ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/19 от 18.02.2020 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №12-35/2020

Решение

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 г. г. Вышний Волочек

Судья Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Шустрова С.А., рассмотрев жалобу защитника должностного лица – директора МУП «ВолочекТепло» Кумова Сергея Карповича - Сергеевой Натальи Александровны на постановление мирового судьи судебного участка №13 Тверской области Жарова Ю.В. от 26 ноября 2019 г., которым должностное лицо – директор МУП «ВолочекТепло» Кумов Сергей Карпович, <дата> года рождения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка №13 Тверской области Жарова Ю.В. от 26 ноября 2019 г., должностное лицо – директор МУП «ВолочекТепло» Кумов Сергей Карпович привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей, за неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об Обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов, а именно, за то, что в МУП «ВолочекТепло» в нарушение требований Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктов 1,2 ст.28 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» на момент прокурорской проверки отсутствовал список аффилированных лиц предприятия, он никогда не составлялся, не велся и не хранился.

В жалобе защитник должностного лица – директора МУП «ВолочекТепло» Кумова С.К. - Сергеева Н.А. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что хранение документа – это процесс, подразумевающий под собой обязательство сохранить вещь. Обязанность хранителя хранить вещь означает его обязанность предпринимать активные действия, направленные на сохранение вещи. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие обязано хранить списки аффилированных лиц предприятия. Данная выдержка из закона является дословной. Во исполнение ст.28 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» МУП «ВолочекТепло» разработало список аффилированных лиц предприятия, утвердило его и хранило надлежащим образом с 01.07.2019. Данный список был предоставлен в прокуратуру сопроводительным письмом исх.№648 от 17.10.2019, а также на обозрение в мировой суд. Однако судья посчитал, что представленный список не является таковым, поскольку не содержит никаких сведений об аффилированных лицах предприятия при наличии таковых. Таким образом, суд дал оценку по содержанию рассматриваемого списка аффилированных лиц, не обратив внимания на факт наличия у предприятия данного списка с начала осуществления экономической деятельности. Считает, что в данном случае судом неправильно истолкована норма материального права, так как факт хранения списка аффилированных лицах предприятия доказан. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неисполнение унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным. МУП «ВолочекТепло» осуществляло хранение списка аффиллированных лиц с начала осуществления своей экономической деятельности, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебное заседание должностное лицо – директор МУП «ВолочекТепло» Кумов С.К. не явился по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещении своевременно и надлежащим образом.

Защитник должностного лица – директора МУП «ВолочекТепло» Кумова С.К.- Сергеева Н.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Старший помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Лазарев И.С. в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе не согласился, полагал, что постановление является законным и обоснованным и его следует оставить без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья не находит оснований для отмены постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие обязано хранить списки аффилированных лиц унитарного предприятия.

Из смысла п. 3 комментируемой статьи следует, что документы, образующиеся в ходе деятельности унитарного предприятия, должны храниться в течение всего периода существования унитарного предприятия до момента его ликвидации.

Аффилированность - это отношения связанности лиц между собой (ст. 53.2 ГК РФ).

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон №948-1) аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Список аффилированных лиц юридического лица приведен в ст. 4 Закона №948-1.

Согласно положениям ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 №161 -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации: являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием; занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием; в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

Таким образом, учредитель и его руководитель унитарного предприятия в числе прочих являются аффилированными лицами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием «ВолочекТепло» (далее – МУП «ВолочекТепло») требований законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проведенной проверки установлено, что директором МУП «ВолочекТепло» Кумовым С.К. не исполняются обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, поскольку список аффилированных лиц в МУП «ВолочекТепло» на момент проверки отсутствовал, такой документ не хранился в унитарном предприятия, что может повлиять на деятельность унитарного предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность, связанную с использованием (распоряжением) имуществом предприятия – муниципальным имуществом.

Муниципальное унитарное предприятие «ВолочекТепло» (далее – МУП «ВолочекТепло») является юридическим лицом, что подтверждается копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно Уставу муниципального унитарного предприятия «ВолочекТепло» учредителем предприятия является Администрация г. Вышний Волочек, которая от имени МО «Город Вышний Волочек» осуществляет права собственника имущества предприятия. Высшим органом управления предприятия является учредитель, который кроме прочего определяет виды деятельности предприятия, утверждает Устав предприятия, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерскую отчетность, дает согласие на свершение крупных сделок, принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия, формирует уставной фонд, Полномочным исполнительным органом предприятия является директор, который назначается на должность и освобождается постановлением главы г. Вышний Волочек.

Распоряжением Администрации города Вышний Волочек Тверской области от 26.03.2019 на должность директора МУП «ВолочекТепло» назначен Кумов С.К.

Таким образом, соблюдение требований законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях должно обеспечиваться руководителем унитарного предприятия – директором МУП «ВолочекТепло» назначен Кумов С.К.

Представленный МУП «ВолочекТепло» документ, поименованный как «Список аффилированных лиц» на 01.07.2019, и подписанных директором МУП «ВолочекТепло» Кумовым С.К. не содержит сведений об аффилированных лицах предприятия.

Из объяснений директора МУП «ВолочекТепло» Кумова С.К. от 01.11.2019 следует, что ему известно, что в силу пунктов 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие обязано хранить списки аффилированных лиц унитарного предприятия по месту нахождения его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте, в связи с чем, с 01.07.2019 в МУП «ВолочекТепло» составляется список аффилированных лиц, но в связи с тем, что неверно трактовали норму о формировании списков аффилированных лиц, ими не включены в него физические и юридические лица. Изменения в список будут внесены в ближайшее время.

Таким образом, директор МУП «ВолочекТепло» Кумов С.К. нарушил установленные законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях требования по хранению списка аффилированных лиц унитарного предприятия.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ и примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Факт совершения должностным лицом - директором МУП «ВолочекТепло» Кумовым С.К. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 01 ноября 2019 г., объяснениями Кумова С.К. от 01.11.2019, копией свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копией приказа №1 о приеме на работу от 26 марта 2019 г., копией Устава МУП «ВолочекТепло», копией документа, поименованного как «Список аффилированных лиц МУП «ВолочекТепло» на 01.07.2019, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.11.2019.

Доводы защитника относительно неправильного применения мировым судьей норм материального права не могут быть признаны обоснованными, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм права.

Ссылка защитника на доказанность факта хранения унитарным предприятием списка аффилированных лиц, не может быть принят судьей, поскольку представленный документ не содержит сведений о аффиллированных лицах предприятия, то есть фактически список аффлирированных лица отсутствует.

Кроме того, судья принимает во внимание, что директор МУП «ВолочекТепло» Кумов С.К. согласился с внесенным представлением прокурора от 31.10.2019 относительно отсутствия списка афиллированных лиц унитарного предприятия и по результатам рассмотрения представления внес дополнения в список афиллированнных лиц, включив в него 13 организаций.

При рассмотрении дела мировым судьей все фактические обстоятельства по делу были установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне и полно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными доказательствами, получившими надлежащую оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу директора МУП «ВолочекТепло» Кумова С.К., не усматривается.

Судебное постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 13.25 КоАП РФ.

При назначении наказания мировой судья учел характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Постановление о назначении административного наказания вынесено мировым судьей на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Указанные доказательства в их совокупности являются достаточными для привлечения директора МУП «ВолочекТепло» Кумова С.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судом процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, жалоба не содержит.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не может являться основанием к отмене судебного постановления и не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения МУП «ВолочекТепло» Кумова С.К. к административной ответственности не нарушены.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решила:

постановление о назначении административного наказания, вынесенное 26 ноября 2019 г. мировым судьей судебного участка №13 Тверской области Жаровым Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МУП «ВолочекТепло» Кумова Сергея Карповича оставить без изменения, жалобу защитника должностного лица – директора МУП «ВолочекТепло» Кумова Сергея Карповича - Сергеевой Натальи Александровны - без удовлетворения.

Судья С.А. Шустрова