ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-38/18 от 04.10.2018 Козельского районного суда (Калужская область)

Дело №12-1-38/2018

РЕШЕНИЕ

г.Козельск 04 октября 2018 года

Судья Козельского районного суда Калужской области Берегеля Е.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу администрации муниципального района «Козельский район» на постановление мирового судьи судебного участка № 29 Козельского судебного района Калужской области от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального района «Козельский район»,

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области от 23 августа 2018 года администрация МР «Козельский район» признана виновной в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей 00 коп.

Не согласившись с принятым постановлением, администрация МР «Козельский район» обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В судебном заседании представитель администрации муниципального района «Козельский район» - ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме по доводам в ней изложенным, пояснила, что обстоятельства совершенного правонарушения ею не оспариваются, Управлением Роскомнадзора по Калужской области по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении администрации МР «Козельский район» были выявлены нарушения частей 3, 7 статьи 22, части 4 статьи 21 ФЗ №152-ФЗ, пунктов 6, 13, 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687 и подпунктов «б»,«е» части 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года №211. Администрации МР «Козельский район» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 05 апреля 2018 года № П-40/3/16-нд/-/1/4 со сроком устранения нарушений до 25 июня 2018 года. В целях исполнения предписания ими в адрес Управления были направлены письма с приложением документов (исх. №2445 от 18 июня 2018 года, №2564 от 25 июня 2018 года). Пункты 3, 4, 7 предписания были исполнения по истечении срока, указанного в предписании. Исходящим письмом от 05 июля 2018 года № 2716 в адрес Управления Роскомнадзора по Калужской области были направлены следующие документы: распоряжение администрации МР «Козельский район» от 03 июля 2018 года № 355-р «Об утверждении перечня категорий персональных данных, обрабатываемых оператором» с листом ознакомления; копии актов о выделении к уничтожению, об уничтожении документов отдела организационно-контрольной работы и по взаимодействию с поселениями, копия протокола заседания экспертной комиссии администрации МР «Козельский район»; копия акта уничтожения ключей электронной подписи. 11 июля 2018 года Управлением Роскомнадзора по Калужской области в отношении администрации МР «Козельский район» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мировой судья при рассмотрении административного дела не усмотрел оснований для применения статьи 2.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, с чем администрация не согласна, поскольку неисполнение администрацией МР «Козельский район» указанного предписания от 05 апреля 2018 года в установленный срок не повлекло за собой каких-либо негативных последствий, в том числе для неопределенного круга лиц, и не представило существенной угрозы общественной безопасности и охраняемым законом правам и интересам общества и государства, к тому же, администрация устранила допущенные нарушения до составления протокола об административных правонарушениях.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Калужской области (Управления Роскомнадзора по Калужской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, заявлением просил постановление мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области от 23 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу администрации МР «Козельский район» без удовлетворения, дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав представителя администрации муниципального района «Козельский район» - ФИО1, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ, пунктов 1, 5.2.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Согласно статье 3 указанного выше Закона, оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

На территории Калужской области уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Управление Роскомнадзора по Калужской области.

Администрация муниципального района «Козельский район» (исполнительно-распорядительный орган) (далее - администрация МР «Козельский район») является оператором, осуществляющим обработку персональных данных, и внесена в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (регистрационный номер 10-0140651).

Из материалов дела следует, что на основании приказа №16-нд от 26 февраля 2018 года Управлением Роскомнадзора по Калужской области в отношении администрации МР «Козельский район» проведена плановая выездная проверка, в результате которой выявлены нарушения частей 3, 7 статьи 22, части 4 статьи 21 ФЗ 152-ФЗ, пунктов 6, 13, 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года №687 и подпунктов «б»,«е» части 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №211 от 21 марта 2012 года, составлен акт № А-40/3/16-нд/23.

По результатам проведенной проверки, администрации МР «Козельский район» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 05 апреля 2018 № П-40/3/16-нд/-/1/4 со сроком устранения нарушений до 25 июня 2018 года, согласно которому, при устранении нарушений письменно, с приложением подтверждающих документов, Оператор (администрация МР «Козельский район») обязан сообщить в Управление не позднее 28 июня 2018 года.

18 и 27 июня 2018 года Управлением Роскомнадзора по Калужской области зарегистрированы письма Оператора с приложением документов (исх. №2445 от 18 июня 2018 года, №2564 от 25 июня 2018 года).

В ходе анализа материалов и сведений, представленных администрацией МР «Козельский район» в целях подтверждения исполнения выданного предписания от 05 апреля 2018 № П-40/3/16-нд/-/1/4 Управлением Роскомнадзора по Калужской области установлено следующее:

1. В целях устранения в срок нарушений частей 3 и 7 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» администрацией МР «Козельский район» предоставлены Информационные письма о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных (исх. № 2443 от 15.06.2018 и № 2503 от 21.06.2018). Информационные письма о внесении изменений в сведения в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, предоставлены в Управление в срок, установленный предписанием от 05 апреля 2018 № П-40/3/16-нд/-/1/4 и сведения, предоставленные администрацией МР «Козельский район», соответствуют фактической деятельности и локальным актам и пункты 1 и 2 предписания исполнены в срок.

2. В целях подтверждения устранения в срок нарушений пункта 13 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 Оператором предоставлены: перечень мест хранения персональных данных (материальных носителей) при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации, и перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ (утв. распоряжением от 15.06.2018 № 315-р «Об установлении мер, необходимых для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации», далее - Перечень мест хранения персональных данных); перечень должностей муниципальной службы, должностей, не являющихся должностями муниципальной службы, уполномоченных на обработку персональных данных либо имеющих доступ к персональным данным, являющийся приложением к Положению об обработке персональных данных без использования средств автоматизации и утвержденный распоряжением от 14.06.2018 № 314-р (далее - Перечень должностей).

Учитывая изложенное, администрацией МР «Козельский район» устранено нарушение пункта 13 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, и пункт 5 предписания исполнен в срок.

3. В целях подтверждения устранения в срок нарушений пункта 15 указанного Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, Оператором предоставлен Перечень мест хранения персональных данных в котором утверждены ответственные лица.

Учитывая изложенное, администрацией МР «Козельский район» устранено нарушение пункта 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, и пункт 6 предписания исполнен в срок.

4. В целях подтверждения устранения в срок нарушений подпункта «е» части 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 211) Оператором предоставлен лист ознакомления сотрудников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных.

Таким образом, администрацией МР «Козельский район» устранено нарушение подпункта «е» части 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами и пункт. 8 предписания исполнен в срок.

5. В целях устранения нарушения части 4 статьи 21 Федерального закона №152-ФЗ Оператором предоставлены копии актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению и протоколов заседания экспертной комиссии администрации МР «Козельский район» от 18 и 19 июня 2018 года.

Согласно предоставленным актам, администрацией МР «Козельский район» произведено уничтожение материальных носителей персональных данных отдела архитектуры и градостроительства, отдела экономического развития и инвестиций, правового отдела, информационно-аналитического отдела с истекшим сроком хранения за период 2007- 2012 гг., однако, подтверждение уничтожения отделом муниципального хозяйства и отделом организационно-контрольной работы и по работе с поселениями документов, содержащих персональные данные, в ходе исполнения предписания от 05 апреля 2018 № П-40/3/16-нд/-/1/4 не предоставлено.

Учитывая изложенное, администрацией МР «Козельский район» нарушение части 4 статьи 21 Федерального закона № 152-ФЗ устранено частично.

6. В целях подтверждения устранения нарушений подпункта «б» части 1 Перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 211) Оператором предоставлен Перечень должностей, в котором определен перечень должностей сотрудников, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных, либо доступ к ним и порядок доступа муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы администрации МР «Козельский район» в помещения, в которых ведется обработка персональных данных вне ИСПДн.

Документы, подтверждающие определение полного перечня персональных данных, обрабатываемых администрацией не представлены.

Учитывая изложенное, администрацией МР «Козельский район» нарушение подпункта «б» части 1 указанного Перечня устранено частично.

7. По состоянию на 02 июля 2018 года администрацией МР «Козельский район» документы подтверждающие устранение нарушений пункта 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 №687, а именно подтверждение информирования лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации, о категориях обрабатываемых персональных данных не представлены.

Таким образом, по результатам анализа материалов и сведений, представленных администрацией МР «Козельский район» (письма - исх. № 2445 от 18 июня 2018 года и № 2564 от 25 июня 2018 года) не представилось возможным подтвердить факт исполнения Оператором пунктов 3, 4, 7 предписания от 05 апреля 2018 № П-40/3/16-нд/-/1/4 в установленный срок.

06 июля 2018 года от администрации МР «Козельский район» Управлением Роскомнадзора по Калужской области получено письмо Оператора (исх. № 2716/40 от 05 июля 2018 года) с приложением документов.

В ходе анализа материалов и сведений, представленных администрацией МР «Козельский район» в целях подтверждения исполнения выданного предписания от 05 апреля 2018 № П-40/3/16-нд/-/1/4 установлено, что пункты 3, 4, 7 предписания Оператором исполнены. Вместе с тем, перечень категорий персональных данных, обрабатываемых в администрации МР «Козельский район» утвержден распоряжением № 355-р от 03 июля 2018 года, а лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации проинформированы о категориях обрабатываемых персональных данных 03 и 05 июля 2018 года.

По результатам анализа материалов и сведений, представленных 18 и 26 июня 2018 года, 06 июля 2018 года администрацией МР «Козельский район» установлены факты неисполнения Оператором пунктов 4, 7 предписания в установленный срок.

В связи с изложенными обстоятельствами, 11 июля 2018 года Управлением Роскомнадзора по Калужской области в отношении администрации МР «Козельский район» составлен протокол о совершении административного правонарушения, на основании которого администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, факт совершения администрацией МР «Козельский район» административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств: приказом о проведении проверки, актом проверки, предписанием, протоколом об административном правонарушении, достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывают.

При указанных обстоятельствах, признав имеющиеся в материалах дела доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу, оценив их в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о том, что администрация МР «Козельский район» имела возможность исполнить предписание Управления Роскомнадзора по Калужской области от 05 апреля 2018 № П-40/3/16-нд/-/1/4 в полном объеме в установленный предписанием срок, однако, ею не были предприняты все необходимые для этого меры, в связи с чем, мировой судья принял законное и обоснованное постановление о привлечении администрации МР «Козельский район» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания мировым судьей учтены фактические обстоятельства, данные о юридическом лице, а также характер совершенного административного правонарушения.

Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Неисполнение администрацией МР «Козельский район» при изложенных выше обстоятельствах законного предписания органа по защите прав субъектов персональных данных, является существенным нарушением, в связи с чем, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Поскольку применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда, доводы, изложенные в жалобе администрации МР «Козельский район», являются не состоятельными и не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 29 Козельского судебного района Калужской области от 23 августа 2018 года по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального района «Козельский район» оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального района «Козельский район» - без удовлетворения.

Судья: