ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 110001-01-2022-007036-02Д от 14.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД № 11RS0001-01-2022-007036-02 Дело № 2а-5690/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Войтко М.Н.,

с участием административного истца Воробьева В.В., представителя административного истца Коснырева В.В., представителя административного ответчика Министерства юстиции РФ Леоновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Воробьева Виктора Викторовича к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, заместителю Министра юстиции РФ Свириденко Олегу Михайловичу, первому заместителю Министра иностранных дел РФ Титову Владимиру Геннадьевичу о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ от 01.04.2022, согласованного с Министерством иностранных дел РФ, о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений,

установил:

Воробьев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ от 01.04.2022, согласованного с Министерством иностранных дел РФ, о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить административного истца из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Минюстом РФ принято распоряжение о признании его (административного истца) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Копия распоряжения в его адрес направлена не была. Признание административного истца таковым возлагает на него дополнительные обязанности. Воробьев В.В. иностранного финансирования не получал. С 21.12.2021 единственным источником дохода истца является денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств государственного бюджета Республики Коми, в связи с замещением государственной должности Республики Коми. Доказательств, подтверждающих иностранное финансирование, административным ответчиком не представлено.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков заместитель Министра юстиции РФ Свириденко О.М., первый заместитель Министра иностранных дел РФ Титов В.Г.

В судебном заседании административный истец Воробьев В.В., его представитель Коснырев В.В. на требованиях настаивали.

Представитель Министерства юстиции РФ Леонова Н.В. с требованиями не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, обозрев и огласив документы, представленные Министерству юстиции РФ Росфинмониторингом с пометкой для служебного пользования, а также обозрев документы через электронное устройство - ноутбук административного истца, оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Министерства юстиции РФ от 01.04.2022 № 367-р, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Воробьев В.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 32).

02.03.2022 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информировала Министерство юстиции РФ о распространении Воробьевым В.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: «...» ..., «...» ..., «...» .... ..., «...» .... ..., «...» ..., «...» ..., «...» ..., интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, «.../.

За период с марта 2021 года по март 2022 года выявлены следующие факты распространения Воробьевым В.В. сообщений и материалов иностранных средств массовой информации «...)», «...» и ... «...», выполняющие функции иностранного агента:

...

...

...

...

За период с марта 2021 года по март 2022 года выявлены факты участия Воробьева В.В. в создании материалов иностранных средств массовой информации «...», «...)», «...» и ... «...», выполняющие функции иностранного агента:

...

...

...

02.03.2022 Федеральная служба по финансовому мониторингу передала в Министерство юстиции РФ информацию о получении Воробьевым В.В. с мая 2019 по февраль 2022 года иностранного финансирования, а именно в марте 2020 года 1 операция на сумму <данные изъяты> рублей от иностранного источника (...), а также опосредованного иностранного финансирования: в ноябре 2020 года 1 операция на сумму <данные изъяты> рублей от ООО «...», в феврале 2021 года 1 операция на сумму <данные изъяты> рублей от ООО «...», в апреле 2021 года 2 операции на сумму <данные изъяты> рублей от МОО «...», включенный 21.07.2014 в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Включение Воробьева В.В. в реестр согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации, что подтверждено выпиской из письма от 01.04.2022 № 5120/дспо (л.д. 48).

04.04.2022 в адрес административного истца направлено уведомление о включении его в реестр (л.д. 13).

Названным уведомлением Воробьев В.В. проинформирован о принятом Министерством юстиции РФ решении с разъяснением установленных законодательством требований.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (абзац 7).

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (абзац 6).

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Порядок).

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9, 14 Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, с учетом требований абзаца 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

На основании абзаца 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.04.2014 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.

Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).

Учитывая установленные факты распространения информации иностранных средств массовой информации на своей персональной страничке в социальных сетях «...»; «...», и участия в создании материалов иностранных средств массовой информации «...», «...)», «...» и ... «...», выполняющий функции иностранного агента, наличие сведений о поступлении денежных средств на счета Воробьева В.В. от иностранных источников, у Министерства юстиции РФ имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 01.04.2022 № 367-р о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Вопреки доводам Воробьева В.В. о недоказанности факта иностранного финансирования, суд исходит из того, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Указанные полномочия Росфинмониторинга определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808.

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).

В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусмотрено, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.

Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.

Оспариваемые действия Министерства юстиции РФ о включении Воробьева В.В. основаны, в том числе, на информации, предоставленной указанным выше органом об иностранном финансировании. Оснований считать предоставленную Росфинмониторингом информацию недостоверной, не имеется.

Документы, представленные Воробьевым В.В. в подтверждении получения денежных средств в марте 2020 года в виде возврата стоимости за оплату билета по проезду, не опровергают факт получения административным истцом денежных средств из иностранных источников в смысле, придаваемом этому понятию в абзаце 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Доводы Воробьева В.В. о том, что признание физического лица иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возможно лишь при установлении связи между получением данным лицом иностранного финансирования и деятельностью, связанной с распространением сообщением и материалов, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании административным истцом положений статьи 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», которые таких условий для признания физического лица средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не содержат.

С учетом приведенных положений законодательства и обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции РФ вынесено должностным лицом в пределах полномочий и при наличии установленных законом обстоятельств.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения Министерства юстиции РФ при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ от 01.04.2022, согласованное с Министерством иностранных дел РФ, о включении Воробьева В.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить административного истца из указанного реестра.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Воробьева Виктора Викторовича к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, заместителю Министра юстиции РФ Свириденко Олегу Михайловичу, первому заместителю Министра иностранных дел РФ Титову Владимиру Геннадьевичу о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ от 01.04.2022, согласованного с Министерством иностранных дел РФ, о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение составлено 16 июня 2022 года.