УИД № 11RS0001-01-2023-010565-04 Дело № 2а-9194/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
с участием административного истца Поповой О.Г., представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Климовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2023 года в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Поповой Ольги Генриховны к администрации МО ГО «Сыктывкар», первому заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегову Александру Александровичу, главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации Голдину Владимиру Борисовичу об отмене решения об отказе в признании садового дома жилым домом,
установил:
Попова О.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» об отмене решения от ** ** **№... об отказе в признании жилым домом садового дома, расположенного по адресу: ..., указав в его обоснование, что данное решение нарушает права и законные интересы административного истца.
В порядке статей 41, 47 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегов А.А., глава МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации Голдин В.Б., в качестве заинтересованного лица – ООО «Компас».
В судебном заседании административный истец Попова О.Г. на требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Климова Л.А. заявленные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, указав на необоснованность заявленных требований и правомерность оспариваемого решения.
Иные административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
С учетом сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.
На основании статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца, что также является правовым основанием для возложения на ответственных лиц соответствующей обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и дом, расположенные по адресу: ...
Административный истец обратилась в ООО «Компас» для составления заключения о состоянии жилого дома.
Согласно заключению от 2023 года обследуемый объект соответствует части 2 статьи 5, статьям 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
** ** ** Попова О.Г. обратилась через отдел по организации предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ей муниципальной услуги – признание садового дома жилым домом на территории МО ГО «Сыктывкар» в отношении дома, расположенного по адресу: ... предоставив пакет документов.
Решением от 27.07.2023 № 038 администрации МО ГО «Сыктывкар» в лице первого заместителя руководителя администрации Можегова А.А. по итогам рассмотрения поданного административным истцом обращения со ссылкой на положения подпункта «а» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и на подпункт 1 пункта 2.10.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.12.2019 № 12/3942, Поповой О.Г. отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Из содержания принятого решения следует, что основанием для отказа административному истцу в предоставлении муниципальной услуги явилось то обстоятельство, что представленное заключение по обследованию технического состояния объекта капитального строительства не соответствует требованиям Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Аналогичные требования содержатся в части 1 статьи 12 указанного Федерального закона.
В силу части 8 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
** ** ** постановлением администрации МО «Сыктывкар» №... утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории МО ГО «Сыктывкар».
Пунктом 2.10.2 административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований к отказу в предоставлении муниципальной услуги, в соответствии с подпунктом 1 которого таким основанием является непредставление заявителем заявления (запроса) о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении № 1 к настоящему административному регламенту, а также документа, предусмотренного подпунктом 4 пункта 2.6 настоящего административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Пунктом 2.6 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
На основании подпункта 1 пункта 2.6 административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель подает заявление о предоставлении муниципальной услуги, а также необходимые документы, в том числе с учетом положения подпункта 4 - заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (представляется в случае признания садового дома жилым домом).
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ).
В силу пункта 55 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Пунктом 56 Положения определено, что для признания садового дома жилым домом собственник садового дома предоставляет заявление о признании садового дома жилым домом (подпункт «а») и заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом) (подпункт «в»).
В силу пункта 62 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 настоящего Положения.
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных подпунктами «а» и (или) «в» пункта 56 Положения (пункт 61 «а» Положения).
Административным ответчиком было изучено представленное Поповой О.Г. заключение по обследованию технического состояния объекта капитального строительства, выполненного ООО «Компас», и сделан вывод о том, что садовый дом не соответствует градостроительным нормам, поскольку фактические отступы с северной и западной сторон от объекта до границ земельного участка не соответствует Правилам. При проектировании жилого дома для круглосуточного проживания не учтены требования СП 55.1330.2016, которые распространяются как на вновь строящиеся и реконструируемые одноквартирные дома. Согласно заключению высота потолков в помещениях первого этажа – 2,40 м, второго этажа – 2,08 м, в то время как подпунктом 6.2 пункта 6 СП 55.13330.2016 определено, что высота помещений жилых комнат и кухни в климатических подрайонах IA, 1Б, 1Г, 1Д и IIA по СП 131.13330 должна быть не менее 2,7 м, а в остальных - не менее 2,5 м в соответствии с СП 54.13330. Высоту комнат, кухни и других помещений, расположенных в мансарде или имеющих наклонные потолки или стены, допускается принимать не менее 2,3 м. В коридорах и при устройстве антресолей высоту помещений допускается принимать не менее 2,1 м. Расстояние между обследуемым садовым домом и границами соседних земельных участков менее 3 м., что не соответствует градостроительным нормам и Правилам.
Общие требования к безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в силу части 2 статьи 5 которого безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований этого федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 этого закона перечни, или требований специальных технических условий.
Статьи 7, 8, 10 названного Федерального закона содержат указания на необходимость соблюдения требований механической безопасности, пожарной безопасности и требований безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Требования вышеназванного Положения предписывают представлять в уполномоченный орган местного самоуправления заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома приведенным требованиям закона к надежности и безопасности, выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом).
Вышеназванным пунктом 56 Положения, на что ранее указано, на заявителя возложена обязанность представить заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно требованиям статьи 8 Федерального закона № 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара.
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий (статья 10 Федерального закона № 384-ФЗ).
При оценке представленных к заявлению о предоставлении документов административным ответчиком как уполномоченным на его рассмотрение органом установлено, что при даче заключения и установлении возможности эксплуатации садового дома как жилого при даче соответствующего заключения не были учтены пункт 6.2 Свода Правил55.13330.2016, устанавливающего требования к таким домам.
Согласно пункту 6.7 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» минимальные расстояния до границы соседнего участка должны быть: от садового (или жилого) дома - 3 м.
В данном случае, с учётом обстоятельств изложенных выше и установленных требований, не получивших свое отражение в представленном заключении, следует вывод о том, что необходимое заключение по обследованию технического состояния объекта, которое бы подтверждало соответствие садового дома требованиям по надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» заявителем при обращении к административному ответчику за предоставлением муниципальной услуги не представлено.
В данном случае, отказ в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на п. 61 «а» - непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами «а» и (или) «в» пункта 56 Положения, подпункт 1 пункта 2.10.2 Административного регламента является правомерным, принятым при наличии к тому правовых оснований, нарушений прав административного истца в предоставлении муниципальной услуги не допущено.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие таких условий как несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решений, действий (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решений, действий (бездействия) незаконным.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке, установленном частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства, административным истцом не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Поповой Ольги Генриховны к администрации МО ГО «Сыктывкар», первому заместителю руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Можегову Александру Александровичу, главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации Голдину Владимиру Борисовичу об отмене решения от ** ** **№... об отказе в признании садового дома жилым домом – отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Прилепова