ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-79/2013 от 21.05.2014 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

                 Административное дело № 11-79/2013г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 город Пермь                             21 мая 2014 года

     Судья Кировского районного суда г. Перми Елохова Л.Н., при секретаре Селетковой Н.Л., с участием представителя юридического лица Открытого акционерного общества «Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения» (далее – ОАО «НПО Горнефтемаш») – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «НПО Горнефтемаш» на постановление мирового судьи судебного участка №..., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №..., от ДД.ММ.ГГГГ, которым:

     юридическое лицо ОАО «НПО Горнефтемаш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 у с т а н о в и л а:

     Постановлением мирового судьи судебного участка №..., и.о. мирового судьи судебного участка №..., от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ОАО «НПО Горнефтемаш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десяти тысяч) рублей.

 Согласно постановлению, ДД.ММ.ГГГГ в результате внеплановой документарной проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю выявлено, что Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения», расположенное по адресу: <АДРЕС>, не выполнило в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписание старшего государственного инспектора по геологическому контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю №... от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении соблюдения требований Закона РФ «О недрах» при пользовании участком недр с целью добычи подземных вод из скважины №..., при этом основанием для выдачи предписания явилось нарушение ст. 11 Закона РФ «О недрах».

     ОАО «НПО Горнефтемаш» просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

 В обоснование доводов жалобы Обществом указано на то, что ОАО «НПО Горнефтемаш» обращалось в Управление по недропользованию по Пермскому краю за переоформлением лицензии на право пользования недрами (серия №... зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ.) в связи со сменой наименования предприятия (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №...). Письмом №... от ДД.ММ.ГГГГ Управление по недропользованию по Пермскому краю отказало ОАО «НПО Горнефтемаш» в переоформлении лицензии, ссылаясь на п.п.5 п.2 ст. 17, п.п.5 п. 65 Административного регламента «отказ в переоформлении лицензии на право пользования недрами следует в случаях, когда заявка подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных п. 61 Административного регламента», и сообщила, что право пользования недрами, предоставленное в соответствии с лицензией №..., не прекращено.

 Также Управление разъяснило, что в ст. 20 Закона РФ «О недрах» отсутствуют основание для досрочного прекращения права пользования недрами в связи с не своевременным обращением за переоформлением лицензии на право пользования недрами в установленном законодательством РФ «О недрах» случае.

 Ст. 11 и ст. 17.1 Закона РФ «О недрах», на которое дается ссылка в предписании Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от 12.03.2013г. № 06-02/011, не указано, что не своевременное обращение за переоформлением лицензии на право пользования недрами является нарушением.

 Предписание №... от ДД.ММ.ГГГГ не указывает четкие действия, которые необходимо совершить Обществу, каким способом и как действовать.

 Представитель юридического лица ФИО1 в судебном заседании в районном суде доводы жалобы поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что на ДД.ММ.ГГГГ, на момент проведения проверки ОАО «НПО Горнефтемаш» лицензию на право пользования недрами не переоформило и продолжает осуществлять пользование недрами для добычи подземных вод из скважины №.... При этом за переоформлением лицензии в соответствии с требованиями действующего законодательства в Управление Росприроднадзора в целях исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №... не обращались, так как ранее, в ДД.ММ.ГГГГ, Обществу уже было отказано в переоформлении лицензии №..., выданной ОАО «Завод горно-шахтного машиностроения» в связи с истечением срока, установленного для обращения за переоформлением лицензии. Лицензия №... была выдана до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому на момент проверки она являлась и является действующей. Реорганизации Общества не было, произошла только смена наименования предприятия, права и обязанности остались у одного и того же юридического лица, в связи с чем полагает, что 6-ти месячный срок, установленный для переоформления лицензии на них не распространяется. Ни предписание госоргана, ни отказ в переоформлении лицензии Обществом в установленном порядке не обжаловался.

 Выслушав пояснения представителя юридического лица Открытого акционерного общества «Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения» (далее – ОАО «НПО Горнефтемаш») – ФИО1, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю – ст. государственного инспектора по геологическому контролю ФИО2, исследовав административное дело, судья считает, что жалоба ОАО «НПО Горнефтемаш» удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

 Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

 В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

                         - 2 -

 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

 Согласно преамбуле Федерального закона "О недрах", недра - это часть земной коры, расположенного ниже почвенного слоя.

 В преамбуле комментируемого Закона также провозглашено, что данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр.

 Согласно абз. 1 ст. 9 Закона РФ "О недрах", пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

 Абзацем 5 ст. 9 Закона N 2395-1 предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

 В силу ч. 7 ст. 9 закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

     Основаниями возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности ( ч. 3 ст. 10.1 Закона).

 Согласно ст. 11 ч. 1 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

 В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона РФ «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

 Согласно положениям ст. 17.1 данного Закона право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе, в случае, реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы.

 При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

 Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.

 Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.

 Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. N 315, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2009 г., регистрационный номер 15837, и опубликованным в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за 2010 г., N 10, утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

 Подпунктом 5 пункта 2 статьи 17 указанного Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в исполнении государственных функций по переоформлению лицензии на пользование участком недр является подача заявки на переоформление лицензии по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента.

 Согласно пункту 5 статьи 65 Регламента, отказ в переоформлении лицензии на пользование участком недр следует в случаях, если заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента.

 Нарушение условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона РФ N 2395-1, является основанием для прекращения права пользования недрами (абз. 1 п. 4 ст. 20 Закона).

 Согласно пунктам 2, 3, 7, 9 части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; по инициативе владельца лицензии; по инициативе недропользователя по его заявлению.

 В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах").

 В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона РФ N 2395-1, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

                             - 3 -

 В силу положений ст. 49 указанного Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

 Из материалов данного дела об административном правонарушении установлено следующее.

 Главным управлением природопользования и Комитетом природных ресурсов ОАО «Завод горно-шахтного машиностроения» сроком до ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия №... от ДД.ММ.ГГГГ на поиски подземных вод и их последующую добычу для хозпитьевого и производственно-технического водоснабжения о/л «...» с указанием в ней места расположения участка недр <АДРЕС> (л.д. 37).

 Согласно п. 1.2 Устава ОАО «НПО Горнефтемаш», утвержденного Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Завод горно-шахтного машиностроения» от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «НПО Горнефтемаш» учреждено Комитетом по управлению имуществом Пермской области путем преобразования государственного предприятия «Завод горно-шахтного машиностроения» и является его правопреемником (л.д. 58).

 ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка в отношении ОАО «Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения», по итогам которой Обществу было выдано предписание №... от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому юридическому лицу необходимо обеспечить соблюдение требований Закона РФ «О недрах» при пользовании участком недр с целью добычи подземных вод из скважины №... – нарушение ст. 11 Закона РФ «О недрах» (срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ).

 Предписание от ДД.ММ.ГГГГ №... получено представителем Общества ДД.ММ.ГГГГ.

 Приказом Врио руководителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю П. от ДД.ММ.ГГГГ №... в отношении ОАО «НПО Горнефтемаш» было назначено проведение внеплановой документарной проверки, целью которой являлся контроль исполнения предписания №... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).

 Назначение и проведение указанной внеплановой документарной проверки проведено в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 Распоряжение о проведении проверки было получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела геологического надзора и охраны ФИО2 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «НПО Горнефтемаш», в ходе которой выявлено, что предписание в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ, юридическим лицом не исполнено, а именно, ОАО «НПО Горнефтемаш» не обеспечило соблюдение требований Закона РФ «О недрах» и в нарушение ст. 11 указанного Закона осуществляет пользование участком недр с целью добычи подземных вод из скважины №... без специального разрешения в виде лицензии, удостоверяющей его право на пользование участком недр (л.д. 22-23).

 В соответствии с информацией Управления по недропользованию по Пермскому краю №... от ДД.ММ.ГГГГ, лицензия на право пользования недрами ОАО «НПО Горнефтемаш» не выдавалась (л.д. 33).

 По факту невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №... в отношении ОАО «НПО Горнефтемаш» составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-5).

 Указанный протокол об административном правонарушении полностью соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2, ст. 25.5 КоАП РФ.

 Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю ФИО2 в судебном заседании подтвердила, что на момент проведения ею документарной проверки в отношении «НПО Горнефтемаш» было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Завод горно-шахтного машиностроения», имевший лицензию №... на право пользования недрами, сменил наименование на ОАО «НПО Горнефтемаш». При этом ОАО «НПО Горнефтемаш» лицензию на право пользования недрами не переоформило и продолжает осуществлять пользование недрами для добычи подземных вод из скважины №..., пробуренной на участке недр, предоставленном ОАО «Завод горно-шахтного машиностроения» по лицензии №.... Основываясь на положениях подп. 5 ч. 2 п. 17, подп. 5 п. 65 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315, Управление по недропользованию по Пермскому краю в ответ на заявку ОАО «НПО Горнефтемаш» отказало в переоформлении лицензии, поскольку с момента изменения наименования юридического лица – пользователя недр до момента поступления заявки в Пермьнедра прошло 8 лет 5 месяцев. На момент проведения внеплановой документарной проверки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «НПО Горнефтемаш» не имеет специального государственного разрешения в виде лицензии, зарегистрированной в Едином госреестре лицензий, и удостоверяющей право на пользование участком недр с целью добычи подземных вод из скважины №..., хотя продолжало осуществлять использование указанного участка недр. Таким образом, ОАО «НПО Горнефтемаш» в установленный срок не выполнило предписание от ДД.ММ.ГГГГ №..., тем самым не обеспечив соблюдение требований ст. 11 Закона РФ «О недрах».

 Факт осуществления использования указанным участком недр с целью добычи подземных вод из скважины №... по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представитель юридического лица ФИО1 подтвердил.

 В судебном заседании также установлено, что предписание №... от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке не обжаловалось, соответственно с данным предписанием ОАО «НПО Горнефтемаш» согласилось в полном объеме, однако в свою очередь требования предписания не исполнены, в установленный в предписании срок юридическое лицо действий по оформлению своего права пользования недрами в соответствии с указанными выше положениями Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" не предпринимало.

 То обстоятельство, что ранее, ДД.ММ.ГГГГ, юридическому лицу было отказано в переоформлении лицензии в связи с пропуском установленного п.п.5 пункта 17 указанного выше Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 года № 315, срока подачи заявки для переоформления, не устраняет административную ответственность по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ ОАО «НПО «Горнефтемаш» продолжало осуществлять использование участка недр с целью добычи подземных вод из скважины № 90059, что в свою очередь, обязывало юридическое лицо осуществлять данное

                         - 4 -

 использование только при наличии у него оформленного в законном порядке специального разрешения (лицензии) на право пользования этими недрами.

 Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что юридическим лицом ОАО «НПО Горнефтемаш» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не были приняты меры по выполнению в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах", что свидетельствует о совершении ОАО «НПО Горнефтемаш» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

 Поэтому действия юридического лица – Открытого акционерного общества «Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения» мировым судьей правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

 Нарушений процессуальных норм КоАП РФ, влекущих отмену постановления мирового судьи, не установлено.

 Административное наказание назначено юридическому лицу с учетом общих правил назначения наказания, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в соответствии с требованиями статей 4.2, 4.3 КоАП РФ, находится в пределах санкции статьи ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и является минимальным.

 Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

 Таким образом, оснований для отмены постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

 Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

 р е ш и л а:

     Постановление мирового судьи судебного участка №..., исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка №..., от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – Открытого акционерного общества «Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, жалобу ОАО «НПО Горнефтемаш» – без удовлетворения.

 Судья Л.Н. Елохова