ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/20 от 23.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

УИД70RS0002-01-2020-001038-43

Дело № 12-103/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск 23 июня 2020 года

Судья Ленинского районного суда г. Томска Моисеева Г.Ю., при секретаре Поповой Л.В., помощник судьи Фоминых В.В., с участием защитника АО «Томская судоходная компания» ФИО1 действующей на основании доверенности № 2/20 от 01.01.2020, представителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, рассмотрев жалобу Акционерного общества «Томская судоходная компания» на постановление Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № Ж-051 от 25.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3, юридическое лицо – Акционерное общество «Томская судоходная компания», признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.35 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением защитником АО «Томская судоходная компания» ФИО1 была подана жалоба на постановление о назначении административного наказания № Ж-051 от 25.02.2020. В жалобе защитник АО «Томская судоходная компания» просит суд постановление о назначении административного наказания № Ж-051 от 25.02.2020 отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование жалобы указывает, что во исполнение плана Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2019 год, утвержденного приказом от 05.12.2018г. № 01-05/629, АО «Томская судоходная компания» (далее по тексту АО «ТСК») и ФИО4 Росрыболовства заключили договор № 121 от 05.06.2019 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания. По условиям указанного договора АО «ТСК» приняло на себя обязательство выполнить работы по искусственному воспроизводству осетра сибирского в количестве 11060 штук. В целях исполнения принятых обязательств АО «ТСК» заключило с ООО «Томский рыбоводный комплекс» (далее по тексту ООО «ТРК») договор № 7-2019 от 09.04.2019 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, согласно которому исполнитель обязался выполнить работы по искусственному воспроизводству осетра сибирского в количестве 11060 штук. 26 июля 2019 года ООО «ТРК» произведен выпуск молоди осетра сибирского в количестве 11060 штук, о чем составлен соответствующий акт выпуска водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения от 26.07.2019. Указывают, что фабула ст. 8.35 КоАП РФ содержит перечень действий, совершение которых без надлежащего на то разрешения влечет установленную ответственность, а именно: уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Указывает, что выполняя требования ст.29.10 КоАП РФ судья, должностное лицо, уполномоченный орган должен указать в постановлении по делу об административном правонарушении, однако из текста обжалуемого постановления не следует какое конкретно действие из приведенных ст.8.35 КоАП РФ совершено АО «ТСК» без надлежащего на то разрешение. В жалобе указывает, что доводы Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора о виновности АО «ТСК» основаны на норме ч.4. ст.24 ФЗ от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире», а именно оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ. Таким образом, АО «ТСК» полагает, что указанная норма не применима к отношениям, связанным с выпуском молоди осетра в реку Томь. Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора ошибочно относит молодь осетра сибирского к диким животным. ФЗ от 24.04.1995 года № 52 ФЗ «О животном мире» не содержит определения диких животных. Указанное определение содержится в ФЗ от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В п.3 ст.3 указано, что дикие животные содержащиеся или используемые в условиях неволи – дикие животные, изъятые из среды обитания, потомство таких животных. Однако п.2 ст.1 устанавливает, что положения данного ФЗ не применяются к отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются ФЗ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а так же постановлением Правительства РФ от 12.02.2014 № 99 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов». Положения данных актов определяют порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов, в том числе и осетровых видов рыб, однако не предусматривает применение Постановления от 19.02.1996 № 156 «О порядке выдачи разрешений» распорядительных лицензий на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ. Указанное постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» предусматривающее Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принято во исполнение ст.24 ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», о чем указано в преамбуле данного постановления. Нормой данной статьи регулируется оборотоспособностью диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ. Согласно ст.129 ГК РФ под оборотоспособностью понимается возможность объектов гражданских прав свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства. Таким образом, Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» распространяются только на случаи перехода прав на водные биоресурсы от одного лица к другому. Однако из текста условий выше приведенных договоров не следует, что к АО «ТСК» перешли права на молодь осетра сибирского. Предметом договора № 121 от 05.05.2019 является выполнение работ по искусственному воспроизводству биологических ресурсов без предоставления их в пользование. Предметом договора заключенного между АО «ТСК» и ООО «ТРК» является выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения. Кроме того, указывает, что порядком выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что для получения разрешения на оборот диких животных, необходимо подать заявление, в котором следует указать предполагаемый срок пользования дикими животными и сведения об условиях содержания изымаемых из естественной природной среды диких животных. Таким образом, требование о подаче данного заявления предусмотрено для случаев изъятия диких животных из естественной природной среды и не распространяются на случаи выпуска в естественную среду молоди. Кроме того, по запросу АО «ТСК» непосредственным исполнителем работ по воспроизводству и выпуску в р.Томь молоди осетра сибирского – ООО «ТРК»- предоставлена переписка с надзорными органами по вопросу о необходимости получения разрешения (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, в отношении посадочного материала, подготовленного к выпуску для ряда юридических лиц, в том числе и для АО «ТСК».

Защитник АО «Томская судоходная компания» ФИО1 действующая на основании доверенности № 2/20 от 01.01.2020 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Представила суду письменные дополнения к жалобе, в которых дополнительно указала, что как следует из Протокола №Ж-051 об административном правонарушении от 11.02.2020 года в целях исполнения принятых обязательств АО «ТСК» заключило с Обществом с ограниченной ответственностью «Томский научно - производственный рыбоводный комплекс» (ООО «ТРК») договор № 7-2019 от 09.04.2019 года на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения. Актом выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения от 26.07.2019 года подтверждается, что исполнителем и лицом, осуществляющим непосредственный выпуск биоресурсов в водный объект, является ООО «ТРК». По информации, полученной от ООО «ТРК», на стадии подготовки к выпуску молоди осетра в естественную среду обитания, представители ООО «ТРК» консультировались в Управлении Росприроднадзора по Томской области и получали однозначный ответ об отсутствии необходимости получения специального разрешения на выпуск молоди естественную среду. Более того, с подобным запросом в Управление Росприроднадзора по Томской области 25.07.2020 г. обратилось ФИО4 Росрыболовства и также получило ответ от 30.07.2019 г. за номером 3857/02 о том, что выдача разрешения требуется только на добывание, на выпуск биоресурсов не требуется. Более того, в отношении ООО «ТРК» возбуждено дело об административном правонарушении, а 11.03.2020 года вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении №Ж-020-в. Указанным Постановлением установлено, что ООО «ТРК» было введено в заблуждение позицией Управлении Росприроднадзора по Томской области, в частности вышеупомянутым письмом от 30.07.2019 г. за номером 3857/02. Поскольку все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, производство по делу в отношении ООО «ТРК» прекращено. Так же указала, что поскольку действующее законодательство не позволяет сделать однозначный вывод о том, кто и в каких случаях должен обратиться за разрешением на выпуск биоресурсов в водный объект, а сам орган, уполномоченный на выдачу разрешений, высказывал различные позиции в зависимости от региона обращения, ООО «ТРК» обратилось за разъяснением в центральный аппарат Росприроднадзора. По просьбе Заявителя ООО «ТРК» представило свою переписку с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Из письма Росприроднадзора от 03.06.2020 года №МК-10-04-32/16927 следует позиция данного органа, что разрешение получает лицо, непосредственно осуществляющее оборот (выпуск в естественную природную среду) животных. Таким образом, учитывая позицию Росприроднадзора, а также факт прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении непосредственного исполнителя работ, отсутствия события и состава административного правонарушения просит суд поданную жалобу удовлетворить, производство по данному делу прекратить. При этом дополнительно пояснила, что АО «ТСК» за разрешением либо лицензией для выпуска молоди осетра сибирского не обращалась, полагая, что исполнителем и лицом, осуществляющим непосредственный выпуск биоресурсов в водный объект, является ООО «ТРК» и было достаточно той информации полученной последним по переписке с Росприроднадзором. А также полагали возможным руководствоваться информацией, представленной в ответе ФИО5 Росрыболовства от 30.07.2019 г. за номером 3857/02 о том, что выдача разрешения требуется только на добывание, на выпуск биоресурсов не требуется. Так же защитником АО «ТРК» были представлены письменные дополнения к жалобе, в которой защитник указывает, что Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее Управление), относят объекты аквакультуры (рыбоводства) к диким животным, производит подмену понятий и любой объект животного происхождения относит к диким животным, что является ошибочным. Действующее законодательство содержит определение «диких животных» в Федеральном законе от 27.12.2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Пункт 3 статьи 3 определяет, что содержащиеся или используемые в условиях неволи - дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды). Однако пункт 2 статьи 1 устанавливает, что Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства). Произвольное распространение дефиниции «дикие животные» на все объекты животного мира, а тем более на объекты аквакультуры не основано на нормах права. Так же в п. 1.1. Договора №121 от 05.06.2019 года, заключенном между Акционерным обществом «Томская судоходная компания» и ФИО5 Росрыболовства указано, что работы по выращиванию водных биоресурсов с их последующим выпуском осуществляются без предоставления водных биоресурсов в пользование. Таким образом, факт перехода прав пользования водными биоресурсами от одного лица к другому не имел места. Постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 года №191 р «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» предусмотрено, что выпуск в естественную природную среду диких животных осуществляется в целях их сохранения и (или) понолнення природных популяцийуказанных животных. Однако в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов заключается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания. Таким образом защитник делает вывод, что к отношениям, возникшим в связи с выпуском молоди осетра сибирского 26.07.2019 года в водный объект рыбохозяйственного назначения в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания не применимы ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире» и Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 года №191 р «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации».

Представитель Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 ФИО2, доводы жалобы не признал, просил в удовлетворении жалобы отказать, оставить постановление без изменения. Представил суду письменные пояснения, в которых указывает, что Действующим законодательством регламентировано, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24 ФЗ «О животном мире»). Оборот диких животных, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Порядком выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 года № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России от 23 апреля 2015 года № 191 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации». Согласно приказу Минприроды России от 03 сентября 2003 года № 798 «Об утверждении формы разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации пункту 3 Рекомендаций для юридических или физических лиц, получивших разрешение (распорядительную лицензию) в приказе Минприроды России от 03.09.2003 № 798, содержание диких животных в неволе или выпуск в естественную природную среду должны осуществляться в соответствии с указанными в разрешении условиями и в целях, установленных Постановлением Правительства №156. Согласно примечанию упомянутых Рекомендаций, разрешение (распорядительная лицензия) не выдается на оборот животных, разведенных в неволе, за исключением выпуска в естественную природную среду в целях сохранения и (или) пополнения природных популяций указанных животных. Делая вывод в своих пояснениях указывает, что необходимость в получении разрешения является безусловной обязанностью лица, и действующее законодательство не предусматривает возможности выдачи разрешения после состоявшегося факта выпуска.

Должностное лицо заместитель начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Статьей 8.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Как следует из ст. 1 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (далее - ФЗ «О животном мире»), животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное). Таким образом, водные биоресурсы являются объектом животного происхождения, т.е. дикими животными.

В соответствии с Классификатором в области аквакультуры (рыбоводства), утвержденным приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 N 452, осетр сибирский является объектом аквакультуры (рыбоводства). Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации (статья 24 ФЗ «О животном мире»). Согласно приказу Госкомэкологии России от 19.12.1997 №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» западно-сибирский подвид (обский осетр) сибирского осетра включен в перечень объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.

Согласно положению о Сибирском межрегиональном Управлении, Росприроднадзора, утвержденному приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 №502 (далее - Положение). Сибирское межрегиональное Управление Росприроднадзора (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим свои полномочия на территории Новосибирской, Омской и Томской областей. Полномочия Управления установлены упомянутым Положением и включают в себя, в том числе осуществление охраны водных биологических ресурсов занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (п.4.46 Положения).

В соответствии с частью 4 статьи 24 ФЗ от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» оборотоспособность диких животных принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускается в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля № 996 г. N 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства № 156). Согласно пункту 3 Рекомендаций для юридических или физических лиц получивших разрешение (распорядительную лицензию) в приказе Минприроды России от 03.09.2003 № 798 «Об утверждении формы разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (зарегистрированного в Минюсте России 24.09.2003 №5109), содержание диких животных в неволе или выпуск в естественную природную среду должны осуществляется в соответствии с указанными в разрешении условиями и в целях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 156. Согласно примечанию указанных Рекомендаций разрешение (распорядительная лицензия) не выдается на оборот животных, разведенных в неволе, за исключением выпуска в естественную природную среду в целях сохранения и (или) пополнения природных популяций указанных животных.

Осуществление функции по оказании государственной услуги по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации возложено на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в соответствии с административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению по выдаче разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 23.04.2015 № 191 (далее - Административный регламент).

Из материалов дела следует, что во исполнение Плана ФИО5 Росрыболовства по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2019 г., утвержденного приказом от 05.12.2018 № 01-05/629. 05 июля 2019 года № 121 заключили договор Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (заказчик) и «ТСК» (исполнитель) на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, исполнитель за счет собственных средств обязался выпустить в бассейн реки Томь молодь сибирского осетра - в количестве 11 060 экз.

Согласно договору от 09 апреля 2019 года № 7-2019 заключенному между ООО «Томский научно-производственный рыбоводный комплекс» и АО «ТСК» в целях осуществления мероприятий по возмещению ущерба водным биоресурсам и среде их обитания, в целях исполнения договора на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов за счет собственных средств, была приобретена у ООО «Томский научно-производственный рыбоводный комплекс» молодь сибирского осетра в количестве 11060 экз.

Согласно акту сдачи - приемки работ к договору № 121 от 05.06.2019 г. «ТСК» (исполнитель) осуществлен выпуск водного биологического ресурса - молоди осетра сибирского в количестве 11060 штук (при плане 11 060 шт.) средней штучной навеской 0,55 грамма (при плане 0.5 гр.) в реку Томь Томской области. В соответствии с представленными сведениями (письмо от 28.01.2020 г. № 294 АО «Томская судоходная компания»), выпуск был осуществлен на 69.7 – 69.8 км р. Томь (но лоцманской карте реки).

26 июля 2020 года между ООО «Томский научно-производственный рыбоводный комплекс» и АО «ТСК» составлен акт № 58, согласно которому подтверждается искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения с выпуском 11060 шт. молоди осетра.

Допрошенный в судебном заседании директор ООО «ТРК» ФИО6 пояснил по обстоятельствам выпуска водного биологического ресурса - молоди осетра сибирского в реку Томь, пояснив, что разрешение при этом отсутствовала. При этом, ссылаясь на переписку ООО «ТРК» с надзорными органами полагал, что в данном случае разрешение (распорядительной лицензии) не требуется.

В соответствии с Актом выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения №б/н от 27 июля 2019 года, составленною Томским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания ФИО5 Росрыболовства и «ТСК» подтверждается выпуск молоди сибирского осетра, в количестве 11060 экз., в р. Томь. В акте выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения № б/н от 29.08.2019 года АО «ТСК» указана как исполнитель работ (как организация непосредственно осуществляющая выпуск).

23.01.2020 года заместителем начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 вынесено определение № ж-051 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО «Томская судоходная компания».

23.01.2020 года заместителем начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 вынесено определение № ж-051 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

28 января 2020 года в соответствии с определением от 23.01.2020 № ж-051, АО «ТСК» предоставило в адрес Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора истребуемые документы.

Уведомлением от 30.01.2020 генеральный директор АО «ТСК» был уведомлен о необходимости прибыть 11 февраля 2020 года в 13 ч. 00 мин. к старшему государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.35 КоАП РФ.

Доказательством получения вышеуказанного уведомления является уведомление о вручении от 04.02.2020 и сама явка защитника АО «ТСК» ФИО1 к старшему государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.35 КоАП РФ.

11 февраля 2020 года заместителем начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 составлен протокол № ж-051 об административном правонарушении по ст.8.35 КоАП РФ, в отношении АО «ТСК».

Постановлением заместителя начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3, юридическое лицо – Акционерное общество «Томская судоходная компания», признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.35 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 руб.

При рассмотрении дела об административном нарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установил все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав бездействия АО «Томская судоходная компания» в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями по ст. 8.35 КоАП РФ.

Согласно ст. 8.35 КоАП РФ субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона по ст. 8.35 КоАП РФ характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

Объектом правонарушения по ст. 8.35 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с охраной животных

Объективная сторона правонарушения по ст. 8.35 КоАП РФ являются: - действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений; - действия, выразившиеся в добыче, хранении, перевозке, сборе, содержании, приобретении, продаже либо пересылке указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Так же должностным лицом в рамках административного расследования, в адрес АО «ТСК» направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 23.01.2020 № Ж-051. Необходимость запроса у заявителя информации и документов, отраженных в определении об истребовании сведений, вызвана объективными обстоятельствами, способствующими дать надлежащую оценку составу правонарушения, условиям и причинам его совершения, а также его последствиям.

В судебном заседании защитник АО «ТСК» указала, что бездействие общества в получении разрешения обусловлены представленной ООО «ТРК» перепиской с надзорными органами по вопросу о необходимости получения разрешения (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, из которой следует, что заявителю не требуется получения разрешения на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в красную книгу (письме 30.09.2019 № АА-10-03-32/26894.

Действительно в письме 30.09.2019 № АА-10-03-32/26894 направленного заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзора ) было указано, что возвращает без рассмотрения, поскольку заявителю не требуется получение разрешения. На основании данного ответа, Управлением сделан запрос в Росприроднадзор (исх. от 13.02.2020 № ИШ-02-03/1285), в целях выяснения позиции, изложенной в письме от 30.09.2019 № АА-10-03-32/26894.

В своем ответе Росприроднадзор (исх. от 10.03.2020 №АА-10-04-31/7396) изложил позицию относительно ситуации, связанной с заявительными материалами ООО «ТРК», указав, что в соответствии с административным регламентом был дан ответ 30.09.2019 № АА-10-03-32/26894 и обусловлен неактуальностью заявления, поскольку выпуск молоди осетра на момент подачи заявления был уже осуществлен. Также ссылаясь на приказ Минприроды от 03.09.2003 №798 «Об утверждении формы разрешения(распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенных в Красную книгу РФ» разъяснено, что при осуществлении деятельности по обороту (выпуску в естественную природную среду) осетра сибирского в отсутствие разрешения на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенных в Красную книгу РФ является основанием привлечения к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ.

В продолжении переписке по запросу получения разрешения (распорядительной лицензии) по обороту сибирского осетра Врио начальника Томского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды обитания ФИО5 Рыболоства Управлением дан ответ 16.01.2020 ИШ-13-07/369, в котором указано порядок и правовое обоснование необходимости получения разрешения (распорядительной лицензии), а также указано, что письмо управления Роспотребнадзора по Томской области от 30.07.219 №3857/02, которым Врио начальнику Томского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды обитания ФИО5 Рыболоствауказано сообщается, что на осуществление выпуска водных биоресурсов разрешение Роспотребнадзора не требуется, считать недействительным.

Кроме того представлено в подтверждение переписки с надзорными органами запрос ООО «ТРК» в Роспотребнадзор по вопросам получения разрешения (распорядительной лицензии) по выпуску водных биологических ресурсов в Обь-Иртышском рыбохозяйственном бассейне, на территориях относящихся к Верхней Оби, информационное письмо Роспотребнадзора директору ООО ТРК МК 10-04-32 от 03.06.2020.

Оценивая указанную переписку с надзорными органами по вопросам получения разрешения (распорядительной лицензии) по выпуску водных биологических ресурсов, суд находит довод защитника АО «ТСК» о наличии информации об отсутствии требований получения разрешения (распорядительной лицензии) несостоятельным, поскольку информация не содержит однозначной информации и предоставлена иным лицам и по иным обстоятельствам. Самостоятельно АО «ТСК» за получением разрешения (распорядительной лицензии) не обращалось и информации об отсутствии необходимости оформления указанного разрешения в адрес АО «ТСК» не поступало.

Ссылка защитника АО «ТСК» о наличии постановления о прекращении производства по административному делу в отношении ООО ТРК по аналогичному правонарушении судом отклоняются, поскольку указанное постановление вынесено в отношении иного лица, при рассмотрение были исследованы иные обстоятельства. Учитывая, что законодательство в Российской Федерации не является прецедентным, указанное решение не может являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене.

Таким образом, факт отсутствия обращения АО «ТСК» в уполномоченный орган для получения разрешения (распорядительной лицензии), как и факт выпуска молоди осетра сибирского в отсутствии указанного разрешения был установлен должностным лицом и нашел свое подтверждение в судебном заседании.

При этом доводы защитника АО «ТСК», что общество не может быть привлечено к ответственности, поскольку работы по выращиванию водных биоресурсов с их последующим выпуском осуществлялись без предоставления водных биоресурсов в пользование АО «ТСК» и отсутствовал факт перехода прав пользования водными биоресурсами от одного лица к другому, суд также находит несостоятельным, поскольку именно АО «ТСК» в соответствии с планом ФИО5 Росрыболовства по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2019 г., утвержденного приказом от 05.12.2018 № 01-05/629 был установлен в перечне юридических лиц по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, выпуска молоди осетра сибирского в связи с чем 05 июля 2019 года № 121 заключен договор с ФИО5 Росрыболовства, тем самым АО ТСК приняло на себя обязанность по воспроизводству водных биологических ресурсов, выпуска молоди осетра сибирского, а также ответственность за соблюдение норм и правил осуществления указанного выпуска, установленных законом. В акте выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного назначения от 29.08.2019 АО «ТСК» правомерно указано как исполнитель работ. Наличие договора от 09 апреля 2019 года № 7-2019, в соответствии с которым ООО «ТРК», выполняет работы по искусственному воспроизводству биологических ресурсов и непосредственно выпускает его в водный объект не исключает установленные обстоятельства.

Довод защитника АО «ТСК» о том, что Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, неправомерно относит объекты аквакультуры (рыбоводства) к диким животным, судом не принимается, так как согласно ст. 1 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», животный мир это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объект животного мира это организм животного происхождения (дикое животное). Таким образом, водные биоресурсы являются объектом животного происхождения, т.е. дикими животными.

Вопреки доводам защитника АО «ТСК» осетр сибирский с 2001 года по настоящее время занесен в Красную книгу, данная информация является общедоступной а так подтверждается сведениями с официального сайта Красной книги в РФ и в соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 года №52-ФЗ «О животном мире» и Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 года №191 р «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды. При этом под оборотоспособностью понимается, например, содержание животных в неволе, их воспроизводство, выпуск в естественную среду и т.д., а не оборотоспособность указанного объекта между заказчиком и исполнителем услуг, таким как в настоящем случае по воспроизводству и выпуску в водный объект.

Суд полагает, что материалы дела об административном правонарушении, подтверждают наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ответственностью по ст.8.35 КоАП РФ. Вопреки доводам защитника АО «ТСК» в постановлении установлена объективная сторона правонарушения, выразившаяся в бездействие АО «ТСК» по получению разрешения (распорядительной лицензии) при выпуске молоди осетра сибирского, следствием чего стало невыполнение ст.24 ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», приказа Минприроды России от 03.09.2003 №798.

Так же суд отмечает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении № Ж-051, должностным лицом Управления, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, учтены правила назначения административного наказания в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ст. 8.25 КАП РФ, оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры соблюдению вышеприведенных требований закона.

При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях АО «ТСК».

Судом не установлено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления по делу не усматривается.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

При назначении наказания должностным лицом учтен характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела.

Административное наказание АО «ТСК» назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.35 КоАП РФ.

Оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного геологического и земельного надзора, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО3 от 25.02.2020 № Ж-051, которым Акционерное общество «Томская судоходная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.35 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500000 руб. оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «Томская судоходная компания» – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Моисеева Г.Ю.

Секретарь Попова Л.В.