ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/2024 от 05.02.2024 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-107/2024 (5.3-467/2023)

УИД 76MS0016-01-2023-002703-98

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 05 февраля 2024 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Бабикова И.Н. рассмотрев жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Ярнет» генерального директора Маркова Алексея Михайловича на постановление мирового судьи судебного участка №3 Кировского судебного района г.Ярославля от 01.12.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ярнет», ИНН 7604178825, (далее-ООО «Ярнет»),

у с т а н о в и л :

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Кировского судебного района г.Ярославля от 01.12.2023 г. ООО «Ярнет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Из постановления следует, что по результатам проведенной Управлением Роскомнадзора по Ярославской области в период с 08.06.2023 по 16.06.2023 г. внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Ярнет», осуществляющего деятельность по оказанию услуг связи по адресу г.Ярославль, у.Лисицына, д.5, выявлены нарушения лицензионных требований, правил оказания услуг связи, в связи с чем, на основании п.1 ч.2 ст.90 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ООО «Ярнет» выдано предписание от 16.06.2023 г. №П-76/2/38-нд/Л030-00114-77/00083978/1/1 об устранении выявленных нарушений, со сроками устранения нарушений – 11.10.2023 г., о сообщении об устранении нарушений - не позднее 12.10.2023 г.

Предписанием предложено устранить следующие нарушения:

-нарушения подпункта «г» пункта 4 лицензионных требований к лицензии Л030-00114-77/00083978 (188848) от 20.01.2022 г. (далее-Лицензия №188848), п.5.1 постановления Правительства РФ от 19.02.2015 №140, согласно которому оператор связи обязан обеспечивать передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите - ООО «Ярнет» не представлена информация о соблюдении лицензионных требований по обеспечению предоставления абоненту передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;

- нарушения требований пп. «д» п.4 лицензионных требований Лицензии №188848, в соответствии с которым ООО «Ярнет» обязано осуществлять трансляции обязательных общедоступных каналов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов - в ходе внеплановой документарной проверки установлено, что в сетке вещания ООО «Ярнет» не представлена трансляция обязательного общедоступного радиоканала «Радио России»;

- нарушения требований п.5 лицензионных требований Лицензии № 188848 об обязанности оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 №785 – в нарушение п.11 названных Правил, обязывающего оператора связи предоставлять информацию о себе, в том числе, о реквизитах выданной оператору связи лицензии на оказание услуг связи для целей телерадиовещания и содержание лицензионных условий, ООО «Ярнет» в договорах с абонентами информацию о реквизитах лицензии на телерадиовещание не отразило;

- нарушения требований п.6 лицензионных требований Лицензии №188848 о соблюдении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2119, Указа Президента РФ от 24.06.2009 №715 «Об общероссийских обязательных общедоступных каналах и радиоканалах», в силу которых сети оператора связи ООО «Ярнет» должны быть присоединены к сети связи ФГУП «РТРС».

В установленный в предписании срок - 12.10.2023 г. ООО «Ярнет» сведений об устранении нарушений, указанных в предписании, не представило. Согласно ответу филиала ФГУП РТРС «Ярославский ОРТПЦ» от 18.10.2023 г. на запрос Управления Роскомнадзора по Ярославской области ООО «Ярнет» не подписало договор о присоединении к сети связи РТРС для целей трансляции обязательных общероссийских телеканалов.

Таким образом, ООО «Ярнет» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.

Копия постановления получена ООО «Ярнет» 13.12.2023 г.

В установленный срок законный представителем ООО «Ярнет» генеральным директором Марковым А.М. подана жалоба на постановление, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в ходе внеплановой проверки не проверялась сетка вещания. Радиоканал «Радио России» на даты проведения проверки имелся в сетке вещания, радиоканал выходит в эфир постоянно. Также содержатся возражения относительно нарушения пункта 6 Лицензионных требований, которые мотивированы тем, что Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 №29, не предусмотрена обязанность присоединения сети общества к сети ФГУП «РТРС».

В судебное заседание законный представитель или защитник ООО «Ярнет» не явились. ООО «Ярнет» извещено судом надлежащим образом заказным письмом с уведомлением по месту осуществления деятельности –г.Ярославль, ул.Лисицына д.5. Судебное извещение возвращено в суд в связи с истечением срока хранения. Сведений о неполучении ООО «Ярнет» судебного извещения по независящим от него обстоятельствам материалы дела не содержат. В силу ст.165.1 ГК РФ ООО «Ярнет» несет риск неполучения юридически значимых сообщений.

Жалоба рассмотрена в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Должностные лица административного органа Управления Роскомнадзора по Ярославской области, действующие по доверенности, Логинов А.Н. и Коньков В.В. возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в письменных возражения, приобщенных в дело, полагали, что материалами дела доказано совершение ООО «Ярнет» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, прихожу к выводу о том, что жалоба Маркова А.М. удовлетворению не подлежит.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Факт совершения ООО «Ярнет» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и его виновность полностью подтверждаются материалами дела об административном правонарушении. Перечень доказательств, на которых основан вывод о виновности ООО «Ярнет», результаты их оценки приведены в тексте обжалуемого постановления.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что в период с 08.06.2023 г. по 16.06.2023 г. в соответствии с решением о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Ярнет» от 06.06.2023 г. №38-нд на основании п.4 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» в связи с требованием прокуратуры Ярославской области от 31.05.2023 г. №7-39-2-23 Управлением Роскомнадзора по Ярославской области в отношении ООО «Ярнет» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований при оказании услуг кабельного телерадиовещания и соблюдению правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования и их взаимодействия, в том числе, условий присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 года №2119 «Об утверждении Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания».

Проверкой установлено, что ООО «Ярнет» осуществляет деятельность по оказанию услуг связи для целей кабельного вещания на территории г.Ярославль Ярославской области на основании лицензии Л030-00114-77/00083978 (188848) от 20.01.2022 г. (на территориях г.Рыбинск, г.Тутаев, г.Данилов Ярославской области услуги не оказываются).

Согласно Приложению к данной выписке «Лицензионные требования лицензии №188848», пункт 4 - лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление абоненту: (г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; (д) осуществления трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов.

Согласно п.5 Лицензионных требований лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 Лицензионных требований предусмотрено, что лицензиат обязан при оказании услуг связи соблюдать правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные Правительством Российской Федерации, при присоединении сети связи лицензиата к сети связи общего пользования.

Актом о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Ярнет» от 16.06.2023 №А-76/2/38-нд/20, справкой по внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Ярнет» установлено допущение ООО «Ярнет» нарушений приведенных выше лицензионных требований, которые выразились в следующем: 1) ООО «Ярнет» не представлена информация о передаче сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий; 2) в сетке вещания ООО «Ярнет» не представлена трансляция обязательного общедоступного радиоканала «Радио России»; 3) договор ООО «Ярнет» с абонентами содержит сведения о лицензии исключительно на телепатические услуги связи №182572. Сведения о реквизитах лицензии на телерадиовещание в договоре отсутствуют; 4) договор о присоединении к сети связи оператора к сети связи ФГУП «РТРС» (п.13.1 ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи») отсутствует. В силу Указа Президента РФ от 24.06.2009 №715 ФГУП «РТРС» является оператором связи, осуществляющим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, к сети связи которого должны быть присоединены сети операторов связи.

На основании результатов проверки должностными лицами Управления Роскомнадзора по Ярославской области выдано предписание от 16.06.2023 № П-76/2/38-нд/Л030-00114-77/00083978/1/1 об устранении нарушений подпунктов «г», «д» пункта 4, пунктов 5 и 6 лицензионных требований Лицензии № 188848, с требованием привести деятельность оператора связи в соответствии с лицензионными требованиями. Срок устранения нарушений- 11.10.2023 г., срок сообщения об устранении нарушения- не позднее 12.10.2023 г.

Предписание об устранении выявленных нарушений, копию справки по внеплановой документарной проверке с перечислением конкретных допущенных нарушений положений лицензионных требований и нормативных правовых актов получены уполномоченным представителем ООО «Ярнет» по доверенности Чугуновым Д.А. 19.06.2023 г.

Согласно п.4 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу п.5 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области связи; за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения.

Таким образом, предписание выдано административным органом в пределах имеющихся у него полномочий.

Требования, изложенные в предписании, являются законными и обоснованными.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Раздел XVII Приложения №2 к «Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи», утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 г. №2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» закрепляет перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг связи для целей кабельного вещания, к которым, в том числе, относятся передача сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (пп. «г» п.4), осуществление трансляции обязательных общедоступных каналов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов (пп. «д» п.4), оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации» (п.5); соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Правительством Российской Федерации, при присоединении сети связи лицензиата к сети связи общего пользования (п.6).

Как указано выше, в ходе внеплановой проверки нарушение приведенных выше положений нашло свое подтверждение. Более того, в письменных объяснениях, поступивших в ходе внеплановой проверки в Управление Роскомнадзора по Ярославской области, Марков А.М. указал об отсутствии у ООО «Ярнет» документов, подтверждающих выполнение требований при присоединении сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе, условий присоединения с указанием присоединяющего оператора связи, уровня присоединения и наименование присоединяющей сети связи кабельного телерадиовещания.

Срок для устранения нарушений, указанный в предписании от 16.06.2023 г., является разумным. Ходатайств о продлении срока устранения предписания в административный орган не поступало.

Материалами дела также подтверждается неисполнение предписания от 16.06.2023 г.

Уведомление об исполнении предписания ни до 12.10.2023 г., ни после этой даты в административный орган не представлено. Согласно ответу на запрос ФГУП «РТРС» от 18.10.2023 г. ООО «Ярнет» не подписало договор о присоединении к сети связи РТРС. Техническая возможность присоединения данного оператора к сети РРС имеется. Проект договора неоднократно направлялся в адрес ООО «Ярнет».

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник ООО «Ярнет» Чугунов Д.А. В рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей участвовал законный представитель ООО «Ярнет» Марков А.М., который, как видно из отзыва, признал бездействие ООО «Ярнет» применительно к вменяемому правонарушению, ходатайствовал о замене административного наказания на предупреждение.

В жалобе на постановление, поданной генеральным директором Марковым А.М., содержатся доводы об отсутствии нарушений пп. «д» п.4, п.6 лицензионных требований: радиоканал «Радио России» на даты проведения проверки имелся в сетке вещания Общества, радиоканал выходит в эфир постоянно; обязанности присоединения к сети ФГУП «РТРС» у ООО «Ярнет» не имеется, поскольку это не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 №29.

Вопреки доводам жалобы в силу Указа Президента РФ от 24.06.2009 №715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» является единственным оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации.

Указом Президента РФ №715 утвержден перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, в том числе, к общероссийские обязательные общедоступные радиоканалы отнесено Радио России (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).

В соответствии с п.1 «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 №29, на которые ссылается законный представитель ООО «Ярнет», настоящие Правила определяют порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей электросвязи (кроме сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, существенные условия присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также особенности присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью электросвязи оператора универсального обслуживания с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи.

Как следует из пункта 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №29, указанные Правила не определяют порядок присоединения сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, а потому, они не могут предусматривать норм, касающихся взаимоотношений операторов связи и ФГУП «РТРС» в части радиовещания.

Пунктом 1 «Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2119, предусмотрено, что именно эти Правила определяют порядок присоединения сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и (или) радиовещания (далее - телерадиовещание) и их взаимодействия, порядок присоединения сетей связи для распространения программ телерадиовещания (далее - сеть связи телерадиовещания) и их взаимодействия с сетью связи телерадиовещания оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования (далее - оператор сети связи телерадиовещания, занимающий существенное положение), а также существенные условия присоединения сетей связи телерадиовещания и их взаимодействия.

На основании п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 2119, присоединение сетей связи телерадиовещания и их взаимодействие осуществляются на основании заключенного операторами сетей связи телерадиовещания договора о присоединении сетей связи телерадиовещания и с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О связи» и настоящими Правилами.

С учетом приведенных норм доводы жалобы об отсутствии обязанности по заключению договора присоединения с ФГУП «РТРС» являются несостоятельными.

Возражения относительно вещания обязательного общедоступного радиоканала «Радио России» впервые отражены лишь в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. При этом ни в ходе проведения внеплановой документарной проверки в июне 2023 года, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей такие доводы об отсутствии каких-либо нарушений в этой части обвинения не приводились. Напротив, законный представитель при рассмотрении дела подтвердил то, что предписание не было исполнено. Доказательства наличия в сетке вещания «Радио России» по состоянию на 11.10.2023 г. материалы дела не содержат. Утверждение в жалобе законного представителя о том, что радиоканал выходит в эфир постоянно, в отсутствие допустимых доказательств этому, с учетом занимаемой позиции в ходе составления протокола об административном правонарушения и при рассмотрения дела мировым судьей, не может приниматься во внимание.

Таким образом, прихожу к выводу о том, что предписание от 16.06.2023 г. по состоянию на 11.10.2023 г. полностью не исполнено.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей не допущено.

Имеющиеся в деле доказательства получены с соблюдением закона, отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии защитника, соответствует положениям ст.28.2 КоАП РФ.

Законный представитель участвовал в рассмотрении дела об административном правонарушении, с протоколом согласился, подтвердил факт неисполнения предписания.

Постановление мирового судьи вынесено в соответствии со ст.ст. 29.7, 29.10 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Наказание ООО «Ярнет» назначено в пределах санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, является минимально возможным, снижению и замене на предупреждение не подлежит в силу прямого запрета, предусмотренного ч.2 ст.4.1.1. КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кировского судебного района г. Ярославля от 01.12.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ярнет» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Ярнет» Маркова Алексея Михайловича – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья Бабикова И.Н.