ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 110001-01-2022-006525-80Д от 01.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД № 11RS0001-01-2022-006525-80 Дело № 2а-5496/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

с участием административного истца Воробьева В.В.,

представителя административного истца Никулина А.В.,

представителя административного ответчика Власовой Л.И.,

административного соответчика Жарикова В.С.,

при секретаре Кипрушевой И.А.,

рассмотрев 1 июня 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Воробьева Виктора Викторовича к Государственному Совету Республики Коми, председателю Государственного Совета Республики Коми Усачеву Сергею Анатольевичу, Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике, председателю Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике Жарикову Владимиру Сергеевичу о признании незаконными постановления, решения,

установил:

Воробьев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному Совету Республики Коми о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2022 № VII-5/27 «О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики», возложении обязанности отменить постановление Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года № VII-5/27, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения по делу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений, обратить решение к немедленному исполнению. В обоснование заявленных требований указал, что 22 марта 2022 года постоянной комиссией по регламенту и депутатской этике Государственного Совета Республики Коми принято решение № 1 «О результатах рассмотрения предложения Председателя Государственного Совета Республики Коми Усачёва С.А. и обращений Артеева С.В., Дегтяревой Л.Н. и Беляцкого Ю.Е., поступивших в Постоянную комиссию Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике». Как следует из указанного решения, комиссия, рассмотрев ряд обращений, признала факт неоднократного нарушения административным истцом, депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В., правил депутатской этики, предусмотренных частью 2 статьи 112 Регламента, в соответствии с которой депутат Государственного Совета Республики Коми уважает достоинство других депутатов Государственного Совета, а также должностных лиц, и граждан, воздерживается от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей и законодательный орган, в состав которого он избран. Нарушения комиссия усмотрела в оценке деятельности депутатов - членов фракции «Единая Россия», входящих в Президиум Государственного Совета Республики Коми, как «Печальное сочетание сервильности с трусостью» в телеграмм-канале t.me/justicepoet, назначении административному истцу административного наказания Невским районным судом Санкт-Петербурга, а также в негативном высказывании административного истца в отношении военной операции на Украине. Как видно из решения постоянной комиссии по регламенту и депутатской этике, фактически комиссия сочла нарушением депутатской этики выражение административным истцом несогласия с действиями фракции «Единая Россия», а также с проводимой федеральными властями внешней политикой, однако депутат не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Кроме того, само по себе выражение точки зрения, отличной от главенствующей в республиканском парламенте, не может считаться нарушением, в том числе депутатской этики. Не приводится в решении постоянной комиссии и постановлении Государственного Совета и обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о том, что форма высказываний административного истца нарушила этические нормы, требующие уважения достоинства других лиц. Постановление Невского районного суда Санкт-Петербурга, которым административному истцу было назначено административное наказание в виде административного ареста, не могло быть предметом обсуждения и оценки Государственного Совета, поскольку не вступило в законную силу. При таких обстоятельствах постановление Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года № VI1-5/27 «О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьевым В.В. правил депутатской этики» не может быть признано законным и подлежит отмене.

В ходе судебного разбирательства административный истец Воробьев В.В. заявленные административные требования дополнил: просил признать незаконным решение постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по регламенту и депутатской этике от 22 марта 2022 года № 1 «О результатах рассмотрения предложения Председателя Государственного Совета Республики Коми Усачёва С.А. и обращений Артеева С.В., Дегтярёвой Л.Н. и Беляцкого Ю.Е., поступивших в Постоянную комиссию Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике»; признать незаконным постановление Государственного Совета Республики Коми от 24 марта 2022 года № VII-5/27 «О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики».

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: председатель Государственного Совета Республики Коми Усачев С.А., постоянная комиссия Государственного Совета Республики Коми по регламенту и депутатской этике, председатель постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по регламенту и депутатской этике Жарикова В.С.

В судебном заседании административный истец Воробьев В.В. и его представитель Никулин А.В. требования поддержали.

Представитель административного ответчика Государственного Совета Республики Коми Власова Л.И., административный ответчик Жариков В.С. в судебном заседании заявленные требования не признали.

Административный ответчик - председатель Государственного Совета Республики Коми Усачёв С.А. в судебном заседании участия не принял, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Воробьев В.В. является депутатом Государственного Совета Республики Коми, VII созыва.

22.03.2022 состоялось заседание Постоянной комиссии по регламенту и депутатской этике (далее Комиссии).

Основанием для проведения заседания послужили:

- предложение Председателя Государственного Совета Усачева С.А. от 17.02.2022 о рассмотрении публикации депутата Государственного Совета Воробьева В.В. в системе мгновенного обмена сообщениями Telegram от 10.02.2022;

- письменное обращение депутата Государственного Совета Артеева С.В. от 10.03.2022 № А-11/2022 о назначении депутату Государственного Совета Воробьеву В.В. административного наказания по части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Невским районным судом города Санкт-Петербурга;

- письменные обращения избирателей относительно публикации видеообращения и высказываний депутата Государственного Совета Воробьева В.В. в системе мгновенного обмена сообщениями Telegram от 01.03.2022 и в социальной сети "ВКонтакте" от 28.02.2022, в которых Воробьев В.В. негативно высказался в отношении специальной военной операции на Украине (обращение Дегтяревой Л.Н. от 01.03.2022, обращение Беляцкого Ю.Е. от 06.03.2022).

Депутату Государственного Совета Воробьеву В.В. было направлено письменное приглашение на заседание Комиссии, назначенное на 22.03.2022, с приложением необходимых материалов: посредством системы электронного документооборота Республики Коми 14.03.2022, на электронную почту депутата Воробьева В.В. ... 15.03.2022 (т.е. за 6 дней до заседания).

На заседании Комиссии по Регламенту 22.03.2022 присутствовало 6 членов Комиссии из 8.

Воробьев В.В. в заседании Комиссии участия не принимал.

Установлено, что Воробьев В.В. в период времени с 07.03.2022 по 21.03.2022 отбывал административный арест в Спецприемнике ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу.

По результатам рассмотрения поступивших в Комиссию предложения Председателя Государственного Совета, обращения депутата Артеева С.В., обращений граждан Дегтяревой Л.Н. и Беляцкого Ю.Е. Комиссия единогласно решила признать факт неоднократного нарушения депутатом Воробьевым В.В. правил депутатской этики, предусмотренных частью 2 статьи 112 Регламента, внести вопрос о нарушении депутатом Воробьевым В.В. правил депутатской этики на рассмотрение очередного заседания Государственного Совета и рекомендовать Государственному Совету лишить депутата Воробьева В.В. права выступления на двух ближайших заседаниях Государственного Совета (решение от 22.03.2022 № 1).

Решение Комиссии в соответствии с полномочиями, установленными подпунктом 4 пункта 8 Положения, подписано Председателем Комиссии Жариковым В.С.

В ходе обсуждения повестки дня заседания Государственного Совета дополнительный вопрос № 2 "О рассмотрении решения Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике от 22 марта 2022 года № 1, касающегося нарушения депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьевым В.В. правил депутатской этики" по предложению председателя Постоянной комиссии по Регламенту и депутатской этике Жарикова В.С. включен в повестку дня заседания по результатам процедурного голосования (за - 22, против - 2, воздержались - 1, не голосовали - 1).

Государственный Совет 24.03.2022, на II заседании V сессии Государственного Совета VII созыва, рассмотрел решение Комиссии от 22.03.2022 № 1, связанное с нарушением депутатом Воробьевым В.В. правил депутатской этики, и большинством голосов решил лишить депутата Воробьева В.В. права выступления на двух ближайших заседаниях Государственного Совета.

На II заседании V сессии Государственного Совета VII созыва 24.03.2022 присутствовало 26 депутатов - кворум для проведения заседания имелся.

Как следует из стенографического отчета II заседания V сессии Государственного Совета VII созыва 24.03.2022, голосование по вопросу принятия Постановления Государственного Совета Республики Коми о лишении депутата Государственного Совета Республики Коми Воробьева В.В. права выступления на двух ближайших заседаниях Государственного Совета Республики Коми (включая II заседание V сессии Государственного Совета Республики Коми VII созыва) состоялось следующим образом: за - 22; против - 4; воздержались - 0; не голосовали - 0.

Постановление Государственного Совета Республики Коми от 24.03.2022 № VII-5/27 "О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики" подписано Председателем Государственного Совета в силу полномочий, предоставленных ему пунктом 3 части 3 статьи 11 Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми". В соответствии с пунктом 2 Постановление вступило в силу с момента его принятия, то есть 24.03.2022.

Срок применения к административному истцу указанной меры истек 21.04.2022.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности оспариваемых актов: решений Комиссии и Государственного Совета.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1).

Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (пункт 11 статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности (подпункт "а"), оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "и").

В соответствии со ст. 71 Конституции Республики Коми Государственный Совет Республики Коми (далее Государственный Совет) является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственный Совет Республики Коми избирается сроком на пять лет. Государственный Совет Республики Коми самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Статьей 72 Конституции Республики Коми определено, что Государственный Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний комитетов, иных органов Государственного Совета. Заседание Государственного Совета правомочно, если в его работе участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми" статус депутата, его права, обязанности, гарантии, условия осуществления депутатской деятельности, ограничения, связанные с депутатской деятельностью, определяются федеральным законодательством, Конституцией Республики Коми, законом Республики Коми.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми", депутатом является избранный гражданами в соответствии с законодательством о выборах представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Совете Республики Коми (далее - Государственный Совет) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми", настоящим Законом, другими законодательными актами. Правила депутатской этики устанавливаются в Регламенте Государственного Совета. Нарушения депутатом правил депутатской этики рассматриваются в порядке, установленном Регламентом Государственного Совета.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 184-ФЗ статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми", Государственный Совет может образовывать из числа депутатов постоянные комиссии Государственного Совета (далее - постоянные комиссии) по определенным направлениям деятельности Государственного Совета, которые являются органами Государственного Совета и подотчетны ему. Постоянные комиссии осуществляют подготовку, предварительное рассмотрение проектов правовых актов и иных вопросов по направлениям своей деятельности, обладают иными полномочиями в соответствии с Регламентом и (или) положением(ями) о постоянных комиссиях, утверждаемым(и) Государственным Советом. Постоянные комиссии образуются на срок полномочий Государственного Совета. Постоянную комиссию возглавляет председатель постоянной комиссии Государственного Совета (далее - председатель постоянной комиссии). Председатель постоянной комиссии работает на профессиональной постоянной основе. Государственный Совет может избрать заместителя председателя постоянной комиссии.

Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98 принят Регламент Государственного Совета Республики Коми (далее Регламент).

В соответствии с частью 1,2 ст. 112 Регламента депутатская этика означает совокупность норм и правил поведения депутата Государственного Совета, которыми он руководствуется в своей деятельности. Депутат Государственного Совета уважает достоинство других депутатов Государственного Совета, а также должностных лиц и граждан, воздерживается от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей и законодательный орган, в состав которого он избран. Депутаты Государственного Совета осуществляют свою деятельность на основе принципов депутатской этики, установленных в части 1 статьи 10 Закона Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми".

Частью 11 ст. 112 Регламента установлено, что вопросы, связанные с нарушением норм настоящего Регламента и депутатской этики, а также неисполнением депутатских обязанностей рассматривает постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике: по предложению Председателя Государственного Совета Республики Коми, его заместителей или председателей комитетов; по собственной инициативе; по письменному заявлению депутата Государственного Совета, группы депутатов Государственного Совета, избирателей.

Частью 11-1 ст. 112 Регламента (приведена в редакции Постановления Госсовета РК от 18.02.2021 N VII-2/24) предусмотрено, что в случае установления факта нарушения депутатом Государственного Совета правил депутатской этики Постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике вправе:

1) указать депутату Государственного Совета на недопустимость нарушения правил депутатской этики;

2) предложить депутату Государственного Совета принести публичные извинения за нарушение правил депутатской этики;

3) принять решение о рассмотрении данного вопроса на заседании Государственного Совета с рекомендацией о сообщении о факте нарушения депутатом Государственного Совета правил депутатской этики в средствах массовой информации и (или) лишении депутата Государственного Совета права выступления на заседании (заседаниях) Государственного Совета.

По результатам рассмотрения предложений и заявлений Постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике доводит принятое ею решение до сведения заявителя и (или) депутатов Государственного Совета либо вносит предложение о рассмотрении данного вопроса на заседании Государственного Совета. Рассмотрение вопросов депутатской этики на заседании Государственного Совета проводится в закрытом режиме ч. 12 ст. 112 Регламента).

Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 июня 2008 года N IV-3/128 утверждено Положение о Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике" (далее Положение).

Разделом II Положения предусмотрено, что к ведению комиссии относятся, в числе прочего, вопросы, связанные с депутатской этикой.

В разделе Положения указано, что комиссия готовит предложения и проекты нормативных актов по вопросам Регламента Государственного Совета, депутатской этики и статуса депутатов.

Комиссией руководит председатель комиссии, который осуществляет свою деятельность на профессиональной постоянной основе (пункт 7 раздела IV).

Разделом VII предусмотрен порядок работы комиссии.

Основной формой работы комиссии является заседание комиссии (пункт 14). День, время, место проведения, план заседания комиссии определяются председателем комиссии и доводятся до депутатов - членов комиссии (пункт 17). Приглашенные на заседание комиссии лица извещаются о дне, времени и месте проведения заседания комиссии не позднее чем за 7 дней до дня заседания комиссии (пункт 18). На заседание комиссии в обязательном порядке приглашаются лица, которых касается рассматриваемый на заседании вопрос, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6-1 пункта 5 и пунктом 32-1 настоящего Положения (пункт 20). Комиссия большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии вправе принять решение о проведении закрытого заседания, а также о рассмотрении некоторых вопросов в закрытом режиме (пункт 24). Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии (пункт 26).

Пунктом 29 предусмотрена процедура обсуждения и принятия решения по вопросу, включенному в план заседания комиссии:

1) доклад по обсуждаемому вопросу;

2) ответы докладчика на вопросы;

3) обмен мнениями членов комиссии;

4) обсуждение и согласование замечаний, предложений, результатов экспертиз по рассматриваемому вопросу;

5) принятие решения.

По рассматриваемым вопросам комиссия большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии принимает решения, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, дает отзывы (пункт 31 Положения).

Решения комиссии по вопросам, рассматриваемым на заседании Государственного Совета, доводятся до Государственного Совета на заседании Государственного Совета при рассмотрении соответствующего вопроса председателем ответственного комитета, а при необходимости председателем или уполномоченным членом комиссии. Иные решения комиссии доводятся до Председателя Государственного Совета, заинтересованных лиц, а по поручению Председателя Государственного Совета до всех депутатов Государственного Совета и иных лиц (пункт 32 Положения).

Установлено, что факт публикации от имени Воробьева В.В. «Печальное сочетание сервильности с трусостью» в телеграмм-канале t.me/justicepoet, привлечение Воробьева В.В. к административной ответственности Невским районным судом Санкт-Петербурга по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ за участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, а также негативное высказывание административного истца в отношении военной операции на Украине в видеообращении имели место, административным истцом не опровергнуты.

Заседание Комиссии было правомочно, так как присутствовало 6 из 8 депутатов, решение принято в соответствии с абзацем вторым части 12 статьи 112 Регламента, что свидетельствует о соблюдении требований, предусмотренных Положением о комиссии и Регламентов.

Довод Воробьева В.В. о невозможности явки на заседание Комиссии 22 марта 2022 года в связи с тем, что срок его административного ареста закончился 21 марта 2022 года, по мнению суда, не является основанием для признания этого решения незаконным, так как решение Комиссии носит рекомендательный характер, прав, свобод и законных интересов Воробьева В.В. не нарушает.

Дополнительный вопрос № 2 "О рассмотрении решения Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике от 22 марта 2022 года № 1, касающийся нарушения депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьевым В.В. правил депутатской этики", включен в повестку дня по предложению председателя Комиссии Жарикова В.С., что предусмотрено нормами статьи 41, части 12 статьи 112 Регламента.

При рассмотрении Государственным Советом Республики Коми вопроса, касающегося нарушения депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьевым В.В. правил депутатской этики, кворум имелся, решение принято большинством голосов. Воробьев В.В. принимал участие в и давал объяснения. Постановление Государственного Совета Республики Коми от 24.03.2022 № VII-5/27 "О рассмотрении вопроса, связанного с нарушением депутатом Государственного Совета Республики Коми Воробьёвым В.В. правил депутатской этики" принято в пределах полномочий Государственного Совета в правомочном составе большинством голосов от числа избранных депутатов.

Оспариваемые акты: решение Комиссии и Постановление Государственного Совета Республики Коми не носят нормативного характера и касается внутреннего распорядка деятельности Государственного Совета. Права административного истца обжалуемыми актами нарушены не были, так как при их принятии постоянная комиссия по Регламенту и депутатской этике и Государственный Совет Республики Коми руководствовались нормами действующего законодательства Российской Федерации, Республики Коми, Законом Республики Коми "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми", Регламента Государственного Совета, расценив действия административного истца Воробьева В.В., как нарушение правил депутатской этики.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Нарушения требований федерального законодательства, законодательства Республики Коми, регулирующего вопросы статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при принятии оспариваемого решения не установлено.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из содержания статьи 218, статьи 227 КАС РФ, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действия (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Такая совокупность условий для признания оспариваемых действий административных ответчиков незаконными, равно как и факты нарушения прав и законных интересов Воробьева В.В. по делу не установлены.

Само же по себе несогласие Воробьева В.В. с оспариваемыми действиями административных ответчиков, в том числе с мотивами принятия решений, не свидетельствует о нарушении его прав.

Относительно доводов Воробьева В.В. о том, что он не нарушал депутатской этики, так как имел право выражать свое мнение относительно проводимой в государстве внешней политики, действий фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», то есть касающихся мотивов принятия оспариваемых решений, суд отмечает следующее.

В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Системное толкование приведенных выше положений нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые решения не могут быть признаны незаконными по причинам, связанным с мотивами принятия решения о лишении административного истца права выступления на заседаниях Государственного Совета Республики Коми, которые не подлежат оценке судом. Суд не вправе проверять обоснованность решений, принимаемых применительно к конкретным фактам, повлекшим формирование такой позиции членов комиссии и представительного органа. Проверке подлежит только процедура принятия этих решений.

Учитывая изложенное, административные исковые требования депутата Государственного Совета Республики Коми Воробьева В.В. о признании незаконными Постановления Государственного Совета Республики Коми от 24.03.2022 № VII-5/27, решения постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по регламенту и депутатской этике от 22 марта 2022 года № 1 «О результатах рассмотрения предложения Председателя Государственного Совета Республики Коми Усачёва С.А. и обращений Артеева С.В., Дегтярёвой Л.Н. и Беляцкого Ю.Е., удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Воробьева Виктора Викторовича к Государственному Совету Республики Коми, председателю Государственного Совета Республики Коми Усачеву Сергею Анатольевичу, Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике, председателю Постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по Регламенту и депутатской этике Жарикову Владимиру Сергеевичу о признании незаконными Постановления Государственного Совета Республики Коми от 24.03.2022 № VII-5/27, решения постоянной комиссии Государственного Совета Республики Коми по регламенту и депутатской этике от 22 марта 2022 года № 1, возложении обязанности сообщить об устранении нарушений.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 07.06.2022.

Судья Н.Е. Колосова