РЕШЕНИЕ
20 июля 2022 г. г. Ливны Орловской области
Судья Ливенского районного суда Орловской области В.Ю. Орлова,рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области жалобу Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области в интересахдолжностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Ливны - Ломбард» (далее ООО «Ливны - Ломбард») ФИО1 на постановление заместителя управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу З.И.№ №1 от 15 декабря 2021 г. о привлечении директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 к административной ответственности по ч.1ст.15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу З.И.. №1 от 15 декабря 2021 г. директор ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области обратился в суд с жалобой, поименованной как заявление, в интересах директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1, в котором просит отменить вышеуказанное постановление от15 декабря 2021 г. и прекратить производство по делу, в обоснование указав, чтовменяемое ФИО1 правонарушение является длящимся, и срок его окончания 25 марта 2021 г., а не 02 октября 2020 г., как было установлено при рассмотрении аналогичного дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1, по итогам которого 19 августа 2021 г. вынесено постановление № о привлечении директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 к ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения.Таким образом, директор ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 уже была привлечена за данное правонарушение к административной ответственности, в связи с чем в силу ст.4.1 КоАП РФ, не может быть привлечена дважды за одно и то же правонарушение. Просит учесть, что директор ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 при рассмотрении дела вину признала полностью, в содеянном раскаялась, правонарушение совершила впервые, допущенные нарушения устранены, ущерб и угроза правоохраняемым интересам отсутствует.Полагает, что назначение наказания в виде административного штрафа в рассматриваемом случае будет представлять собой избыточность государственного принуждения, не соответствующее степени вреда совершенного правонарушения, и его опасности для защищаемых законом ценностей.
Кроме того, в материалы дела директором ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 представлен отзыв, в котором она также выражает несогласие с постановлением и просит его отменить.
В судебное заседание лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - директор ООО «Ливны -Ломбард» ФИО1, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области М.У. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении об оспаривании постановления от 15 декабря 2021 г., поддержала в полном объеме.
Представитель Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному З.Е. в судебном заседаниипросил постановление оставить без изменения и поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, отзывов, исследовав материалыдела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективная сторона правонарушения состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулирует Федеральный закон от 07 августа 2001г. №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон №115-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона №115-ФЗ определено, что закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Согласно положениям статей 5, 4, 3 Федерального закона №115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе ломбарды; к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся организация и осуществление внутреннего контроля, которое является реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающей в себя, в том числе, выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 7.5Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях исполнения требований законодательства Центральным банком Российской Федерации издано Указание Банка России от 17 октября 2018 г. № 4937-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 4937-У), устанавливающее порядок и срок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом№115-ФЗ, в том числе информации о результатах Проверки.
Согласно пунктам 2, 3 Указания N 4937-У сведения и информация, предусмотренные Федеральным законом№115-ФЗ, представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) через личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно разделу 5 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Закона N 115-ФЗ (утв. Банком России) некредитных финансовых организаций (далее - НФО) (филиалом НФО) обеспечивается хранение в электронном виде: ФЭС и УКЭП для каждого ФЭС (файлы УКЭП), сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, и направленные НФО (филиалом НФО) в уполномоченный орган в соответствии с требованиями Закона№115-ФЗ; квитанции о принятии (непринятии) ФЭС и УКЭП для каждой такой квитанции, сформированные в форматах и структуре, предусмотренных пунктом 4 настоящего документа, и направленные уполномоченным органом в НФО (филиал НФО).
Указанные документы хранятся НФО (филиалом НФО) в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии (непринятии) соответствующего ФЭС.
Пунктом 9, 1 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г.№86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон №86-ФЗ) определено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами.
По статье 76.1 Федерального закона №86-ФЗ к НФО относятся, в том числе, лица, осуществляющие деятельность ломбардов.
Статьей 76.5 Федерального закона №86-ФЗ установлено, что Банк России проводит проверки деятельности НФО, направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры. Порядок проведения проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок, и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г.№196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей
В силу статьи 2.3 Федерального закона №196-ФЗ Банк России осуществляет регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг. Банк России ведет государственный реестр ломбардов в порядке, установленном Федеральным законом№196-ФЗ и нормативным актом Банка России, запрашивает и получает от ломбардов документы и информацию, необходимые для осуществления Банком России своих функций.
Из материалов административного дела следует, чтос целью реализации полномочий Банка России, предусмотренных Федеральным законом №86-ФЗ, а также при осуществлении контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ в рамках работы по анализу информации по исполнению ООО «Ливны-Ломбард»требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее-ПОД/ФТ) в период с 01 января 2021 г. по 01 апреля 2021 г., по результатам рассмотрения документов и информации, поступивших от Общества в составе письма от 13 мая 2021 г. №, выявлены факты нарушения ООО «Ливны-Ломбард» требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, а именно, нарушение требований пункта 2 Указания № 4937-У, вчасти:1) несоблюдения порядка заполнения показателя Формализованного электронного сообщения (далее-ФЭС) от 25 марта 2021 г. с номером записи/наименованием«<данные изъяты>» о результатах Проверок, проведенных 25 марта 2021 г.; 2) необеспечения хранения в электронном виде файла УКЭП для ФЭС с номером записи/наименованием «<данные изъяты>», направленного вуполномоченный орган 11 января 2021 г.
Факты несоблюдения порядка заполнения показателей ФЭС от 25 марта 2021 г. с номером записи/наименованием«<данные изъяты>» и необеспечения хранения в электронном виде файла УКЭП для ФЭС от 11 января 2021 г. с номером записи/наименованием <данные изъяты>xml», направленных Обществом в уполномоченный орган по результатам Проверок, свидетельствуют о нарушении Обществом требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ, в части осуществления внутреннего контроля.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 протокола об административном правонарушении <данные изъяты> от01декабря 2021 г. и вынесением15 декабря 2021 г. постановления <данные изъяты> привлечениидиректора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: мотивированным заключением о выявлении признаков административного правонарушения от 19 ноября 2021 г.; протоколом об административном правонарушении№<данные изъяты> от 01 декабря 2021 г., которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вина должностного лица в совершении правонарушения, с учетом положения части 1 статьи 2.1 Кодекса заключается в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по осуществлению внутреннего контроля, что повлекло неисполнение ООО «Ливны – Ломбард» требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Принимая во внимание вышеназванные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что должностное лицо - директор ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства или о невозможности их соблюдения,материалы дела не содержат.
Данные, установленные в ходе проведения проверки, обоснованно использованы должностным лицом в качестве доказательств по делу. Эти данные отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективно свидетельствуют о виновности директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения.
Доводы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области о наличии в действиях ФИО1 единого длящегося состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в период с 01 января 2020 г. по 01 апреля 2021 г., суд признает несостоятельными последующим основаниям.
Постановлением о назначении административного наказания в виде предупреждения по делу об административном правонарушении <данные изъяты> от 19 августа 2021 г., директор ООО «Ливны-Ломбард»ФИО1 привлечена к административной ответственности за нарушения, выявленные27 июля 2021 г. подразделением финансового мониторинга и валютного контроля Отделения Орел в рамках работы по анализу информации по исполнению ООО «Ливны-Ломбард» требований нормативно-правовых актов Российской Федерациив сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, и финансированию распространения оружия кассового уничтожения в период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. по результатам рассмотрения документов и информации, поступивших от ООО «Ливны-Ломбард» в составе писем от 21 января 2021 г. №, от 02 февраля 2021 г. №, от 22 июля 2021 г. №, в результате чего были выявлены факты нарушения ООО «Ливны-Ломбард» пункта 2 Указания №4937-У в части необеспечения сохранности в электронном виде файлов УКЭП для каждого ФЭС, направленного в Росфинмониторинг по результатам проверок, проведенных 05 февраля 2020 г. и 02 октября 2020 г. (л.д.146-150).
Вместе с тем, основанием для привлечения директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа, согласно постановлению от 15 декабря 2021 г. № послужило несоблюдение порядка заполнения показателя ФЭС от 25 марта 2021 г., а такженеобеспечения хранения в электронном виде файла УКЭП для ФЭС, направленного в уполномоченный орган 11 января 2021 г.
При этом, ранее совершенное директором ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 административное правонарушение не является предметом рассмотрения данной жалобы.
С учетом характера совершенного директором ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 деяния, фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом назначение более мягкого вида наказания в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, в связи с чем, оснований для снижения назначенного административного наказания и изменения постановления в этой части не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено в соответствии с требованиями статьи 3.5 и статьи 4.1КоАП РФ, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.27КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, наличия смягчающих и отягчающегообстоятельств, предусмотренныхст.4.2 и ст.4.3 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 о том, что должностным лицом неправомерно принято в качестве отягчающего вину обстоятельства то, что она ранее привлекалась к административной ответственности за однородное административное правонарушение, нельзя признать состоятельными, по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях.
Как усматривается из материалов дела, директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 в течение года привлекалась к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ - постановлением от 19 августа 2021 г. (л.д.146-150).
Данные правонарушения являются однородными, временем окончания рассматриваемого правонарушения является 22 ноября 2021 г., в связи с чем, должное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановлениезаместителя управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу З.И.№ от 15 декабря 2021 г. о привлечении директора ООО «Ливны - Ломбард» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,оставить без изменения, жалобу Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Ливенский районный суд Орловской области в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья