ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-101/2021 от 05.08.2021 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №12-101/2021

Решение

Именем Российской Федерации

05 августа 2021 г. г. Вышний Волочек

Судья Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Шустрова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова Александра Евгеньевича – Семенова Максима Валерьевича, на постановление о назначении административного наказания, вынесенное 23 апреля 2021 г. мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова Александра Евгеньевича,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. от 23 апреля 2021 г. генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересов Александр Евгеньевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

В жалобе защитник должностного лица - генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е. – Семенов М.В. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 21.10.20 г. исх. №991 ж-2, за неисполнение которого ООО «Вышневолоцкая ТГК» привлечено к административной ответственности, было вынесено в рамках проверки, решение №231 от 13.10.2020 о проведении которой оспаривалось в Арбитражном суде Тверской области (дело №А66-13961/2020), в связи с тем, что было вынесено по вопросу, не входящему в компетенцию Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры. В процессе рассмотрения настоящего дела ООО «Вышневолоцкая ТГК» неоднократно обращало внимание мирового судьи на тот факт, что представление может считаться законным и будет рассмотрено со стороны ООО «Вышневолоцкая ТГК» только после его проверки со стороны Арбитражного суда в рамках дела №А66-13961/2020. В свою очередь, решение Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-13961/2020 было вынесено 22.12.20, и было оставлено в силе Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.21. В связи с чем, указывает, что Вышневолоцкая межрайонная прокуратура и мировой судья вынесли незаконные постановления о привлечении ООО «Вышневолоцкая ТГК» к административной ответственности за неисполнение представления задолго до рассмотрения Арбитражным судом вопроса о законности проводимой Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки, что является бесспорным основанием для отмены вышеуказанных постановлений. После проверки Арбитражным судом решения Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры, представление 17.05.2021 было рассмотрено со стороны ООО «Вышневолоцкая ТГК». Вышневолоцкая межрайонная прокуратура была извещена о времени и месте рассмотрения представления письмом исх. №001-1339 от 30.04.2021, что подтверждается копией почтовой квитанции о направлении указанного письма в адрес Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры и копией уведомления о вручении. При этом Вышневолоцкая межрайонная прокуратура не направила своего представителя для рассмотрения представления, что подчеркивает формальный подход к данному вопросу. По итогам рассмотрения представления был сделан вывод об отсутствии в действиях ООО «Вышневолоцкая ТГК» нарушений закона, так как доводы, изложенные в представлении, являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с п. 40.1 Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162 (далее Правила) покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер. При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем. При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией. В представлении в качестве подтверждения наличия задолженности у ООО «Вышневолоцкая ТГК» за поставленный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по состоянию на 01.02.2020 указано «вступившее в законную силу» решение Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-15676/2019 о взыскании задолженности за июль 2019 года на сумму 3457536.44 руб. При этом, на указанную в представлении дату (01.02.2020) решение Арбитражного суда Тверской области от 17.12.19 по делу №A66-15676/2019 еще не вступило в законную силу. Указанное решение вступило в законную силу с момента вынесения 07.07.2020 постановления Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда по вышеуказанному делу. Также отмечает, что в соответствии с и. 40.1 Правил размер задолженности за газ должен быть равным двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер. При этом в представлении указывается задолженность за один месяц, который является летним, в период которого потребление газа, а, следовательно, и размер задолженности является минимальным, в связи с чем, задолженность за июль 2019 года не соответствует двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа. ООО «Вышневолоцкая ТГК» во исполнение своей обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа были предприняты все зависящие от него меры по получению банковских и муниципальных гарантий путем направления соответствующих запросов в кредитные учреждения, но положительных ответов получено не было. Считают, что в действиях ООО «Вышневолоцкая ТГК» отсутствует нарушение действующего законодательства по вопросу непредставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, а представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры является незаконным и необоснованным. Незаконность доводов Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры подтверждается многочисленной сложившейся судебной практикой (решения Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области по делам: №12-87/2019, №12-78/2020, 12-120/2020). Таким образом, сразу после вступления в законную силу (28.04.21) решения Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-13961/2020, в рамках которого была дана оценка проводимой Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки, ООО «Вышневолоцкая ТГК» 30.04.2021 совершило первые действия, направленные рассмотрение представления, хотя для этого с 28.04.21 отводился месяц. Следовательно, представление рассмотрено и отсутствуют основания для привлечения ООО «Вышневолоцкая ТГК» к административной ответственности, а вынесенные постановления подлежат отмене. В п.2 просительной части представления Вышневолоцкая межрайонная прокуратура требует рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц. При этом в соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 02.08.19 №57-АД 19-40 прокурор не вправе требовать от работодателя наказания работника, т.к. это право, а не обязанность работодателя.

В судебном заседании защитник должностного лица – генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е. - Семенов М.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указал, что должностным лицом – генеральным директором ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересовым А.Е. умышленно не приняты меры к выполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в установленный в представлении срок требования прокурора не исполнены.

Заслушав защитника должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации.

В соответствии с пунктом 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21; иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В силу частей 1, 3 статьи 27 названного Закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно статьи 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующею от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в умышленном бездействии либо в совершении действий, направленных на невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению и предоставлению информации, в установленный срок. В случае несогласия лица с требованиями о предоставлении информации, ему предоставлено право на обращение в суд с соответствующим заявлением о признании требования незаконным.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» Субботина В.И. от 24.09.2020 проведена проверка в отношении ООО «Вышневолоцкая ТГК» по вопросу не предоставления поставщику энергоресурса обеспечения исполнения обязательств по оплате газа при наличии задолженности.

По результатам проверки выявлено нарушение потребителем газа ООО «Вышневолоцкая ТГК» установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

В ходе проверки установлено, что ООО «Вышневолоцкая ТГК» зарегистрировано и фактически осуществляет свою деятельность по адресу: 171151, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красная, дом 1.

ООО «Вышневолоцкая ТГК» осуществляет деятельность на территории г. Вышний Волочек Тверской области по горячему водоснабжению и теплоснабжению (в том числе в жилищный фонд и на объекты социальной сферы). В эксплуатации ООО «Вышневолоцкая ТГК» находится объект теплоснабжения (котельная), используемый в целях обеспечения горячим водоснабжением и отоплением население и объекты социальной сферы г. Вышний Волочек Тверской области.

Отпуск природного газа на объекты и оборудование тепло и горячего водоснабжения, эксплуатируемые ООО «Вышневолоцкая ТГК», для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления конечным потребителям, осуществляется ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». ООО «Вышневолоцкая ТГК» является потребителем газа поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».

В ходе проверки зафиксировано нарушение потребителем газа установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по договору поставки газа от 25.10.2012 осуществляет поставку природного газа ООО «Вышневолоцкая ТГК».

В соответствии с пунктом 8 Правил расчетов за газ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294, и условиями договора, ООО «Вышневолоцкая ТГК» обязано производить расчеты за поставленный природный газ ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки (пункт 5.5.1 названного договора поставки).

С момента заключения договора ООО «Вышневолоцкая ТГК» не исполняло свои обязанности по оплате потребленного ресурса в полном объеме, тем самым наращивая задолженность за потребленный и неоплаченный газ, которая по состоянию на 01.02.2020 составила 168227,86 тыс. рублей, что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате газа.

На указанную дату наличие задолженности за поставленный газ ООО «Вышневолоцкая ТГК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-15676\2019 о взыскании задолженности за июль 2019 на сумму 3457536,44 руб.

В связи с указанной задолженностью за газ и на основании пункта 40(2) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» направило ООО «Вышневолоцкая ТГК» уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа от 04.02.2020 № МК-06-0185\19, которое 05.02.2020 теплоснабжающей организацией получено, зарегистрировано на предприятии за входящим номером 99. Уведомлением ООО «Вышневолоцкая ТГК» проинформировано о наличии задолженности за газ, которая на дату его направления составляла 168227,86 тыс. руб., что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате.

В уведомлении ООО «Вышневолоцкая ТГК» указано на обязанность погасить задолженность в течение 60 дней с момента его получения или предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа сроком на 6 месяцев.

Способ обеспечения исполнения обязательств оплаты газа (банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия) должен быть согласован с ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в течение пяти календарных дней со дня получения вышеуказанного уведомления

Генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересов А.Е. в уведомлении был предупрежден, что в случае неисполнения обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения исполнения обязательств по оплате газа и непогашения задолженности за поставленное топливо, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно, во исполнение ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Правил поставки газа общество направило в адрес руководителя субъекта РФ - Губернатора Тверской области сведения о покупателях (потребителях) газа, необходимые для формирования перечня потребителей, в отношении которых ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и его последующего размещения на официальном сайте высшего должностного лица Тверской области в телекоммуникационной сети Интернет. На основании утвержденных нормативных критериев в перечень потребителей газа в Тверской области включены и сведения в отношении муниципального предприятия ООО «Вышневолоцкая ТГК».

В установленный срок (в период с 05.02.2020 по 04.04.2020) ООО «Вышневолоцкая ТГК» не приняло мер по погашению задолженности за поставленный ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» природный газ по договору поставки газа от 25.10.2012 , и не предоставило ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа (в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии или иными способами, предусмотренными законом или договором), чем допустило нарушение ст. 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и пунктов 40 (1), 40 (5), 40 (6) Правил поставки газа. До настоящего времени задолженность не погашена.

Отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц ООО «Вышневолоцкая ТГК» за деятельностью предприятия, за его платежной дисциплиной повлекло нарушение прав поставщика - ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» на своевременную оплату исполненных обязательств.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что указанные требования действующего законодательства ООО «Вышневолоцкая ТГК» надлежащим образом не выполняются, что недопустимо и свидетельствует о необходимости незамедлительного принятия мер в данной сфере в целях недопущения нарушения прав субъекта предпринимательства на своевременную оплату выполненных обязательств.

В связи с этим, по результатам проведенной проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 21.10.2020 в адрес ООО «Вышневолоцкая ТГК» внесено представление №991ж-20 об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое получено адресатом 29.10.2020.

Согласно требованиям, указанным в представлении, ООО «Вышневолоцкая ТГК» должно было в течение месяца со дня внесения представления рассмотреть по существу данное представление и принять конкретные исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О дате и месте рассмотрения представления сообщить в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру. Кроме того, в представлении указывалось о необходимости рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно было быть сообщено в письменной форме в установленный законом месячный срок, то есть до 30.11.2020 в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру, расположенную по адресу: г. Вышний Волочек, ул. Екатерининская, д. 41.

В порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представление прокурора Обществом, при несогласии с изложенными в нем требованиями, не оспорено.

Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» надлежащие меры по рассмотрению представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 21.10.2020 за № 991ж-20 в установленный законом срок ООО «Вышневолоцкая ТГК приняты не были. Ответ на представление по состоянию на 28.12.2020 в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру не поступил.

Таким образом, ООО «Вышневолоцкая ТГК» в период с 29.10.2020 по 29.11.2020 включительно умышленно не выполнены требования прокурора, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», касающиеся рассмотрения представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, а также требование об уведомлении о дате и месте рассмотрения представления в целях реализации права прокурора на участие в рассмотрении внесенного им представления.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, генеральным директором ООО «Вышневолоцкапя ТГК» является Вересов Александр Евгеньевич.

Согласно п. 7.22.1 Устава ООО «Вышневолоцкая ТГК» генеральный директор вправе без доверенности действовать от имени Общества.

Таким образом, ответственным за допущенные нарушения является генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересов А.Е., поскольку он, выполняя управленческие функции в данной организации, находясь по месту фактического осуществления деятельности ООО «Вышневолоцкая ТГК» по адресу: 171151, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красная, д.1, в срок до 30.11.2020 умышленно не принял достаточных мер к выполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в результате чего допустил нарушения, выразившиеся в не рассмотрении представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 21.10.2020 №9912ж-20 об устранении нарушений требований федерального законодательства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 прокуратуре Российской Федерации» и не устранил нарушения требований федерального законодательства.

28.12.2020 заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. от 23 апреля 2021 г. генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересов Александр Евгеньевич правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и вина должностного лица – генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е. в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, которые были оценены мировым судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника относительно того, что представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры не исполнено в указанный в нем срок, в связи с обжалованием решения №231 от 13.10.2020 о проведении проверки по вопросу, не входящему в компетенцию Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры, не могут быть признаны обоснованными, поскольку обжалование решения о проведении проверки не приостанавливает исполнение представления прокурора.

Вместе с тем, судья учитывает, что решением Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2020 г. по делу №А66-13961/2020 в удовлетворении требований ООО «Вышневолоцкая ТГК» о признании незаконным решения Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 22.12.2020 №231 отказано. Производство по заявлению ООО «Вышневолоцкая ТГК» о признании незаконным требования от 13.10.2020 №8и-20 прекращено.

Решением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2020 по делу №А66-13961/2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Вышневолоцкая ТГК» - без удовлетворения.

То обстоятельство, что после проверки арбитражным судом решения Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры №231 от 13.10.2020 о проведении проверки, представление от 21.10.2020 №991ж-20 рассмотрено ООО «Вышневолоцкая ТГК» 17.05.2021, не свидетельствует об исполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в установленный в представлении срок.

При этом, исходя из абзаца второго пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты результативные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, то есть в течение месяца со дня внесения представления могут и должны быть приняты названные меры по представлению, а не рассмотрено представление - представление же должно быть рассмотрено незамедлительно.

В то же время, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения представления в установленный в нем срок, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнить содержащиеся в представлении требования, суду не представлено.

Ссылка на судебные акты, принятые по другим делам об административном правонарушении, отклоняется, поскольку сделанные в них выводы основаны на конкретных обстоятельствах и представленных доказательствах, не аналогичных обстоятельствам данного дела в отношении привлекаемого к административной ответственности лица.

Таким образом, должностное лицо - генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересов А.Е., имея реальную возможность выполнить к установленному прокурором сроку требование прокурора, выражающееся в рассмотрении представления, принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, сообщении прокурору о принятых мерах, должных мер к тому не предпринял.

Бездействие должностного лица - генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е. по невыполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела мировым судьей все фактические обстоятельства по делу были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне и полно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами, получившими надлежащую оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е., не усматривается.

Постановление о назначении административного наказания вынесено мировым судьей на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Указанные доказательства в их совокупности являются достаточными для привлечения генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е. к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено должностному лицу – генеральному директору ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересову А.Е. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере санкции статьи, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность должностного лица обстоятельств.

Порядок и срок привлечения должностного лица - генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова А.Е. к административной ответственности не нарушены.

Вместе с тем, судья считает не соответствующими Закону требования, содержащиеся в представлении прокурора о привлечении к ответственности виновных лиц.

Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Представление заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патракова И.Э. от 21 октября 2020 г. №991ж-20, в числе прочих, содержит требование о рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц и адресовано должностному лицу - генеральному директору ООО «Вышневолоцкая ТГК».

Между тем данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.

Судья принимает во внимание, что работодатель может привлечь работника к ответственности только на основании положений Трудового кодекса РФ.

Частью первой статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в вышеназванном представлении императивное требование к работодателю о привлечении к ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора необоснованно вменено Обществу при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания, вынесенное 23 апреля 2021 г. мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова Александра Евгеньевича подлежит изменению путем исключения из него указания на невыполнение представления заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора от 21 октября 2020 г. №991ж-20, содержащего требование о привлечении к ответственности виновных лиц. В остальной части судебное постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решила:

постановление о назначении административного наказания, вынесенное 23 апреля 2021 г. мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересова Александра Евгеньевича изменить, исключив из него указание на невыполнение представления заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора от 21 октября 2020 г. №991ж-20, содержащего требование о привлечении к ответственности виновных лиц.

В остальной части названный судебный акт оставить без изменения.

Судья С.А. Шустрова

Дело №12-101/2021