ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/19 от 06.03.2019 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-109/2019

РЕШЕНИЕ

<...> 06 марта 2019 года

Судья Московского районного суда г. Казани Игонин Дмитрий Иванович,

с участием представителя директора ООО «ВостокТрейд» ФИО1,

а также представителя Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО2

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «ВостокТрейд» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ходатайство о восстановлении срока указанного постановления,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Восток Трейд» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Директор ООО «ВостокТрейд» ФИО1, не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, принес на него жалобу, просит постановление отменить. Одновременно с жалобой заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления.

В судебном заседании директор ООО «ВостокТрейд» доводы жалобы поддержал в полном объеме. Указал, что ООО «ВостокТрейд» находится в тяжелом финансовом положении, расчетный счет заблокирован, в течении 3 месяцев не принимают заказы на производство работ, просил снизить наказание.

Представитель Министерства экологии и природных ресурсов РТ ФИО2 просила жалобу оставить без удовлетворения.

Судья признает пропуск срока обжалования уважительным, доводы заявителя в этой части находят своё подтверждение, ходатайство о восстановлении срока подлежит удовлетворению.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав всех участвующих в рассмотрении жалобы лиц, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Административная ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании информации Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан, проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отработанными стальными трубами нефте- и газопроводов, которые могут образовываться в процессе деятельности ООО «ВостокТрейд». ().

Установлено, что основным видом деятельности Общества является торгово-закупочная деятельность, оказание услуг организациям по абразив- струйной (пескоструйной) очистке любых поверхностей, в основном сортовой металлопрокат (швеллер, балка и т.д.), стальные трубы различного диаметра и назначения.

Производственная деятельность Обществом осуществляется на арендованной территории по следующему адресу: РТ, <адрес>. В результате работы предприятия образуются отходы производства и потребления различных классов опасности.

В рамках проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Обществом не подтверждено в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, отнесение отхода к конкретному классу опасности.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства Обществом не согласованы в установленном законодательством порядке паспорта на образующиеся отходы: отходы стальных труб, бывшего употребления

Кроме того, Общество не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Выявив факты нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ООО «ВостокТрейд» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильность выводов должностного лица подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы в жалобе, являются несостоятельными, опровергаются совокупностью собранных и исследованных доказательств, достоверность которых сомнений не вызывает.

Ссылка заявителя о необходимости применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания ООО ««ВостокТрей» является несостоятельной.

На основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Допущенное ООО ««ВостокТрей» административное правонарушение относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рассматриваемом же случае указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

Доводы в жалобе о том, что правонарушение является малозначительным, необоснованны в силу следующего.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 названного Кодекса).

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Следует также выделить, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в соответствии частями 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Оснований для признания правонарушения, вмененного ООО ««ВостокТрей», малозначительным и назначенного административного наказания чрезмерно суровым не имеется с учетом характера административного правонарушения в области охраны окружающей среды.

Административное наказание назначено ООО ««ВостокТрей» в пределах статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является справедливым.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание обстоятельства дела, и данные о финансовом положении юридического лица, судья считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора РТ в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО ««ВостокТрейд» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в части назначения наказания - снизить назначенное ООО «ВостокТрейд» наказание в виде административного штрафа до 65000 (шестидесяти пяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Московский районный суд г. Казани в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Д.И. Игонин