ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-102/17 от 19.12.2017 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 12-102/2017

19 декабря 2017 года г. Бокситогорск

Судья Бокситогорского городского суда Ленинградской области Гусарова И.М., рассмотрев жалобу юридического лица ПАО «Газпром» на постановление о назначении административного наказания №У-048/17 от 01.11.2017, вынесенное заместителем директора ЛОГКУ «Ленобллес» государственным лесным инспектором Ленинградской области ФИО1, о привлечении ПАО «Газпром» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №У-048/17 от 01.11.2017, вынесенным заместителем директора ЛОГКУ «Ленобллес» государственным лесным инспектором Ленинградской области ФИО1, установлена вина ПАО «Газпром» в том, что оно допустило использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, за что на него было наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

Лесной участок в кварталах: <адрес> часть выделов 46,48,49,53,55; <адрес> часть выделов 4,5; квартал 8 часть выделов 4-8, 12,13,17,24,25,27-29; квартал 9 часть выделов 12,19,34; квартал 18 часть выделов 3,20 Пикалевского участкового лесничества- Бокситогорского лесничества использовался ПАО «Газпром» (на момент заключения договора- ОАО «Газпром») для строительства газопровода магистрального «Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец-Выборг (КС «Пикалевская») по договору аренды лесного участка № 602/ДС-2013-10 от 15.10.2013 года, в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением комитета по природным ресурсам ЛО № 345 от 14.05.2014г., лесной декларации не предоставлено.

Срок действия договора: 3 года с даты государственной регистрации договора. Договор был зарегистрирован 10.01.2014 года, то есть срок действия договора истек 09.01.2017 года- последний день действия договора.

В связи с окончанием срока действия Договора 09.01.2017 года был составлен акт осмотра, лесного участка по данному Договору, проведенному с участием полномочного представителя ПАО «Газпром». При этом, согласно указанному акту, приемка работ по рекультивации земель, а также выявление нарушений лесного законодательства на месте не проводилась из-за снежного покрова, окончательный осмотр был назначен на бесснежный период.

Извещением от 17.05.2017г. исх. ПАО «Газпром» вызывалось на составление окончательного акта осмотра лесного участка на 15.06.2017 года. Согласно почтовому уведомлению извещение получено ПАО «Газпром» 26.05.2017г. В назначенное время представитель арендатора не явился в связи с чем, осмотр лесного участка по данному Договору 15.06.2017г. был проведен в отсутствие полномочного представителя ПАО «Газпром».

При проведении проверки соблюдения ПАО «Газпром» условий договора аренды, установлено, что ПАО «Газпром» по состоянию на 00 часов 01 минуту 11.01.2017г. не предоставило отчеты об использовании лесов за 2016 год в установленном порядке, что подтверждается актом осмотра лесного участка на 15.06.2017 года.

Таким образом, ПАО «Газпром» нарушило требования ч.1 ст. 49, п.6 ч.9 ст.50.6, ч.1 ст.60 Лесного Кодекса РФ, п.1 и п.2 Приложения №1 к Приказу Минприроды России от 25.12.2014 N 573 и п.п. «с» п. 19 раздела III Договора аренды лесного участка /ДС-2013-10 от 15.10.2013г.

ПАО «Газпром» с данным постановлением не согласилось и подало в Бокситогорский городской суд Ленинградской области жалобу на данное постановление.

В обоснование жалобы заявитель ПАО «Газпром» указывает, что административным органом была дана неверная квалификация действий ПАО «Газпром» по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, поскольку несоблюдение арендатором условия договора аренды о предоставлении в административный орган отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов на лесном участке не образует состав указанного административного правонарушения. Положением ч.4 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение не всех условий договора аренды лесного участка при использовании лесов, а только тех, обязанность по соблюдению которых возложена на арендатора в соответствии с Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом . На основании вышеизложенного, ПАО «Газпром» просит суд производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также ввиду недоказанности обстоятельств совершения вменяемого правонарушения.

При рассмотрении жалобы представитель ПАО «Газпром» ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила отменить вынесенное в отношении ПАО «Газпром» постановление от 01.11.2017г. и прекратить производство по делу.

При рассмотрении жалобы представитель ЛОГКУ «Ленобллес» ФИО3 с доводами жалобы не согласился и просил в ее удовлетворении отказать.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему:

Как установлено судом, подтверждается материалами дела об административном правонарушении- лесной участок в кварталах: 3 выдел ; <адрес> часть выделов ; <адрес> часть выделов 4,5; квартал часть выделов 4-8, 12,13,17,24,25,27-29; квартал часть выделов 12,19,34; квартал 18 часть выделов 3,20 Пикалевского участкового лесничества- Бокситогорского лесничества использовался ПАО «Газпром» (на момент заключения договора- ОАО «Газпром») для строительства газопровода магистрального «Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец-Выборг (КС «Пикалевская») по договору аренды лесного участка /ДС-2013-10 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением комитета по природным ресурсам ЛО от 14.05.2014г., лесной декларации не предоставлено.

Срок действия договора: 3 года с даты государственной регистрации договора. Договор был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ- последний день действия договора.

В связи с окончанием срока действия Договора ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт осмотра, лесного участка по данному Договору, проведенному с участием полномочного представителя ПАО «Газпром». При этом, согласно указанному акту, приемка работ по рекультивации земель, а также выявление нарушений лесного законодательства на месте не проводилась из-за снежного покрова, окончательный осмотр был назначен на бесснежный период.

Извещением от 17.05.2017г. исх. ПАО «Газпром» вызывалось на составление окончательного акта осмотра лесного участка на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно почтовому уведомлению извещение получено ПАО «Газпром» 26.05.2017г. В назначенное время представитель арендатора не явился в связи с чем, осмотр лесного участка по данному Договору 15.06.2017г. был проведен в отсутствие полномочного представителя ПАО «Газпром».

При проведении проверки соблюдения ПАО «Газпром» условий договора аренды, установлено, что ПАО «Газпром» по состоянию на 00 часов 01 минуту 11.01.2017г. не предоставило отчеты об использовании лесов за 2016 год в установленном порядке, что подтверждается актом осмотра лесного участка на ДД.ММ.ГГГГ.

Факт непосредственного использования лесного участка без подачи отчета об использовании лесов также подтверждается письмом от ООО «Газпром инвест» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что указанный лесной участок действительно использовался для строительства газопровода «Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец-Выборг (КС «Пикалевская») в указанный период- согласно данному письму, объект строительства КС «Пикалевская» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод, участок Грязовец-Выборг» введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.6 ч.9 ст.50.6 Лесного Кодекса РФ в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится документированная информация, в том числе, об отчетах об использовании лесов (наименование лица, представившего отчет об использовании лесов, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; номер и дата договора аренды, иного документа, на основании которых представляется отчет об использовании лесов, объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, местоположение лесных участков).

При этом, в силу ч.3 ст. 425 ГК РФ, тот факт, что последний день срока для подачи отчета об использовании лесов (ДД.ММ.ГГГГ) выходит за рамки срока действия договора, последним днем действия которого является ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для неисполнения указанной обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Лесного Кодекса РФ отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно п.1 и п.2 Приложения к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 573 «Об установлении порядка представления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» отчет об использовании лесов представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Отчет представляется непосредственно, либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Лесного Кодекса РФ отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. п. 8.1 и 11.20 вышеуказанного договора аренды лесных участков, арендатор обязан, в том числе представлять арендодателю отчетность об использовании, охране, защите и воспроизводству лесов в порядке и в сроки, установленном действующим законодательством.

В соответствии с п.п. «с» п. 19 раздела III Договора аренды лесного участка /ДС-2013-10 от 15.10.2013г., заключенного между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Газпром инвест» арендатор обязан предоставлять арендодателю отчеты, предусмотренные ст. 49, 60 и 66 ЛК РФ, в сроки, установленные для предоставления отчетов по использованию, охране, защите воспроизводству лесов. Отчетность предоставляется в соответствии с формами, установленными нормативными актами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение указанных требований законодательства и условий договора ПАО «Газпром» фактически использовало лесной участок в границах переданных в аренду кварталов в период действия договора с 00 час. 01 мин. 10.01.2014г. по 23 час. 59 мин. 09.01.2017г. не подав, при этом, отчет об использовании лесов в срок до 00 час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт заявителем ПАО «Газпром» не оспаривается.

Таким образом, на 11.01.2017г. в 00 часов 01 минуту ПАО «Газпром» допущено нарушение лесного законодательства, которое выразилось в непредставлении в срок до 00 час. 01 мин. ДД.ММ.ГГГГ отчета об использовании лесов, что является нарушением условий договора аренды лесного участка, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.8.25 КоАП РФ - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.

В ходе рассмотрения дела должностное лицо- заместитель директора ЛОГКУ «Ленобллес» государственный лесной инспектор Ленинградской области ФИО4 пришел к выводу о том, что непредставление ПАО «Газпром» отчета об охране и защите лесов повлекло использование лесного участка с нарушением условий договора аренды лесного участка, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ. Доказательства, положенные в обоснование вынесенного в отношении юридического лица постановления, в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ являются допустимыми и достаточными. Нарушений требований КоАП РФ при их составлении судом не установлено. Все собранные по делу доказательства должностным лицом исследованы в полном объеме, им данная надлежащая правовая оценка.

Доводы жалобы ПАО «Газпром» об ошибочной квалификации совершенного правонарушения по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ основаны на неверном толковании закона, поскольку указанные действия образуют событие и состав административного правонарушения административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, как использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, на основании которого предоставляются лесные участки.

Иные доводы жалобы ПАО «Газпром» противоречат собранным по делу материалам, по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, а потому не могут быть приняты судом во внимание.

Постановление о привлечении ПАО «Газпром» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих постановлений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление №У-048/17 от 01.11.2017, вынесенное заместителем директора ЛОГКУ «Ленобллес» государственным лесным инспектором Ленинградской области ФИО4, о привлечении ПАО «Газпром» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ- оставить без изменения, а жалобу ПАО «Газпром»- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: