Верхнепышминский городской суд Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верхнепышминский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-1/12
Р Е Ш Е Н И Е
26 января 2012 года г.Верхняя Пышма
Судья Верхнепышминского городского суда Свердловской области Карплюк А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе должностного лица - председателя Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 от 06 октября 2011 года, которым
ФИО2
назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Вышеуказанным постановлением ФИО2 признан виновным в том, что являясь должностным лицом - председателем Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск, осуществил недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство», ведущие к предоставлению МУП «Городское хозяйство» преимущества по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск, а именно в нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 с 01 августа 2009 года МУП «Городское хозяйство» переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища ГО Среднеуральск и на основании данного решения в штат МУП «Городское хозяйство» введена штатная единица администратора кладбища.
ФИО2 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указал, что признание его виновным по ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованным, поскольку не соответствует действующему законодательству. Решение Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132, которым на МУП «Городское хозяйство» возложена функция специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища ГО Среднеуральск не направлено на предоставление МУП «Городское хозяйство» преимущества по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск, а является выполнением органом местного самоуправления вопросов местного значения, к которым отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Данное решение принято в соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающей, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, а погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, которые предоставляют гарантированный перечень услуг на безвозмездной основе. Просит обжалуемое постановление отменить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, а производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержал, настаивает на ее удовлетворении. Суду показал, что решение Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132, которым на МУП «Городское хозяйство» возложена функция специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища ГО Среднеуральск, было принято в связи с тем, что МУП «СУЖКХ», на которого до этого были возложены эти функции, было признано банкротом. Этим же решением в штат МУП «Городское хозяйство» введена штатная единица администратора кладбища. При этом никаких ограничений конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск и ущемления прав других субъектов предпринимательской деятельности допущено не было. Должностные обязанности и полномочия администратора кладбища были установлены утвержденной руководителем МУП «Городское хозяйство» должностной инструкцией, к которой Комитет по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск никакого отношения не имеет. Утвержденное решением Думы ГО Среднеуральск от 29.10.2009 № 34/3 Положение «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», регламентирующее деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск, в связи с протестом прокуратуры Свердловской области, признано утратившим силу решением Думы ГО Среднеуральск от 30.03.2010 № 44/5, утвердившим новую редакцию Положения «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск». В штате МУП «Городское хозяйство» должность администратора кладбища упразднена и с 18 мая 2010 года введена должность администратора специализированной службы по вопросам похоронного дела. По результатам вынесения решения комиссии УФАС по Свердловской области от 11.03.2011 по делу № 83 о нарушении антимонопольного законодательства никаких предписаний об их устранении в адрес Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск вынесено не было, поэтому оно обжаловано не было. Каких-либо нарушений требований закона и вины как со стороны Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск, так и со своей стороны, как его руководителя, не усматривает.
Защитник Смык А.В. поддержал в суде доводы жалобы и пояснил, что в обжалуемом постановлении не конкретизировано, в чем выразилось нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и какие именно преимущества по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск предоставлены МУП «Городское хозяйство». Специализированной служба по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск создана в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услугу по погребению умерших» для предоставления населению гарантированного государством перечня услуг по погребению и ее ликвидация приведет к нарушению прав граждан, прежде всего не имеющих родственников и других лиц, способных организовать их захоронение. Проведение конкурса на предоставление услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела невозможно в силу требований ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которым погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Возложение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на МУП «Городское хозяйство» никаких конкурентных преимуществ муниципальному предприятию не предоставляет, что подтверждается статданными о количестве захоронений на территории городского кладбища ГО Среднеуральск, согласно которым из 170 захоронений за период с 01 января по 25 июля 2011 года МУП «Городское хозяйство» произведено лишь 35 захоронений, а остальные - другими субъектами предпринимательской деятельности.
Свидетель ФИО5, специалист отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по , сведения, изложенные в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении, подтвердила. Суду показала, что решением комиссии УФАС по от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт нарушения Комитетом по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в совершении согласованных действий по наделению МУП «Городское хозяйство» полномочиями органа местного самоуправления, а именно функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела, которые противоречат его уставным целям, и введения в штат должности администратора кладбища. В этой связи было возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого должностное лицо ФИО1 - председатель Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск, с соблюдением установленных законом процедуры и процессуальных сроков был привлечен к административной ответственности. Согласованность действий выразилась в том, что Комитет по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск наделил МУП «Городское хозяйство» функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела, а муниципальное предприятие не воспрепятствовало этому и согласилось с таким решением своего учредителя. При этом, МУП «Городское хозяйство» были переданы полномочия по ведению регистрационного учета захоронений и другие, относящиеся к ведению органа местного самоуправления, каковым муниципальное предприятие не является, что дает ему преимущество перед другими субъектами предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услу того, функции специализированной службы по вопросам похоронного дела не могли быть переданы уже существующему юридическому лицу, а только вновь созданному учреждению.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 28.09.2011 по делу № 29 АП, поводом к возбуждению дела явилось решение Свердловского УФАС России от 11.03.2011 № 83, которым выявлен факт нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство». Решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 МУП «Городское хозяйство» переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела территории городского кладбища ГО Среднеуральск. На основании данного решения в штат МУП «Городское хозяйство» введена штатная единица администратор кладбища, функциональные обязанности которого определены должностной инструкции: оформление документов, необходимых для погребения, выделение места для погребения в соответствии с требованиями законодательства и актами органа местного самоуправления, ведение регистрационного учета захоронений, контроль за нумерацией могил, отвечает за правильность предоставления мест захоронения по вероисповеданию, для почетных граждан, военнослужащих, осуществление допуска на территорию кладбища, организовывает работу по копке могил, контролирует глубину могилы для захоронения гроба (не менее 1, 5 метра), контролирует соблюдение режима работы кладбища для захоронений, для посещений, следит за содержанием сооружений и насаждений на территории кладбища, контролирует установку и сохранность надмогильных сооружений, контролирует санитарную уборку территории кладбища, своевременный вывоз мусора, организовывает охрану кладбища, организовывает взаимодействие с ритуальными службами. Введение в штат МУП «Городское хозяйство» должности администратора кладбища, передача полномочий на осуществление вышеуказанных функций органа местного самоуправления создает МУП «Городское хозяйство» преимущество по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими деятельность на рынке ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск и ведет к ограничению конкуренции. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, действия Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство», направленные на оказание в приоритетном порядке МУП «Городское хозяйство» ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск, являются нарушением ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем в действиях председателя Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск ФИО2 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в осуществлении согласованных действий Комитетом по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство», ведущих к предоставлению МУП «Городское хозяйство» преимущества по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услугу на территории ГО Среднеуральск.
Факт нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство», выразившегося в осуществлении согласованных действий, ведущих к предоставлению МУП «Городское хозяйство» преимущества по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услугу на территории ГО Среднеуральск, установлен решением комиссии УФАС по Свердловской области от 11.03.2011 по делу № 83 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с объяснениями ФИО2 от 28.09.2011, решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 «О работе городского кладбища» МУП «Городское хозяйство» переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища и введена штатная единица администратор кладбища. Изначально с августа 2009 года функциональные обязанности данной должностной единицы были определены в соответствии с типовой формой должностной инструкции администратора кладбища. Но после опротестования Положения о кладбище областной прокуратурой в Арбитражном суде Свердловской области, в марте 2010 года Думой ГО Среднеуральск была принята новая редакция Положения (опубликована в конце марта 2010 года). В соответствии с этим новым Положением были изменены и функциональные обязанности администратора специализированной службы МУП «Городское хозяйство». В июле 2010 года решением Думы ГО Среднеуральск были внесены изменения в Устав ГО Среднеуральск, в частности пункт 3 статьи 28 дополнен подпунктом 22.1, которым в функции Думы было добавлено определение порядка организации похоронного дела, содержание мест захоронения. В настоящее время на основании постановления главы ГО Среднеуральск утвержден гарантированный перечень услуг по погребению и стоимость данных услуг, МУП «Городское хозяйство» выполняет функции специализированной службы. В связи с уменьшением объема работ в мае 2010 года администратор уволена по собственному желанию (приказ директора МУП «Городское хозяйство» от 17.05.2010 № 2), ее обязанности замещаются. Данные должностные обязанности не противоречат требованиям антимонопольного законодательства, полное название данной должности - администратор специализированной службы. Администрацией ГО Среднеуральск обязанности администратора кладбища возложены на сотрудника администрации ГО Среднеуральск.
Решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 «О работе городского кладбища» на МУП «Городское хозяйство» возложены обязанности осуществлять функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск, ввести штатную единицу администратора кладбища и предоставить в Комитет по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск копию договора с администратором кладбища.
Согласно штатному расписанию МУП «Городское хозяйство» от 01.08.2009, в штате данного предприятия имеется должность администратора кладбища. Должностная инструкция администратора кладбища утверждена директором МУП «Городское хозяйство» 01.08.2009.
Решением Думы ГО Среднеуральск от 29.10.2009 № 34/3 утверждено Положение «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», регламентирующего деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск».
Решением Думы ГО Среднеуральск от 30.03.2010 № 44/5 признано утратившим силу решение Думы ГО Среднеуральск от 29.10.2009 № 34/3 и утверждена новая редакция Положения «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», регламентирующее деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск.
Согласно штатному расписанию МУП «Городское хозяйство» от 18.05.2010, в штате данного предприятия имеется должность администратора специализированной службы. Должностная инструкция администратора специализированной службы по вопросам похоронного дела утверждена директором МУП «Городское хозяйство» 18.05.2010.
Решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 03.12.2010 № 161 внесены изменения в Устав МУП «Городское хозяйство», согласно которым в раздел 2 «Цели, предмет и виды деятельности Предприятия» указанного Устава включено осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск.
Из информации директора МУП «Городское хозяйство» следует, что за период с 01 января по 25 июля 2011 года на территории городского кладбища ГО Среднеуральск произведено 170 захоронений, из них ИП ФИО4 - 65, ИП ФИО6 - 55, МУП «Городское хозяйство» - 35, другими организациями - 15. За период с 01.01.2010 по 15.12.2011 на территории городского кладбища ГО Среднеуральск произведено 571 захоронение, из них по гарантированному перечню услуг 10.
Согласно ст. 21 Устава городского округа Среднеуральск, п. 1 Положения о Комитете по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск, утвержденного решением Думы ГО Среднеуральск от 22.01.2009 № 19/2, Комитет по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск является функциональным органом местного самоуправления, созданным с целью обеспечения деятельности главы ГО Среднеуральск, Администрации ГО Среднеуральск по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, земельными ресурсами, приобретению и осуществлению имущественных прав и обязанностей городского округа Среднеуральск.
ДД.ММ.ГГГГ между городским округом Среднеуральск и ФИО2 заключен трудовой договор №, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поступил на муниципальную службу в Комитет по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск на должность председателя Комитета.
Распоряжением главы ГО Среднеуральск от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 назначен на должность председателя Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск.
В соответствии с п. 9 Положения о Комитете по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск, утвержденного решением Думы ГО Среднеуральск от ДД.ММ.ГГГГ №, председатель Комитета осуществляет руководство деятельностью Комитета на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач.
Согласно должностной инструкции, утвержденной постановлением главы ГО Среднеуральск от 12.10.2009 № 866, председатель Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск, как руководитель органа местного самоуправления, является муниципальным служащим, его должность относится к группе высших должностей муниципальной службы. В числе прочего, он обязан осуществлять организационную работу Комитета, обеспечивать выполнение стоящих перед Комитетом задач, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Из информации Управления ФАС по Свердловской области от 23.12.2011 № 12263 следует, что решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 с 01 августа 2009 года МУП «Городское хозяйство» переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища ГО Среднеуральск и на основании данного решения в штат МУП «Городское хозяйство» введена штатная единица администратора кладбища, должностная инструкция которого предусматривает обязанности, которые должен выполнять орган местного самоуправления. Введение в штат МУП «Городское хозяйство» данной должности и передача указанных в должностной инструкции администратора кладбища полномочий на осуществление функций органа местного самоуправления создает для МУП «Городское хозяйство» преимущество по сравнению с иными хозяйствующим субъектами, оказывающими деятельность на рынке ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск и ведет к ограничению конкуренции. В своей деятельности МУП «Городское хозяйство» руководствовалось также Положением «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», утвержденным Решением Думы ГО Среднеуральск от 29.10.2009 № 34/3, которое содержало ряд некорректных формулировок, согласно которым функции по содержанию муниципальных кладбищ полностью были переданы МУП «Городское хозяйство» без размещения, согласно требованиям антимонопольного законодательства, заказов на них на конкурсной основе и учета мнения иных хозяйствующих субъектов. Таким образом, действиями Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск по разработке и реализации указанного Положения и Думы ГО Среднеуральск по его принятию МУП «Городское хозяйство» было наделено полномочиями органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения - организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, чем нарушены ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Уже после возбуждения антимонопольного дела Комитетом по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск был подготовлен проект новой редакции Положения «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», утвержденного Решением Думы ГО Среднеуральск от 30.03.2010 № 44/5, где функции администратора кладбища и специализированной службы разведены, однако по-прежнему предусмотрены обязанности МУП «Городское хозяйство» по содержанию мест захоронений, которые в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не вправе осуществлять, поскольку они относятся к вопросам местного значения, являются муниципальной нуждой и органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление таких услуг на конкурсной основе. Кроме того, в качестве уставных видов деятельности эти функции в Уставе МУП «Городское хозяйство» не закреплены, а иное надлежащее его наделение данными полномочиями на основании ч. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует. Таким образом, в результате согласованных действий Администрации ГО Среднеуральск, Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство» данному муниципальному предприятию предоставлены преимущества в области организации похоронного дела, оказания ритуальных услуг и содержания кладбища, что привело к ограничению конкуренции на данном рынке, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 с 01 августа 2009 года МУП «Городское хозяйство» переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища ГО Среднеуральск, а также функции органа местного самоуправления путем введения в штат администратора кладбища, который фактически выполнял функции органа местного самоуправления. Администрация ГО Среднеуральск, Комитет по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и директор МУП «Городское хозяйство» сознательно допустили вышеуказанные действия. Директор МУП «Городское хозяйство» принял переданные его предприятию функции, более того его действиями по исполнению незаконного решения Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск в штат предприятия введена должность администратора кладбища, что указывает на наличие согласованных действий органов местного самоуправления ГО Среднеуральск и хозяйствующего субъекта МУП «Городское хозяйство». Должностным лицом, ответственным за принятие решение Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и осуществление возложенные на данный орган местного самоуправления функций, является его председатель ФИО2, в связи с чем он подлежит привлечению к ответственности по ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные документы, заслушав ФИО2, его защитника Смыка А.В., свидетеля ФИО5, суд приходит к следующему.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Согласно части 2 статьи 25 этого же Федерального закона, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Частью 1 статьи 37 этого же Федерального закона установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
В соответствии с п.п. 1, 3, 7 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 от 06 октября 2011 года ФИО2 признан виновным в том, что являясь должностным лицом - председателем Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск, осуществил недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство», ведущие к предоставлению МУП «Городское хозяйство» преимущества по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услуг на территории ГО Среднеуральск, а именно в нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 с 01 августа 2009 года МУП «Городское хозяйство» переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища ГО Среднеуральск и на основании данного решения в штат МУП «Городское хозяйство» введена штатная единица администратора кладбища.
При этом, вопреки требованиям п.п. 1, 3, 7 ст. 26.1, ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни в указанном постановлении, ни в протоколе об административном правонарушении не указано, в чем выразилась согласованность действий Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск и МУП «Городское хозяйство» и какие именно преимущества в результате этого были предоставлены МУП «Городское хозяйство» по сравнению с иными участниками рынка оказания ритуальных услуг.
Пояснения в этой части свидетеля ФИО5 и информация Управления ФАС по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № не могут быть приняты во внимание, поскольку эти обязательные признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не были отражены и раскрыты в постановлении по делу об административном правонарушении и протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, решением Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск от 31.07.2009 № 132 с 01 августа 2009 года МУП «Городское хозяйство» лишь переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского кладбища ГО Среднеуральск и введена штатная единица администратора кладбища, без наделения как МУП «Городское хозяйство», так и администратора кладбища конкретными полномочиями. Права и обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела, в том числе те, которые противоречат требованиям антимонопольного законодательства, были установлены лишь спустя 3 месяца решением Думы ГО Среднеуральск от 29.10.2009 № 34/3, утвердившим Положение «О порядке содержания и эксплуатации городского кладбища в городском округе Среднеуральск», регламентирующее деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории ГО Среднеуральск», то есть другим органом местного самоуправления, ответственность за деятельность которого ФИО2 не несет. Права и обязанности администратора кладбища были определены также другим должностным лицом - директором МУП «Городское хозяйство», утвердившим 01.08.2009 должностную инструкцию администратора кладбища.
Между тем, указанным обстоятельствам, вопреки требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении оценка не дана.
Также в судебном заседании установлено, что производство по данному делу об административном правонарушении, в соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 29 АП от 18.05.2011, проводилось в форме административного расследования, в ходе которого в период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ были получены письменные объяснения ФИО2 и истребованы копии необходимых для разрешения дела документов.
При этом, санкцией ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде дисквалификации должностного лица на срок до трех лет.
Учитывая эти обстоятельства, а также то, что председатель Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск ФИО2 замещает должность муниципальной службы городского округа Среднеуральск, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение данного дела об административном правонарушении подведомственно судье районного суда, в связи с чем постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 от 06 октября 2011 года, которым ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено неправомочным должностным лицом.
При таких обстоятельствах дела, принимая также во внимание допущенные существенные нарушения требований п.п. 1, 3, 7 ст. 26.1, ст. 26.11, ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые препятствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, с учетом того, что в соответствии с положениями ч.ч. 1, 3, 6 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек, на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 от 06 октября 2011 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению заместителю руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 для устранения недостатков и направления дела на рассмотрение по подведомственности.
Руководствуясь п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 от 06 октября 2011 года, которым должностному лицу - председателю Комитета по управлению имуществом и казной ГО Среднеуральск ФИО2 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, а дело об административном правонарушении возвратить заместителю руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 для устранения недостатков и направления дела на рассмотрение по подведомственности судье соответствующего районного суда.
Настоящее решение может быть обжаловано (опротестовано прокурором) в Свердловский областной суд в течение 10 суток, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в тот же срок со дня получения (вручения) решения.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Судья А.В. Карплюк