ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-103/2016 от 19.02.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-103/2016

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2016 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – ФИО2 на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области № 89-НН от 15.10.2015 о привлечении должностного лица - заместителя главного бухгалтера ОАО «<данные изъяты>» (ОАО «<данные изъяты>») ФИО1 к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области № 89-НН от 15.10.2015 должностное лицо – заместитель главного бухгалтера ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 - ФИО2 обратилась в суд с жалобой в обоснование указав, что выводы административного органа в постановлении являются не законными и не обоснованными, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Так, за несоблюдение установленного порядка представления форм учёта и отчётности по валютным операциям заместитель главного бухгалтера ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ. По результатам валютного контроля инспекция установила, что ОАО «<данные изъяты>» не отразило в отчёте операцию «Возврат за дубликат выписки от 07.04.15», «Расчёты по операциям, не указанные в группе 01-80», а именно не указало соответствующий код вида операции <данные изъяты>.. 26.08.2015 ОАО «<данные изъяты>» был предоставлен уточнённый отчёт. Вместе с тем, считает, что поскольку 07.04.2015 банк ошибочно списал со счёта ОАО «<данные изъяты>» денежные средства в размере <данные изъяты> и 05.05.2015 осуществил возврат указанной суммы на счёт, операции по счёту не привели к изменению остатка по счёту за отчётный квартал, данная операция не подлежала отражению в отчёте, так как согласно Правилам заполнения отчёта, нулевые показатели в отчёте не отражаются. Кроме того, не согласна с указанием, что в отчёте необходимо было указать код вида операции <данные изъяты>, который свидетельствует о проведении резидентом или нерезидентом операций за рубежом в предпринимательских целях, так как данная операция была проведена банком ошибочно. Таким образом, в действиях должностного лица отсутствует как состав, так и событие административного правонарушения. При этом, с учётом фактических обстоятельств дела, а именно отсутствие вреда интересам государства и граждан, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля, отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба, а также учитывая сложности, связанные с переходом в законодательной базе в области валютного контроля считает возможным освободить ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения. На основании изложенного просит постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области № 89-НН от 15.10.2015 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствии.

Защитник ФИО2 в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащими образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 47-15/129, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

На основании ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд восстанавливает срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, характеризуется несоблюдением виновным лицом установленного порядка ведения учета и составления отчетности по валютным операциям либо нарушением установленных сроков хранения учетных и отчетных документов, предусмотренных в правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учету, а также в актах ЦБ РФ, Правительства РФ.

Субъектами административных правонарушений являются должностные лица, граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.

Федеральный Закон N 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля)( ст. 2 Закона). (далее Закон о валютном регулировании и валютном контроле).

В силу ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 утверждены Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

В силу п. 10 Правил в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателемь - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателемь - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателемь - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

В приложении к Правилам №819 установлена форма отчёта о движении средств юридического лица- резидента и индивидуального предпринимателя резидента по счёту (вкладу) в банке за пределами территории РФ, в соответствии с которой, пункт 2 «Зачислено средств за отчётный период – всего, в том числе по кодам видов операций» заполняется по кодам видов операций. Код вида операции указывается в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учёта валютных операций и оформления паспортов сделок.

Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И « О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» в Приложении №2 утверждён перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, в соответствии с которым куду вида операции 99090 соответствуют «Расчёты по операциям, не указанным в группах 01-80 настоящего Перечня, а также за исключением платежей по кодам 99010, 99020».

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» (ОАО «<данные изъяты>») имеет открытый счёт в банке за пределами Российской Федерации № 0051110110070006 в ANDHRA BANK, открытый 14.01.2010, код валюты 356 (индийские рупии).

Во исполнение требований Закона о валютном регулировании и валютном контроле 29.07.2015 ОАО «<данные изъяты>» представило в налоговый орган отчёт о движении средств по счёту (вкладу) № 0051110110070006 в ANDHRA BANK за 2 квартал 2015 года с выписками по счёту за периоды с 01.04.2015 по 31.05.2015, с 01.06.2015 по 30.06.2015.

Согласно выписке за период с 01.04. 2015 по 31.05.2015 на счёт ОАО «<данные изъяты>» по операции от 05.05.2015 были зачислены денежные средства в размере 28 рупий, наименование операции «Возврат за дубликат выписки от 7 апреля». Вместе с тем, данная операция по зачислению денежных средств на счёт в банке в таблице Отчёта от 29.07.2015 (рег.) по кодам вида операций не отражена в пункте 2 «Зачислено средств за отчётный период-всего, в том числе по кодам видов операций».

В соответствии с п. 10 Правил, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «<данные изъяты>» направлено уведомление о предоставлении исправленного (уточнённого) отчёта о движении средств по счёту (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» представлен исправленный отчёт о движении денежных средств за 2 квартал.

Таким образом, установлено, что ОАО «МАГЭ» был предоставлен заполненный не в полном объёме отчет о движении средств по счету (вкладу) № 0051110110070006 в ANDHRA BANK (Индия) за пределами территории Российской Федерации за 2 квартал 2015 года, что является нарушением требований ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

29.09.2015 начальником отдела камеральных проверок №1ИФНС России по г. Мурманску в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 5190201509290003 от 29.09.2015.

Доводы защитника ФИО1 – ФИО2 о том, что операции по счёту не привели к изменению остатка по счёту за отчётный квартал, в связи с чем не подлежали отражению в отчёте суд во внимание не принимает ввиду следующего.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, являются общественно опасными, так как их объектом является установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля.

При этом следует учитывать, что административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ имеют формальный состав, т.е. не предполагают наступления фактического ущерба. Административная ответственность в данном случае наступает за само совершение противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Согласно п.4.5 должностной инструкции заместителя главного бухгалтера по бухгалтерскому учёту, отчётности и налогообложению утверждённой генеральным директором ОАО «<данные изъяты>» от 01.09.2014 заместитель главного бухгалтера по бухгалтерскому учёту, отчётности и налогообложению несёт ответственность за допущенные нарушения в области валютного контроля.

Приказом генерального директора ОАО «<данные изъяты>» №143 от 27.07.2015 в целях соблюдения валютного законодательства РФ, включая ФЗ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании т валютном контроле», Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций контроля за их проведением» ответственной за выполнение требований валютного законодательства РФ на предприятии заместитель главного бухгалтера ФИО1.

Таким образом, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица – заместителя главного бухгалтера ОАО «<данные изъяты>» состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 29.09.2015, отчётом о движении средств по счёту от 29.07.2015, отчёт от 26.08.2015, выписками по счёту, должностной инструкцией, приказом от 27.07.2015.

Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, описано событие административного правонарушения.

О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении ФИО1 извещена надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом ИФНС России по г. Мурманску в её присутствие.

Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области № 89-НН от 15.10.2015 вынесено в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, порядок обжалования постановления, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ разъяснен. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 15.10.2015 ФИО1 также извещена надлежащим образом. Постановление о назначении ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. ч. 1, 6 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Таким образом, материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Жалоба заявителя не содержит иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Довод защитника о малозначительности совершенного правонарушения также не может быть признан судом правомерным, поскольку в соответствии с преамбулой Закона N 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Закон N 173-ФЗ, а также акты органов валютного регулирования (в том числе Положение N 258-П) устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Законом N 173-ФЗ и актами валютного законодательства РФ положений и требований, позволяет достигнуть единство внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Нарушение валютного законодательства РФ считается наиболее общественно опасным, поскольку это следует из установленного законодательством повышенного размера штрафа за правонарушения в названной сфере (ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ), а также более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области № 89-НН от 15.10.2015 о привлечении должностного лица - заместителя главного бухгалтера ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу защитника без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение 10 суток со дня получения, вручения копии решения.

Судья И.С. Макарова