ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12(1 от 11.09.2018 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

дело № 12(1)-132/2018

РЕШЕНИЕ

г.Бузулук 11 сентября 2018 года

Судья Бузулукского районного суда Оренбургской области Кривенков О.В., при секретаре Моисеевой А.В., с участием защитника ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» ФИО1, действующего на основании доверенности от ** ** ****.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Новый Поток» ФИО2 на постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ФИО3 от ** ** ****. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Новый Поток»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ФИО4 от ** ** ****. ООО «Нефтяная компания «Новый Поток»» признано виновным по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ за нарушение ст.16 Правил пожарной безопасности в лесах и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Бузулукский районный суд законный представитель ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» ФИО2 просил постановление должностного лица отменить и производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО НК «Новый Поток» ФИО1 доводы жалобы поддержал, указал, что вынесенное постановление является незаконным и необоснованным, и просил его отменить и производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.

Представитель Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что он является инспектором ГУ «Бузулукское лесничество», ** ** ****. в ходе патрулирования были выявлены нарушения, а именно ООО НК «Новый Поток» не соблюдены Правила рубок. Древесные остатки были разбросаны возле отвода. Противопожарные аншлаги не установлены. В Проекте освоения лесов прописано количество аншлагов. В ** ** **** аншлаги должны были быть установлены. В Проекте освоения лесов прописано, что минерализованную полосу нужно делать по линии рубок <данные изъяты> м, что на момент проверки сделано не было. Вырубленная древесина была сложена на месте рубок, что является нарушением. В настоящий момент аншлаги установлены, древесина складируется на другой площадке по всем правилам, минерализованная полоса по мере освоения соответствующих участков леса обустраивается.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 указанной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Поскольку из представленных материалов дела следует, что постановление вручено представителю ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» лично в Министерстве ** ** **** в нарушение срока его направления лицу, а жалоба подана в Бузулукский районный суд ** ** ****., то суд полагает, что срок на обжалование указанного постановления по делу об административном правонарушении не пропущен.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренный гл.30 КоАП РФ, является одной из стадий производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из положений ч.3 ст.30.9 КоАП РФ, регламентирующей пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.2 - 30.8 КоАП РФ.

В силу положений ст.30.6 КоАП РФ, проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья, вышестоящее должностное лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст.58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пп.13 п.1 ст.25 ЛК РФ использование лесов может быть в виде строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

На основании ст.15 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст.21 ЛК РФ.

В соответствии с пп.2, 5 ст.45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со ст.9 указанного Кодекса для строительства линейных объектов.

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пп.2, 3 ст.20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-46 ЛК РФ, принадлежит Российской Федерации.

Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43-46 ЛК РФ, устанавливается Правительством Российской Федерации (далее – Порядок реализации древесины).

Согласно п.6 Порядка реализации древесины, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009г. № 604, местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. При этом перемещение древесины допускается по согласованию с продавцом.

На основании Порядка реализации древесины договоры купли-продажи древесины заключает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (продавец) (пп.«д» п.5 указанного Порядка).

Таким образом, по смыслу действующего законодательства, вырубленная на лесном участке, предоставленном для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, древесина должна находиться на лесном участке вплоть до ее реализации Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, чего не было обеспечено ООО «Нефтяная компания «Новый Поток», и привело к нарушению Обществом условий договоров аренды лесных участков, которыми предусмотрена обязанность арендатора осуществить складирование заготовленной или полученной при использовании лесов древесины в местах, предусмотренных проектов освоения лесов, а также сохранить ее в соответствии с Порядком реализации древесины.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

В соответствии с пп.6 п.1 ст.1 ЗК РФ установлен приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особойохране.

В соответствии с требованиями ст.12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не должны допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст.74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Как следует из материалов дела, ** ** ****. в <данные изъяты>. <данные изъяты> мин. в ходе осмотра лесного фонда Боровского участкового лесничества ГКУ «Бузулукское лесничество» в квартале 24 выделы 12-49, квартале 22 выделы 14-24, 36, 37, квартале 26 выделы 11-32, расположенных на запад от <адрес> на расстоянии <данные изъяты>, участок относится к категории защитности лесов, противоэрозионные. На участке ООО «Нефтяная Компания «Новый Поток» производит работы по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, которые предусматривают рубку лесных насаждений, согласно Проекту освоения лесов и договору аренды лесного участка от ** ** ****. . Установлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Оренбургской области от 27.04.2018г. -п. Устройство минерализованных полос, согласно проекту освоения лесов отсутствовало. Противопожарные аншлаги должны были быть установлены согласно Проекту освоения лесов в квартале 24 выделы 47, 12, квартале 26 выдел 11, квартале 20 выдел 24, квартале 19 выдел 2, однако аншлаги отсутствуют. Порубочные остатки не убраны и разбросаны на полосе отвода. Заготовленная сложенная древесина не опахана.

ООО «Нефтяная Компания «Новый Поток» зарегистрировано ** ** ****. МИФНС № 10 по Оренбургской области, присвоен ОГРН <***>, ** ** **** Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области, присвоен ИНН/КПП <***>/560301001. Согласно сведениям о видах экономической деятельности, основным видом деятельности общества является добыча сырой нефти, предусмотрены дополнительные виды деятельности, среди которых предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата, разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина и т.д.

Между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в лице министра ФИО6 и ООО «НК «НП» в лице генерального директора ФИО7 ** ** ****. заключен договор аренды лесного участка . Согласно договору, в аренду Обществу передан лесной участок площадью <данные изъяты> га, имеющий местоположение: <адрес>, лесной участок расположен в <адрес>, квартал 19 выделы 1-29, квартал 20 части выделов 1, 25, 42 и выделы 2-24, 36-41, квартал 21 выделы 1-34, квартал 22 выделы 1-24, 36, 37, квартал 23 части выделов 4, 5 и выделы 6-8, 10-21, квартал 24 выделы 1-49, квартал 25 выделы 1-13 и части выделов 29, 30, квартал 26 выделы 1-34. Кадастровый , номер учетной записи в государственном лесном реестре отсутствует. Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство нефтегазопроводов, водоводов, линий электропередач и автодорог для реализации условий лицензии на право пользования недрами серия ОРБ вид лицензии НЭ).

Срок действия договора аренды устанавливается с даты государственной регистрации и до ** ** ****.

В приложении к договору аренды лесного участка обозначена характеристика лесного участка.

Согласно Проекту освоения лесов, раздел 1.5.2 Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение, меры пожарной безопасности определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. № 417, ст.53.1 ЛК РФ и включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, в данном случае в соответствии с СП 231.1311500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений Требования пожарной безопасности» минерализованная полоса принята шириной в 5 м, и иные меры.

Помимо этих мер, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011г. № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», к мерам противопожарного обустройства лесов также относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос (в соответствии с СП 231.1311500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений Требования пожарной безопасности» минерализованная полоса в данном проекта принята шириной в 5 метров) и их обновление, установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

В таблице Проекта освоения лесов обозначена характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке. Аншлаг, содержащий противопожарную тематику, телефоны РДС по Оренбургской области, материал: деревянный щит на металлических стойках размером 1x1 метр установка предусмотрена в квартале 24 выдел 47, квартале 24 выдел 12, квартале 19 выдел 2, квартале 20 выдел 24, квартале 26 выдел 11 Боровского участкового лесничества ГКУ «Бузулукское лесничество» должны быть установлены в ** ** **** году.

В таблице проекта освоения лесов, обозначена характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, среди которых строительство автомобильных дорог в целях использования участка лесного фонда предусмотрено в ** ** **** году.

Проведение рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры проектируется в таблице Проекта освоения лесов. Вцелях создания проектируемых объектов, обозначенных в таблице Проекта: дороги автомобильной, отвода на период строительства, трубопровода подземного, линии связи, линии электропередачи, воздушной, кабельной всех классов напряжения, водопровода и т.д. предусмотрена рубка лесных насаждений с указанием кварталов выделов Боровского участкового лесничества ГКУ «Бузулукское лесничество». Год проведения рубки ** ** **** год.

В таблице Проекта освоения лесов обозначено Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Установка аншлагов с противопожарной тематикой предусмотрена в квартале 24 выдел 47, квартале 24 выдел 12, квартале 19 выдел 1, квартале 20 выдел 24, квартале 26 выдел 11 <данные изъяты> Создание минерализованной полосы (вспаханный участок земли шириной 5 метров) в квартале 19 выделы 1-29, 20 выделы 1, 25, 42, 2-24, 36, 41, квартале 21 выделы 1-34, квартале 22 выделы 1-24, 36, 37, квартале 23 выделы 4, 5, 6-8, 10-21, квартале 24 выделы 1-49, квартале 25 выделы 1-13, 29, 30, квартале 26 выделы 1-34, уход (обновление за минерализованной полосой) в указанных выше кварталах и выделах <данные изъяты> общим объемом <данные изъяты> км.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.04.2018г. № 254-п, в соответствии со ст.30 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Оренбургской области, с ** ** ****. на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.

Согласно ст.50.1 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия.

Согласно ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя
противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов" включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, устройство противопожарных минерализованных полос, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря и т.д.

Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. № 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.

Противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В качестве доказательств, подтверждающих факт совершения ООО «НК «НП» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, представлен протокол об административном правонарушении от ** ** ****., акт досмотра места совершения административного правонарушения, из которого следует, что ** ** ****. в 10 час. 30 мин. досматривался участок лесного фонда <данные изъяты>», расположенный в квартале 24 выделы 12-49, квартале 22 выделы 14-24, 36, 37, квартале 26 выделы 11-32, лесной участок расположен на запад от <адрес><адрес>. Участок относится к категории защитности лесов противоэрозионные. Установлено, что ООО «НК «НП» производит работы по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, которые предусматривают рубку лесных насаждений согласно проекту освоения лесов и договору аренды лесного участка от ** ** ****. с нарушением Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Оренбургской области от ** ** ****. . На участках устройство минерализованных полос согласно проекту освоения лесов не проведено. Противопожарные аншлаги в квартале 24 выдел 47, квартале 24 выдел 12, квартале 26 выдел 11, квартале 20 выдел 24, квартале 19 выдел 2 не установлены. Порубочные остатки не убраны, разбросаны на полосе отвода. Заготовленная сложенная древесина не опахана.

В ходе судебного заседания исследованы следующие документы:

- акт от ** ** **** согласно которого ** ** ****. произведено комиссионное обследование подъездной дороги, согласно выделенному маршруту движения до скважины Воронцовского месторождения. В результате обследования выявлено, что участок дороги с кадастровым номером от съезда с <данные изъяты> месторождение, для движения тяжеловесных транспортных средств не пригоден. Имеются, на протяжении <данные изъяты> глубокие колеи и выбоины от спецтехники, размытые участки дороги, образованные вследствие течения талых вод, грунтовое покрытие переувлажнено, необходимо восстановление данного участка дороги после просыхания грунта. Подъездной путь по <данные изъяты> месторождению находится в непригодном к эксплуатации состоянии, имеются выбоины и размытые участки вследствие течения талых вод. При движении спецтехники возможно полное разрушение насыпи. Несущая способность грунта на данном участке вследствие переувлажнения, существенно снижена. Разрушения грунта по краям насыпи создают риск соскальзывания автомобиля на обочину при разъезде двух встречных единиц спецтехники. Участок дороги от площадки куста <данные изъяты> до площадки куста <данные изъяты> имеет поперечную промоину шириной <данные изъяты> глубиной <данные изъяты> с протекающим по нему ручьем соединяющими болото с обоих сторон. Дальнейшее обследование не представлялось возможным, необходимо восстановление участка дороги;

- акт от ** ** ****., из которого следует, что в ходе комиссионного обследования подъездной дороги до скважины Воронцовского месторождения, участок дороги с кадастровым номером от съезда с трассы <адрес>, для движения тяжеловесных транспортных средств пригоден. Подъездной путь по Воронцовскому месторождению имеет пять поперечных промоин, заполненных водой шириной до <данные изъяты>, глубиной <данные изъяты> м, вследствие талых вод. Три пониженных участка со сниженной несущей способностью грунта, вследствие переувлажения и наличия болотистой местности требуют восстановления;

- акт ведущего супервайзера КРС ООО «НК «НП» ФИО8, начальника ЦКРС ООО «НЛП «Бурение» ФИО9 от ** ** **** о том, что ** ** **** было проведено обследование подъездных путей к скважине Воронцовского месторождения. В ходе обследования установлено, что несущая способность грунта на данном участке снижена, имеются глубокие колеи, наличие глубоких кюветов, сужение дороги до 4 метров, высокая колея по пути следования, обильное наличие талой воды, затопленные участки протяженностью <данные изъяты> метров шириной около <данные изъяты>, что является риском при движении тяжеловесной спец.техники и приведет к разрушению дорожного полотна. Движение тяжеловесных транспортных средств по грунтовой дороге от съезда с асфальтированной дороги <данные изъяты> до скважины Воронцовского месторождения невозможен. В связи с чем бригада КРС ООО «НПП «Бурение» остановлена на паводковый период с <данные изъяты>** ** ****. Для запуска бригады еженедельно производить комиссионную проверку подъездных путей с оформлением акта;

- акт от ** ** ****., о том, что ** ** ****. произведено комиссионное обследование подъездной дороги, согласно выделенному маршруту движения до скважины Воронцовского месторождения. В ходе обследования установлено, что дорога от села Твердилово до скважины Воронцовского месторождения в удовлетворительном состоянии. Бригада КПС запущена в работу с <данные изъяты>** ** ****;

- письмо директора ООО «РПК» ФИО10 от ** ** ****., о том, что работы по перемещению заготовленной древесины на расстояние <данные изъяты> от опушки леса и уничтожение порубочных остатков методом мульчирования будут производиться с ** ** ****. по ** ** ****. из-за наличия неблагоприятных погодных условий;

- фототаблица, фиксирующая состояние используемого лесного участка на период ** ** ****., а также фототаблица участка лесного фонда на данный период времени.

При рассмотрении дела в целях устранения неточностей, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении получена служебная записка участкового лесничего <адрес>» ФИО5, из которой следует, что ** ** ****. в ходе патрулирования лесного фонда Боровского участкового лесничества квартал 24 выделы 12-49, квартал 22 выделы 14-24, 36, 37, квартал 26 выделы 11-32, лесной участок находится на запад от <адрес> на расстоянии 3 км. Лесной участок находится в аренде ООО «НКНП» согласно договору аренды от ** ** ****. было выявлено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, за что предусмотрена ответственность по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении была допущена описка в дате выявления нарушения, вместо даты обнаружения нарушения, была указана дата составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии со Стандартом отрасли «Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы» ОСТ 56-103-98, утвержденными Приказом Рослесхоза от 24.02.1998 г. № 38, минерализованная полоса – это полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

В соответствии с Проектом освоения лесов (получившего положительное заключение экспертизы в Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области) (табл. №14 «Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества»), на арендованном участке предусмотрено мероприятие по созданию такой минерализованной полосы (вспаханный участок земли шириной <данные изъяты> общей протяженностью <данные изъяты> км. Данное требование указано в СП 231.1211500.2015 «Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности»

Вышеуказанный Свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых объектов обустройства нефтяных и газовых месторождений и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности.

К объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений относятся наземные объекты технологического комплекса добычи, сбора, транспорта и подготовки нефти и газа, идентифицируемые в соответствии со следующим перечнем:

- кустовая площадка;

- одиночная добывающая скважина;

- нефтегазосборный трубопровод;

- участок комплексной подготовки нефти, а также технологически связанные с ним объекты: цех по подготовке и перекачке нефти, установка подготовки нефти, центральный пункт сбора, комплексный сборный пункт, дожимная насосная станция, дожимная насосная станция с установкой предварительного сброса воды и т.п.;

- участок закачки рабочего агента для поддержания пластового давления, в том числе кустовая насосная станция;

- участок, установка комплексной или предварительной подготовки газа и конденсата, а также технологически связанные с ними объекты: дожимная компрессорная станция, установка диэтанизации конденсата и т.п.;

- промысловый трубопровод транспорта нефти, газа и конденсата от площадок до врезок в магистральные трубопроводы (или до других площадок подготовки);

- вспомогательные объекты, технологически связанные с перечисленными выше: замерные установки, растворные узлы, нефтешламонакопители, объекты систем пожаротушения, водоснабжения и водоотведения и другие технологические сооружения, необходимые для функционирования объектов обустройства. (п.1.1. Правил). Строительство вышеуказанных объектов Общество в настоящее время не осуществляет, что прямо подтверждается протоколом.

Проект освоения лесов возлагает на Общество обязанность по созданию минерализованной полосы на объектах обустройства, только после начала проведения работ по обустройству Воронцовского месторождения. В настоящее время, Обществом проводятся подготовительные работы к строительству и обустройству, а именно – рубка/валка, расчистка от древесины и порубочных остатков отведенной территории. На данном этапе производства работ, противопожарными мерами выступают наличие действующего на весь срок аренды лесного участка договора на оказание услуг по предупреждению и тушению пожаров, с круглосуточным патрулированием арендованных участков леса, являющегося неотъемлемой частью указанного Проекта освоения лесов.

Обязанность создания минерализованной полосы отнесена Проектом освоения лесов к местам хранения горюче-смазочных материалов в закрытой таре, и других горючих материалов, в том числе древесного мусора (стр. 33 Проекта освоения лесов), при этом у Общества такие места на территории арендуемого лесного участка отсутствуют, в связи с отсутствием хозяйственной деятельности по строительству объектов в рамках обустройства.

После окончания подготовительных работ (вырубка древесины, мульчирование порубочных остатков и перемещения вырубленной древесины к согласованным местам складирования), создания объектов обустройства, Арендатором (ООО «НК «НП») организована минерализованная полоса в соответствии с требованиями Проекта освоения лесов по мере осуществления соответствующих работ по вырубки и освоению лесного участка.

Согласно ст.16 ЛК РФ - рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.

Согласно п.17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время, б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.

Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более 30 метров, от прилегающего хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.

Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона, что подтверждает надлежащее выполнения работ ООО «НК «НП» при проведении рубок (валок) в рамках Проекта освоения лесов.

В соответствии с п.14 постановлением Правительства Российской от 20.05.2017г. № 607 «О правилах санитарной безопасности в лесах», при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В местах рубки лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, вдоль дороги, уложены очищенные от сучьев срубленные деревья, порубочные остатки и корневище, что согласно п.17 Правил является составной частью технологического процесса по укладке порубочных остатков и созданию минерализованной полосы. При этом согласно п.27 постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2017г. № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах», при обустройстве противопожарных дорог, разрывов и минерализованных полос не допускается заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков. Предоставленными в материла дела фотографиями подтверждается наличие заболоченных мест, а также отсутствия подъездных путей и отсутствия фактической возможности проведения работ в местах скопления воды и болот на данном участке, что исключало проведение опашки и мульчирования остатков. В связи с чем, на данных участках они были уложены в соответствии с п.17 Правил пожарной безопасности, что не является нарушением их складирования.

Противопожарный разрыв – это специально созданный противопожарный барьер в виде просеки 10 метров, как правило с дорогой по нему или естественные безлесные территории, водные пространства в лесах.

Минерализованная полоса – полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов.

Длина и ширина противопожарной полосы и минерализованной полосы измеряется рулеткой. Однако данное требование выполнено не было, в акте отсутствует сведения о применяемых средствах. На фотографиях отчетливо видно наличия противопожарных разрывов и минерализованных полос, отвечающих требованиям ОСТ 56-103-98 «Охрана лесов от пожаров»

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу и обозначенными выше доказательствами, которые являются допустимыми, достоверными, достаточными и которым по правилам ст.26.11 КоАП РФ была дна соответствующая оценка при вынесении должностным лицом Министерством лесного и охотничьего хозяйства по Оренбургской области обжалуемого постановления от ** ** ****. о привлечении ООО «Нефтяной компании «Новый поток» к административной ответственности по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе разбирательства по делу установлено, что ООО «Нефтяная компания «Новый поток», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с чем, обоснованно было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ., что свидетельствует о том, что ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» было совершено административное правонарушение, предусмотренное именно 32 КоАП РФ. Соответственно, деяние ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.

Постановление о привлечении ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В тоже время должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не в ходе рассмотрения дела не было учтено, что совершенное ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» деяние является малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением, в силу положений ст.2.9. КоАП РФ, является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлено, что ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» аншлаги установлены, произведена отсыпка подъездного пути, которая обеспечивает противопожарный разрыв, обустроена минерализованная полоса шириной не менее 7 м, проезд противопожарной техники в том числе и по пересекаемым лесным дорогам, древесина и порубочные остатки складируются в места, определенных соответствующими должностными лицами, работы по измельчению порубочных остатков возобновлены, и будут завершены до ** ** ****., что, по мнению судьи, свидетельствует об отсутствии каких-либо тяжких последствиях и не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как указано в п.21 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании сь.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Иных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу должностным лицом не допущено, нормы материального права применены правильно.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что доводы жалобы в части отмены постановления в связи с отсутствием в действиях ООО «Нефтяная компания «Новый Поток» события административного правонарушения не подтверждаются объективными данными, указанное постановление подлежит отмене в связи с малозначительностью совершенного ООО «Нефтяная компания «Новый поток» административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.2.9, 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Новый Поток» ФИО2 на постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ФИО3 от ** ** ****. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Новый Поток» удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области ФИО3 от ** ** ****. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания «Новый Поток», о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей отменить и производство по делу прекратить в порядке ст.2.9, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись О.В. Кривенков