05RS0№-10 2а-115/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2022 года
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Испагиева А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к главе администрации МР «» о признании незаконным и недействительным распоряжение главы МР «» от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном сложении полномочий ФИО5, об увольнении первого заместителя главы МР «» ФИО6 и о назначении на эту должность ФИО7, о признании незаконными и недействительными всех приказов и распоряжений, подписанных ФИО7 от имени главы района с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и о признании недействительными итогов конкурса и выборов главы администрации МР «» ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 с учетом дополнительных требований обратился в суд с административным иском к главе администрации МР «» о признании незаконными и недействительными: распоряжение главы МР «» от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном сложении полномочий ФИО5, об увольнении первого заместителя главы МР «» ФИО6 и о назначении на эту должность ФИО7; всех приказов, распоряжений и указаний, подписанных ФИО7 от имени главы района с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; итогов конкурса и выборов главы администрации МР «» ДД.ММ.ГГГГ; решение Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации МР «», решение Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы», распоряжение администрации МР «» №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ФИО7 на должность заместителя заведующего отделом кадров и правовой работы».
В обоснование заявленных требований истец указал, что главой МР «» издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий главы МР «». Процедура увольнения ФИО5 с должности не соблюдена, заявление об уходе с должности по собственному желанию подлежало рассмотрению на сессии Собрания депутатов МР «», ФИО5 и ФИО6 фактически принудили освободить занимаемые должности, чтоб назначить сначала на должность первого заместителя главы администрации муниципального района, а затем и главой муниципального района не имеющего никакого опыта работы и не соответствующего квалификационным требованиям ФИО7 Само постановление № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и не имеющим юридической силы и по той причине, что оно по настоящее время официально не опубликовано.
Административный истец ФИО1, выступая в судебном заседании, доводы административного искового заявления и дополнений к нему поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем, просил его требования удовлетворить, дополнительно пояснив, что незаконное назначение на должность главы муниципального района не соответствующего квалификационным требованиям ФИО7 лишило его (истца) возможности быть избранным на указанную должность, поскольку он имеет опыт работы муниципальной службы более 38 лет, всегда находился на хорошем счету и как никто другой заслуживал быть избранным на эту должность.
Представитель административного ответчика главы МР «» по доверенности ФИО4 с доводами административного искового заявления не согласился, просил в их удовлетворении отказать, указав, что вынесенное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий главы МР «» не противоречит нормам действующего законодательства, в связи с тем, что на момент сложения ФИО5 своих полномочий данный вопрос не регламентировался местным Уставом, Решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в него внесены соответствующие изменения. Перемещение ФИО6 на должность помощника главы произведено в соответствии с его волеизъявлением, выраженном в письменном заявлении, а на освободившуюся должность был назначен административный ответчик. Назначение ответчика на должность первого заместителя главы муниципального района также соответствует требованиям закона, поскольку замещение этой должности в соответствии с Положением не предусматривает проведение конкурса. Доводы о принуждении ФИО5 оставить должность опровергаются видеозаписью его обращения к жителям района и представлении ответчика исполняющим обязанности главы района. Оспариваемыми истцом решениями не нарушаются и каким-либо образом не затрагиваются права, свободы и законные интересы заявителя.
Заинтересованные лица - Собрание депутатов МР «», ФИО5 и заместитель главы МР «» ФИО6, будучи извещенными о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, участие своего представителя не обеспечили, о причинах неявки не сообщили и об отложении не просили. ФИО6 в своих возражениях указал о несогласии с заявленными требованиями в части требований о вынужденном переводе с должности первого заместителя главы муниципального образования на должность помощника главы, указав, что такое решение было принято им добровольно и в соответствии с поданным им письменным заявлением.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив доводы административного искового заявления и исследовав представленные суду материалы, суд приходит к следующему.
Правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №), в том числе определяет статус главы муниципального образования, включая установление оснований досрочного прекращения его полномочий, к которым относится и отставка по собственному желанию согласно п.2 ч.6 ст.36 указанного ФЗ.
Вопрос отставки главы муниципального образования по собственному желанию, в соответствии с п.7 ч.1 ст.44 ФЗ №, равно как и процедура досрочного прекращения полномочий иных выборных должностных лиц местного самоуправления, должны определяться уставом муниципального образования.
Постановлением главы МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании п.2 ч.6 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ досрочно прекращены полномочия главы МР «» и временное исполнение обязанностей главы МР «» возложено на первого заместителя ФИО7 Пунктом 3 установлено, что постановление вступает в силу с момента его подписания.
Поскольку на момент отставки по собственному желанию от должности главы муниципального района ФИО5, порядок и процедура отставки главы муниципального образования по собственному желанию в Уставе МР «», действовавшего на момент издания спорного постановления, прописаны не были, то разрешение данного вопроса регламентировалось положениями, закрепленными ФЗ №.
Предоставленная пунктом 2 части 6 статьи 36 ФЗ № возможность добровольной отставки с должности главы муниципального образования вытекает из существа юридической природы участия граждан в управлении делами государства и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.
Административным истцом не представлено доказательств вынужденной подачи ФИО5 заявления о прекращении полномочий, об отсутствии волеизъявления о прекращении полномочий по указанному основанию, об оказании последнему препятствий в доступе к правосудию в случае несогласия с последствиями вынесения постановления им как главой МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ о досрочном прекращении полномочий.
Не заявлено таковых и самим ФИО5, привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Согласно Уставу МР «» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального района, его полномочия временно исполняет первый заместитель главы муниципального района до избрания нового главы муниципального района.
Как следует из материалов дела, на момент отставки по собственному желанию ФИО5 должность первого заместителя главы МР «» занимал ФИО7, на которого в соответствии с положениями Устава и было возложено исполнение обязанностей главы района.
Административным истцом оспаривается законность перевода ФИО6 с должности первого заместителя главы администрации МР «» на должность помощника главы, и назначения ФИО7 на освободившуюся должность первого заместителя главы муниципального образования, в том числе, в связи с не проведением конкурса на замещение указанной должности.
Волеизъявление ФИО6 об освобождении от занимаемой должности по собственному желанию подтверждается его письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого распоряжением главы администрации МР «» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№-р ФИО6 переведен на должность помощника главы администрации муниципального образования. Данное обстоятельство вытекает и из представленного заинтересованным лицом ФИО6 отзыва (возражений) на исковое заявление.
Согласно действующего на момент назначения ФИО7 на должность первого заместителя главы администрации МР «» Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации МР «», утвержденного Собранием депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), проведение конкурса на отдельные должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей, по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не предусмотрено. Указанные должности перечислены в соответствующем Перечне, куда включена и должность первого заместителя главы муниципального образования.
Придя к выводу о правомерности назначения ФИО7 на должность первого заместителя главы администрации МР «» и последующим возложением на него исполнении обязанностей главы муниципального образования в связи с отставкой ФИО5, оснований о признании незаконными и недействительными всех приказов и распоряжений, подписанных ФИО7 от имени главы района с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ суд не усматривает.
Обсуждая вопрос о законности постановления главы МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ "О досрочном прекращении полномочий главы МР «», суд считает необходимым согласиться с позицией представителя ответчика, поскольку приходит к выводу, что досрочное прекращение полномочий главы МР «» в связи с отставкой по собственному желанию не требует утверждения Собранием депутатов МР «» и опубликования, как считает административный истец. Часть 10 статьи 35 ФЗ №, устанавливающая исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования не содержит положения о том, что решение главы муниципального образования о досрочном прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию должен принимать представительный орган муниципального образования. Данная часть содержит пункт 10, указывающий на необходимость принятия представительным органом решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Однако данная норма относится к процедуре удаления главы муниципального образования в отставку, установленной статьей 74.1 указанного Федерального закона.
Таким образом, в судебном заседании не установлено оснований для признания постановления главы МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ "О досрочном прекращении полномочий главы МР «» и распоряжения главы администрации МР «» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№-р о переводе ФИО6 незаконными.
Довод ФИО1 о том, что он был лишен возможности участвовать в качестве кандидата на должность главы МР «» являются также необоснованными, поскольку сведения об объявленном конкурсе по отбору кандидатов на должность главы МР «» были официально опубликованы в средствах массовой информации, в том числе, это усматривается из публикации в газете «Дружба» № за ДД.ММ.ГГГГ. Однако в установленный срок необходимые документы в конкурсную комиссию он не представил и соответственно в качестве кандидата зарегистрирован не был.
Не может быть принят во внимание довод административного истца и о признании недействительным распоряжение администрации МР «» №-р от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО7 на должность зам. заведующего отделом кадров и правовой работы районной администрации МО «», поскольку, по мнению суда, данным распоряжением какие-либо права и законные интересы ФИО1 не затрагивались, как не затрагиваются его права и Решением Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в администрации МР «».
Что касается признания незаконным решения Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации МР «», то данное решение представительного органа утратило силу в связи с решением Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы». Следовательно, утратили силу все правовые последствия, связанные с его изданием.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Право на судебную защиту выступает как гарантия отношении всех конституционных прав и свобод, а закрепляющая это право ст.46 Конституции РФ находится в неразрывном единстве с ее ст.21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (ст.17 ч.2, ст.18 Конституции РФ).
Гарантией защиты гражданских и иных прав граждан является предусмотренное ст.4 КАС РФ право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст.46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрен особый порядок распределения бремени доказывания по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Так, на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Недоказанность подлежащих установлению обстоятельств влечет негативные процессуальные последствия для лица, на которое возложено бремя доказывания указанных обстоятельств.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Судом установлено и не отрицалось в ходе судебного заседания административным истцом ФИО1, что об изданных ФИО5, будучи главой МР «», постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ "О досрочном прекращении полномочий главы МР «» и распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ№-р о переводе ФИО6, ему стало известно не позднее следующего дня, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
К такому выводу суд приходит исходя и из того, что сам административный истец на момент издания указанных локальных актов работал в администрации МР «», имеется видеозапись обращения ФИО5 к жителям района.
С настоящим исковым заявлением ФИО8 обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении значительно более чем трехмесячного срока обращения в суд.
Ходатайство о восстановлении пропущенного административным истцом срока для обращения в суд с административными исковыми требованиями суду не представлено, о восстановлении указанного срока в ходе судебного разбирательства административный истец не просил, уважительность причин пропуска трехмесячного срока суду не представил, что также является самостоятельным основанием для отказа в иске.
С учетом изложенного суд считает необходимым в удовлетворении указанных административных исковых требований ФИО1 отказать, в том числе и ввиду пропуска административным истцом установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 226-227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к главе администрации МР «» к ФИО7 о признании незаконными и недействительными: распоряжение главы МР «» от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном сложении полномочий ФИО5, об увольнении первого заместителя главы МР «» ФИО6 и о назначении на эту должность ФИО7; всех приказов, распоряжений и указаний, подписанных ФИО7 от имени главы района с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; итогов конкурса и выборов главы администрации МР «» ДД.ММ.ГГГГ; решение Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации МР «», решение Собрания депутатов МР «» от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы», распоряжение администрации МР «» №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении ФИО7 на должность заместителя заведующего отделом кадров и правовой работы» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.А. Испагиев