решение № 81 «Об избрании депутата ФИО3 в состав Совета Сортавальского муниципального района» со ссылкой на Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и результаты открытого голосования депутатов Совета Кааламского сельского поселения.
На основании части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд признает уважительной причину пропуска срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, принимая во внимание, что ФИО1 обращалась с заявлением в прокуратуру г. Сортавала с просьбой принять меры прокурорского реагирования в целях недопущения принятия Советом Кааламского сельского поселения незаконного решения. На её обращение был получен ответ, в котором прокуратура подтвердила незаконность досрочного прекращения её полномочий, в связи с чем председателю Совета Кааламского сельского поселения было объявлено предостережение. ФИО1 полагала, что мерами прокурорского реагирования её права как депутата восстановлены, продолжала участвовать в заседаниях Совета района.
В силу положений ст. 2 Закона Республики Карелия от 29 февраля 2016г. № 1994-ЗРК «О сроках полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия» установлен срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия - пять лет (ч. 1).
Срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, члена выборного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия не может превышать срок полномочий соответствующего представительного органа муниципального образования в Республике Карелия, выборного органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Карелия (ч. 2).
Срок полномочий глав муниципальных образований в Республике Карелия установлен равный пяти годам, что следует из ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 30 сентября 2014 г. № 1835-ЗРК «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия».
Устав Сортавальского муниципального района принят решением Совета Сортавальского муниципального района от 07 декабря 2010 г. № 128, зарегистрирован 13 января 2011 г., опубликован 28 января 2011 г. (с последующими изменениями).
Исходя из ст. 19 Устава Сортавальского муниципального района Совет Сортавальского муниципального района состоит из глав пяти поселений, входящих в состав Сортавальского муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства – по два депутата от каждого поселения, и составляет 15 человек.
В п. 3 ст. 19 Устава Сортавальского муниципального района отражено, что срок полномочий Совета Сортавальского муниципального района равен пяти годам.
Основания для досрочного прекращения полномочий депутата Совета Сортавальского муниципального района предусмотрены п. 8 ст. 33 Устава Сортавальского муниципального района.
В частности, полномочия депутата прекращаются досрочно в случае: смерти депутата; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; досрочного прекращения полномочий Совета Сортавальского муниципального района; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г.
В п. 9 ст. 33 Устава Сортавальского муниципального района установлено, что решение Совета Сортавальского муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета Сортавальского муниципального района, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Устав Кааламского сельского поселения принят Решением XXIII сессии II созыва Совета Кааламского сельского поселения № 80 от 16 марта 2012 г.
В силу Устава Кааламского сельского поселения Совет Кааламского сельского поселения является представительным органом местного самоуправления Кааламского сельского поселения и состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (п. 1 ст. 24 Устава).
В ст. 27 Устава предусмотрено, что депутаты избираются на срок полномочий Совета Кааламского сельского поселения.
Предусмотренные п. 5 ст. 27 Устава Кааламского сельского поселения основания для досрочного прекращения полномочий депутата соответствуют основаниям, указанным в ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Решением Совета Кааламского сельского поселения ХХ сессии IV созыва от 25 декабря 2020 г. № 69 «О внесении изменений в решение Совета Кааламского сельского поселения от 01 марта 2019 г. № 27 «Об утверждении Регламента Совета Кааламского сельского поселения» на основании Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Кааламского сельского поселения в Регламент внесены изменения и дополнения, в том числе, Регламент дополнен статьёй 15.2 следующего содержания:
«Статья 15.2. Досрочное прекращение полномочий депутата, избранного в состав Совета Сортавальского муниципального района.
1. Решением Совета полномочия депутата Совета Сортавальского муниципального района, избранного в его состав от Совета Кааламского сельского поселения, могут быть досрочно прекращены по следующим основаниям:
не участие депутата, избранного в состав Совета Сортавальского муниципального района, в очередных или внеочередных заседаниях Совета Сортавальского муниципального района или Совета Кааламского сельского поселения два и более раза;
неисполнение обязанности информировать депутатов Совета Кааламского сельского поселения о деятельности в Совете муниципального района, предусмотренной пунктом 11 статьи 15.1 настоящего Регламента;
по инициативе Главы Кааламского сельского поселения или одной трети депутатов Совета, в случае, если инициаторы считают, что депутат недостаточно эффективно представляет интересы Кааламского сельского поселения в Совете Сортавальского муниципального района.
2. О вынесении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Сортавальского муниципального района такой депутат извещается в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, не позднее чем за три дня до заседания Совета, ему направляется проект решения.
3. В случае включения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Сортавальского муниципального района в повестку дня заседания Совета такому депутату должна быть обеспечена возможность выступить на заседании Совета и дать пояснения по основаниям досрочного прекращения его полномочий как депутата Совета Сортавальского муниципального района. Решение принимается Советом только после реализации депутатом право дать такие пояснения. В случае неявки на заседание Совета депутата, извещенного надлежащим образом, Совет принимает решение без заслушивания депутата.
4. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Сортавальского муниципального района считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от избранного числа депутатов.
5. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Совета Сортавальского муниципального района Совет на этом же заседании избирает депутата в состав Совета Сортавальского муниципального района».
Как видно из представленной в материалы дела копии протокола заседания (сессии) Совета Кааламского сельского поселения IV Созыва, в повестку дня сессии Совета Кааламского сельского поселения 18 марта 2021 г. включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Кааламского сельского поселения ФИО1 в составе Совета Сортавальского муниципального района.
Заседание Совета депутатов Кааламского сельского поселения назначено на 18 марта 2021 г. в 15 час. 30 мин., уведомление по электронной почте направлено 15 марта 2021 г. в 16 час. 51 мин.
Данных о том, что ФИО1 в соответствии с Регламентом была уведомлена не позднее чем за три дня о времени и месте проведения заседания Совета депутатов, а также о направлении ей проекта решения, не имеется.
Представленный административным ответчиком скриншот о направлении уведомления административному истцу посредством электронной почты не позволяет суду убедиться в получении указанного уведомления адресатом, а также в документах, к нему приложенных.
На заседании Совета депутатов Кааламского сельского поселения также принято решение о внесении изменений в преамбулу проекта решения, которая изложена в следующей редакции: «в соответствии с п. 8 ч.10 ст. 40 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзацы 2, 3, 4 части 1 статьи 15.2 Регламента Совета Кааламского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Кааламского сельского поселения от 01 марта 2019 г. № 27 (в редакции Решения № 69 от 25 декабря 2020 г.), отозвать депутата Совета Кааламского сельского поселения ФИО1 из состава Совета Сортавальского муниципального района».
Доказательств уведомления административного истца о внесённых изменениях административным ответчиком не представлено.
Также административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для досрочного прекращения полномочий, предусмотренных абзацами 2, 3, 4 части 1 статьи 15.2 Регламента Совета Кааламского сельского поселения.
Несмотря на внесенные изменения в регламент Совета Кааламского сельского поселения, в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих наличие при принятии оспариваемых решений оснований, предусмотренных ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, в отношении ФИО1, не представлено.
Полномочия депутата поселения, избранного в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) представительным органом поселения в состав представительного органа муниципального района, прекращаются исключительно по основаниям, содержащимся в чч. 16, 17 ст. 35, чч. 3, 10-10.2 ст. 40, ст. 73 указанного Федерального закона.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 3.3 мотивировочной части постановления от 18 мая 2011 г. № 9-П, п. 4.3 мотивировочной части постановления от 1 декабря 2015 г. № 30-П следует, что входящие в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Закона № 131-ФЗ в состав представительного органа муниципального района представители поселений (в частности, депутаты представительных органов поселений), сохраняют устойчивую публично-правовую связь с населением, поскольку они приобретают свои полномочия на основе волеизъявления населения, подконтрольны ему и перед ним ответственны, обязаны в процессе осуществления публично-властной деятельности, в том числе, в случае наделения их правовым статусом депутата представительного органа муниципального района, руководствоваться интересами избравшего их местного сообщества.
Соответственно, избранный депутатом представительного органа муниципального района депутат представительного органа, входящего в состав данного муниципального района поселения, ответственен не перед другими депутатами представительного органа поселения, а непосредственно перед своими избирателями.
При этом депутаты представительного органа местного самоуправления поселения, в том числе, с учетом результатов их деятельности, как депутатов представительного органа муниципального района, несут ответственность перед населением поселения как при своем переизбрании после прекращения полномочий, так и при их отзыве избирателями.
Отзыв депутата представительного органа поселения осуществляется в установленных Законом № 131-ФЗ и уставом поселения процедурах, что при положительном исходе голосования влечет прекращение его полномочий и в качестве депутата представительного органа муниципального района (п. 8 ч. 10, ч. 10.2 ст. 40 указанного Федерального закона).
Из содержания чч. 1 и 2 ст. 24 Закона № 131-ФЗ и п. 18 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что отзыв депутата осуществляется по инициативе населения, а депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, зарегистрированных в избирательном округе.
Таким образом, доводы администрации Кааламского сельского поселения о том, что депутаты Совета Кааламского сельского поселения являются избирателями административного истца в Совет муниципального района, в связи с чем обладают правом его отзыва, являются несостоятельными.
Предписания ст. 22, ч. 1 ст. 24 Закона № 131-ФЗ, Закона Республики Карелия от 07 мая 2009 г. № 1289-ЗРК «О местном референдуме в Республике Карелия», ст. 15 Устава Кааламского сельского поселения, регулирующие порядок отзыва депутата и предписывающие создание инициативной группы, ее регистрацию избирательной комиссией, сбор подписей в количестве 5 процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, проверку соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, принятие решения о назначении голосования по вопросу отзыва, предоставление депутату возможности дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, соблюдены не были.
Кроме того, в нарушение положений ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение о досрочном прекращении полномочий ФИО1, как депутата Сортавальского муниципального района, принято не тем представительным органом местного самоуправления, в состав которого входит депутат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что полномочия ФИО1, избранной 09 сентября 2018 г. в состав Совета Сортавальского муниципального района, как депутата Совета Кааламского сельского поселения, досрочно прекращены по основаниям, указанным в Федеральном законе № 131-ФЗ, не были, в связи с чем отсутствовали основания для принятия Советом Кааламского сельского поселения решения об очередном избрании в состав Совета Сортавальского муниципального района иных депутатов от Совета Кааламского сельского поселения.
Принятие оспариваемых решений повлекло фактическое прекращение полномочий административного истца ФИО1 как депутата Совета Сортавальского муниципального района, что затрагивает её права как депутата Кааламского сельского поселения и депутата Сортавальского муниципального района.
При таких обстоятельствах, поскольку при принятии оспариваемых решений административным ответчиком не учтены требования Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава Сортавальского муниципального района, суд полагает их незаконными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, противоречие оспариваемых решений приведенным положениям федерального законодательства, нарушение прав и законных интересов административного истца, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Доводов относительно наличия таких обстоятельств административный истец не привел, в связи с чем оснований для обращения решения к немедленному исполнению суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования удовлетворить.
Решение Совета Кааламского сельского поселения от 18 марта 2021 г. № 80 «Об отзыве депутата Совета Кааламского сельского поселения ФИО1 из состава Совета Сортавальского муниципального района» и решение от 18 марта 2021 г. № 81 «Об избрании депутата в состав Совета Сортавальского муниципального района» признать незаконными.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 15 сентября 2021 г.