УИД № 11RS0008-01-2021-002214-16
Дело № 2а-1052/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сосногорск Республики Коми | 15 декабря 2021 года |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Ксендзовой О.Б., с участием прокурора ФИО4, административных ответчиков: руководителя администрации ГП «Войвож» - ФИО2, Главы ГП «Войвож» - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Сосногорска в интересах Российской Федерации, МО ГП «Войвож» к Совету МО ГП «Войвож», руководителю администрации ГП «Войвож» ФИО2 о признании незаконным решения, прекращении полномочий руководителя администрации ГП «Войвож»,
установил:
Прокурор обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с административным иском к указанным административным ответчикам, в котором просит (с учетом уточнения) признать незаконным решение LVI внеочередного заседания Совета МО ГП «Войвож» от ДД.ММ.ГГГГ в части неосвобождения от должности руководителя администрации ГП «Войвож» ФИО2, обязать главу ГП «Войвож» - председателя Совета поселения или гражданина, исполняющего обязанности главы ГП «Войвож», расторгнуть контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО2 о назначении его на высшую муниципальную должность муниципальной службы – руководителя администрации ГП «Войвож», на основании п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе», п.11 ч.1 ст.77, ст.84 ТК РФ.
В обоснование требований административный истец указал, что в связи с поступившей информацией от администрации Главы Республики Коми прокуратурой г. Сосногорска проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции при проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож». Решением Совета МО ГП «Войвож» от ДД.ММ.ГГГГ № ХLV-138 объявлен конкурс на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож». Кандидатами, участвующими в конкурсе, представлены документы для участия в конкурсе, среди которых отсутствовали сведения о доходах. ДД.ММ.ГГГГ конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож» при отсутствии сведений о доходах кандидатов допустила их к участию во втором этапе конкурса, после которого принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении кандидатов Совету ГП «Войвож» для принятия решения о назначении на должность руководителя администрации. ДД.ММ.ГГГГ по результатам голосования Советом поселения ФИО2 признан победителем конкурса и назначен на должность руководителя администрации ГП «Войвож», с ним заключен контракт. Причиной допущенных нарушений закона стала, в том числе, противоречащая законодательству правовая регламентация порядка проведения конкурса, принятая органом местного самоуправления ГП «Войвож». По результатам проведенной проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес Совета ГП «Войвож» с требованием рассмотреть вопрос о расторжении контракта с руководителем администрации ГП «Войвож» ФИО2, принятого на муниципальную службу с нарушением норм действующего законодательства. Советом ГП «Войвож» ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено указанное представление, а также проект решения Совета ГП «Войвож» «Об освобождении от занимаемой должности руководителя администрации ГП «Войвож». По результатам голосования решение, в нарушение требований действующего законодательства, не было принято, в связи с чем, просит удовлетворить административный иск в полном объеме.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – представитель администрации Главы Республики Коми не явился, извещен, представил письменный отзыв на административный иск, в котором посчитал доводы, изложенные в административном иске, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Также просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, в соответствии со ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала, указала на нарушение требований федерального законодательства, в частности Федерального закона от 02.3.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее также – Закон о муниципальной службе) и Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также – Закон о противодействии коррупции). Пояснила, что для кандидатов на должность муниципальной службы необходимо, в том числе соблюдать требования к предоставляемым документам, при непредоставлении которых кандидат не может быть допущен к дальнейшему участию в конкурсе. Порядок проведения конкурса, утвержденный решением Совета ГП «Войвож», не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем, ФИО2 избран и назначен на должность руководителя администрации ГП «Войвож» с нарушением требований действующего законодательства, а, следовательно, контракт с ним должен быть прекращен.
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 с административным иском не согласился, пояснил, что им были представлены все, указанные в Порядке проведения конкурса, документы. Предоставление иных документов не было предусмотрено данным Порядком, в связи с чем, в его действиях отсутствовала противоправность, предусмотренная Законом о противодействии коррупции. После заключения с ним контракта, как с руководителем администрации ГП «Войвож», он, хоть и с нарушением установленного срока, но представил сведения о доходах.
В судебном заседании ФИО5 с административным иском не согласился, пояснил, что вины ФИО2 в нарушении порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы нет, поскольку члены комиссии знали об отсутствии в представленных ФИО2, как кандидатом, документах сведений о доходах кандидата и членов его семьи, а также знали о необходимости предоставления таких документов, однако допустили его до второго этапа конкурса.
По ходатайству ответчика в судебном заседании были допрошены свидетели.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании показала, что работает в должности начальника управления организационно-правовой работы с мая 2019 года. В 2020 году являлась членом конкурсной комиссии на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож». При проведении конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож» ФИО2 были представлены все документы, предусмотренные перечнем, содержащимся в Положении о порядке проведения конкурса. Справка о доходах кандидата и членов его семьи представлена не была. По данному факту замечаний не указывалось, поскольку представление данной справки не было предусмотрено Положением о порядке проведения конкурса.
Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании показала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает руководителем сектора по кадровым вопросам МР «Сосногорск». В 2020 году являлась членом конкурсной комиссии на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож». При проверке документов, представленных кандидатами, в том числе, ФИО2 было выявлено отсутствие справки о доходах кандидата и членов его семьи. Об обязательности предоставления такой справки ей было известно, однако заключения о ее отсутствии не составлялось. Обычно, при отсутствии необходимых документов, секретарь комиссии уведомляет участников о необходимости предоставления недостающих документов еще до начала заседания комиссии. При непредоставлении полного пакета документов кандидат не допускается к участию в конкурсе. Положение о порядке проведения конкурса не предусматривало представления кандидатами справки о доходах.
Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации следует, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В статье 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантировано право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодателем установлена совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска (не соответствие нормативным правовым актам обжалуемого решения, действия (бездействия) и нарушение таким решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч.2 ст.130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
В силу п.1 ч.2 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с ч.5 ст.37 указанного Федерального закона, порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
Материалами дела установлено, что Решением III заседания Совета ГП «Войвож» четвертого созыва № III-10 от 02.11.2016 утверждены Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож» (далее также – Положение) и Проект контракта с руководителем администрации ГП «Войвож».
Пунктом 4.4 Положения определен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению об участии в конкурсе на замещение должности руководителя администрации МО ГП «Войвож», в числе которых сведения о доходах за год, предшествующий году проведения конкурса, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пп.9), иные документы, предусмотренные федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации (пп.14).
Решением XIII заседания Совета ГП «Войвож» четвертого созыва № XIII-47 от 25.07.2017 в вышеуказанное Решение внесены изменения, в том числе в виде исключения из Положения подпунктов 9 и 14 пункта 4.4. пункт 4.4. дополнен следующим абзацем: «граждане, претендующие на замещение должности руководителя администрации муниципального образования по контракту, в течение 15 дней со дня наделения полномочиями по должности (назначении, избрании на должность в уполномоченный Главой Республики Коми орган исполнительной власти Республики Коми по форме справки, утвержденной Президентом Российской Федерации, представляют сведения о своих доходах за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности руководителя администрации муниципального образования контракту, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения указанной должности (на отчетную дату); сведения о дохода супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности руководителя администрации муниципального образования контракту, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения указанной должности (на отчетную дату).
Решением XLV заседания Совета ГП «Войвож» четвертого созыва № XLV-138 от 23.10.2020 определено провести конкурс на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож» (далее также – Конкурс).
Информация об объявлении конкурса, содержащая, в том числе перечень необходимых для предоставления к заявлению об участии в конкурсе, была официально опубликована ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление ФИО2 зарегистрировано в журнале регистрации документов для участия в Конкурсе с указанием перечня фактически приложенных к данному заявлению документов, который соответствует перечню, указанному в Положении.
Из протокола заседания конкурсной комиссии по конкурсу на замещение должности руководителя администрации ГП «Войвож» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после проверки представленных кандидатами документов, последние допущены к участию во втором этапе конкурса.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения Конкурса определено представить Совету ГП «Войвож» для принятия решения о назначении на должность руководителя администрации ГП «Войвож» кандидатов, в том числе ФИО2
Решением XIVII заседания Совета ГП «Войвож» четвертого созыва № XLVII-146 от ДД.ММ.ГГГГ определено назначить руководителем администрации ГП «Войвож» ФИО2, о чем составлен соответствующий протокол.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 заключен контракт о назначении его на высшую муниципальную должность муниципальной службы – руководителя администрации ГП «Войвож».
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции в адрес администрации ГП «Войвож» направлено письменное обращение, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 представил сведения о доходах на себя, супругу и несовершеннолетнего ребенка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые ранее представлены не были, чем нарушены требования Закона Республики Коми от 29.09.2008 № 82-ФЗ «О противодействии коррупции» и распоряжений Главы республик Коми от 12.03.2020 № 41-р и от 22.05.2019 № 99-р. Также указано на необходимость принятия мер по устранению нарушений законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя администрации Главы Республики Коми в адрес прокурора Республики Коми направлено обращение о несоблюдении требований антикоррупционного законодательства при проведении Конкурса с просьбой рассмотреть вопрос о проведении соответствующей проверки.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Сосногорска на основании указанного обращения принято решение о проведении проверки деятельности Совета МО ГП «Войвож», администрации ГП «Войвож», конкурсной комиссии при проведении Конкурса на предмет исполнения требований Закона о противодействии коррупции.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 представлена пояснительная записка, в которой он указывает, что справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не была представлена с пакетом документов, необходимых для участия в Конкурсе, так как пакет документов и заявление представлены согласно перечню, размещенного на сайте администрации ГП «Войвож» об объявлении Конкурса.
По результатам проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес Совета городского поселения «Войвож» с требованием рассмотреть вопрос о расторжении контракта с руководителем администрации городского поселения «Войвож» ФИО2, принятого на муниципальную службу с нарушением норм действующего законодательства.
Представление рассмотрено Советом ГП «Войвож» ДД.ММ.ГГГГ, однако, соответствующее решение по результатам голосования не принято.
Оценивая установленные обстоятельства, суд исходит из следующего.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, утвержденным Законом Республики Коми от 21.12.2007 № ЗЗ-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» глава (руководитель) местной администрации относится к высшей должности муниципальной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон Хо 25-ФЗ) при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
В соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет сведения о доходах.
Положение о порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Республике Коми, должностей глав (руководителей) местных администраций муниципальных образований по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей регламентировано в приложении № 1 к Закону Республики Коми от 29.09.2008 № 82-РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми» (далее - Положение).
В силу п. 2 Положения сведения о доходах представляются в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Коми, определенный Главой Республики Коми (далее - уполномоченный орган), по форме справки, утвержденной Президентом Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 3 Положения сведения о доходах представляются гражданами, претендующими на замещение должностей глав (руководителей) местных администраций муниципальных образований по контракту, в течение 5 рабочих дней со дня начала приема документов соответствующей конкурсной комиссией, образованной в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - конкурсная комиссия).
В соответствии с абз. 3 п. 4-1 Положения в случае непредставления гражданами, претендующими на замещение должностей, определенных в подп. 1 п. 3 Положения, сведений о доходах соответствующая конкурсная комиссия отказывает этим гражданам в допуске к участию в конкурсе.
Противоречащая законодательству правовая регламентация порядка проведения конкурса, принятая органом местного самоуправления городского поселения «Войвож» стала причиной допущенных нарушений закона и неисполнения ФИО2, как кандидатом, антикоррупционной обязанности, установленной законодательством.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Согласно п. 19 контракта с руководителем администрации городского поселения «Войвож» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Главой городского поселения «Войвож» с ФИО2, контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
В соответствии с п.11 ст.77 ТК РФ, основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 84 ТК РФ предусмотрено прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Если нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 настоящего закона.
Поскольку ФИО2 при допуске к участию в конкурсе, равно как и при поступлении на муниципальную службу не представил предусмотренные федеральными законами «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», Законом Республики Коми от 29.09.2008 № 82- РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми» сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, он не может находиться в должности муниципальной службы, контракт с ним подлежит расторжению.
Поскольку Положение о порядке проведения конкурса противоречит требованиям Закона о противодействии коррупции и Закону о противодействии коррупции в Республике Коми, непринятие ДД.ММ.ГГГГ Советом ГП «Войвож» в отношении руководителя администрации городского поселения «Войвож» ФИО2 решения об освобождении от занимаемой должности не соответствует вышеуказанным требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования прокурора г. Сосногорска в интересах Российской Федерации, МО ГП «Войвож» к Совету МО ГП «Войвож», руководителю администрации ГП «Войвож» ФИО2 о признании незаконным решения, прекращении полномочий руководителя администрации ГП «Войвож» – удовлетворить.
Признать незаконным решение LVI внеочередного заседания Совета муниципального образования городского поселения «Войвож» от ДД.ММ.ГГГГ в части неосвобождения от должности руководителя администрации городского поселения «Войвож» ФИО2.
Обязать Главу городского поселения «Войвож» - председателя Совета поселения или лицо, исполняющего обязанности Главы городского поселения «Войвож», расторгнуть контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО2 о назначении его на высшую муниципальную должность муниципальной службы – руководителя администрации городского поселения «Войвож».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.12.2021.
Судья: А.А. Тарасов