ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-138/2022 от 01.02.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0041-01-2021-002176-41

Судья Цокуренко Н.П. Дело № 11-138/2022

Р Е Ш Е Н И Е

01 февраля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Донские зори» Попова И.В. на решение судьи Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Донские зори»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО5. от 25.08.2021 г. ООО «Донские зори» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2021 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия от 25.08.2021 года оставлено без изменения, жалоба ООО «Донские зори» – без удовлетворения.

На решение судьи Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2021 года генеральным директором ООО «Донские зори» Поповым И.В. подана жалоба в Ростовский областной суд, в которой ставится вопрос об изменении указанного судебного акта в части назначения наказания, путем замены штрафа в размере 200 000 рублей на предупреждение, либо снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья Ростовского областного суда не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Часть 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В силу п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленным частью 15 данной статьи ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

В соответствии с ч.1, ч.2, ч.11 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет использование водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений, в том числе и размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос. Объектом посягательства данного правонарушения является охраняемая законом природная среда и правила природопользования, нарушение безопасности среды обитания водных биологических ресурсов нарушает, в том числе, право граждан РФ на безопасную природную среду.

Как усматривается из материалов дела, 27.07.2021г. сотрудниками Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и республике Калмыкия при обследовании территории земельного участка, расположенного в прибрежной защитной полосе р. Миус на 74,3 км., от устья, в 2,65 км восточнее от юго-западной окраины х. Дараганов Матвеево-Курганского района Ростовской области зафиксирован факт размещения отвалов размываемых грунтов в виде насыпи грунта вдоль береговой линии водного объекта р. Миус, примерно в 30 метрах от уреза воды, шириной примерно 5м., глубина снятия поверхностного слоя почвы 2,5м, образуя съезд к водозаборному сооружению, весь снятый для прокладки напорного трубопровода грунт размещен в виде отвалов по обе стороны, в границах прибрежной защитной полосы р. Миус, образовавшихся в результате проведения ООО "Донские зори»" строительства системы орошения, которая представляет собой насос, трубопровод, водозаборное устройство погруженное, магистральный трубопровод, катушку с поливочной консолью. Работы проводились в период с 24.11.2020 по 10.12.2020 по техническому перевооружению оросительной системы с установкой машины оросительного барабанного типа и дизельной насосной станции J01R701C, на основании проекта, разработанного ООО «ПроектВодСтрой», подрядчиком ООО «Профмонтаж» по договору подряда от 10.11.2020г., имеется акт приемки работ от 10.12.2020г. На момент обследования размещение отвалов размываемых грунтов в прибрежной защитной полосе на устранено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Донские зари» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Донские зори» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований ставить под сомнение произведенную должностным лицом и судьей районного суда оценку доказательств по делу не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выводы о виновности ООО «Донские зори» в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности общества в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого решения.

Постановление о привлечении ООО «Донские зори» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Донские зори» в пределах санкции ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ООО «Донские зори» с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Определенные должностным лицом административного органа вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям ст. ст. 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым, назначено в размере административного штрафа для юридических лиц.

Вопреки доводам жалобы основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют, так как обществом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения положений специального законодательства, его действия представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таких исключительных обстоятельств по делу не установлено, соответственно назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения и не может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Донские зори», – оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Донские зори» Попова И.В. – без удовлетворения.

СУДЬЯ: