ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111/20 от 27.01.2021 Армянского городского суда (Республика Крым)

Дело №12-18/2021

УИД: 91RS0005-01-2020-001054-87

Р Е Ш Е Н И Е

27 января 2021 года г. Армянск Республика Крым

Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1, государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО1, на постановление государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь № 10-82-339-П от 04.12.2020 г. по делу об административном правонарушении №12-18/2021 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь РФ от 04.12.2020 года № 10-82-339-П главный энергетик Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

ФИО1, не согласившись с вынесенным постановлением, просил его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование незаконности постановления в жалобе указано, что водный налог предприятием полностью оплачен по состоянию на 06.11.2020 года. Лицензия СМФ 00173 ВР от 19 июля 2019 года получена ООО «Титановые Инвестиции» с целью геологического изучения, разведки и добычи в части запасов Северо-Сивашского месторождения для технологического обеспечения водой промышленных объектов. Условиями лицензии, Приложение №3, предусмотрено бурение девяти водозаборных скважин. Срок выполнения работ по разработке схемы по водопотреблению и водоотведению, согласно п. 13.3.11 лицензионных условий, установлен до 19.07.2024 года. Добыча воды из скважины начата в связи с выполнением пунктов 4.2 «Бурение 12 скважин на среднемиоценовый водоносный горизонт» в срок до 15.03.2020 года и п. 4.3 «Подача условно чистой технической воды на разбавление кислотонакопителя в количестве не менее 50 000 м3 в сутки «Плана действий («Дорожная карта») по модернизации Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, согласованного Минприроды РК и Советом министров РК в 2018 году. Подача воды в «кислотонакопитель» производится с целью предотвращения его негативного влияния на окружающую природную среду. Предприятием выполнялся весь комплекс наблюдений по скважинам, статистический, динамический, отбор проб на химический анализ. Все скважины оборудованы приборами учета воды. Действия предприятия по добыче воды с нарушением лицензионных условий направлены на предотвращение большего вреда, в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в районе «кислотонакопителя». Данное обстоятельство не принято во внимание в ходе привлечения к административной ответственности. Обеспечение деятельности по возведению объектов строительства, в частности надземных камер в устье скважин, не входит в должностные обязанности главного энергетика. Должностными лицами Росприроднадзора не установлены обстоятельства, имеющие значения для правильного рассмотрения административного дела, в частности для обустройства наземных павильонов или подземных камер на устьях скважин № 4382, № 4383, №4394. Авторский надзор осуществляется только при строительстве опасного производственного объекта. Буровая скважина не является опасным объектом. Авторский надзор так же не осуществляется по повторно применяемой проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Авторский надзор проводится проектной организацией, применившей типовую проектную документацию. Срок выполнения схемы водопотребления и водоотведения установлен до 19.07.2024 года. Административное правонарушение является однородным, так как он уже привлечен к административной ответственности за аналогичные административные правонарушения на основании постановления должностного лица Ропотребнадзора № 10-82-338-П от 04.12.2020 г. Материальное положение не позволяет оплатить штраф по административным делам в сумме 60 000 рублей. Согласно должностной инструкции он не является должностным лицом, обязанным обеспечивать деятельность по возведению объектов строительства на предприятии. Должностным лицом Росприроднадзора не выяснены обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии вины в не обустройстве наземного павильона или подземной камеры на устьях скважин №4383, №4382,№4394, что привело к преждевременному выводу о совершении административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, частично признал, что лицензионные требования при эксплуатации указанных скважин пресной воды не соблюдались, авторский надзор не проводился.

Государственный инспектор отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь ФИО2, полагал, что жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению частично. Из объективной стороны административного правонарушения следует исключить не исполнение обязанности по уплате водного налога в связи с тем, что представлены документы об отсутствии у предприятия задолженности по налогам. В остальной части постановление отмене и изменению не подлежит.

Выслушав стороны, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, суд приходит к выводу, что жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее Закон N 2395-1) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно абзацу 5 статьи 9 Закона N 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (абзац 7 статьи 9 Закона N 2395-1).

В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью, в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а так же обязательства сторон по выполнению указанного договора. Статьей 12 Закона установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Согласно пунктам 1,2,7 части 2 ст.22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды и соблюдать требования технических проектов, планов, схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, оговоренных в лицензии.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрено, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ являются отношения в сфере пользования недрами.

Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых нарушаются лицензионные условия и (или) требования технического проекта.

ООО « Титановые Инвестиции» осуществляет недропользование на основании лицензий на пользование недрами СМФ 00148ВР от 26.02.2019 г., лицензии СМФ 00168ВР от 19.07.2019 г., лицензии СМФ00036 ВЭ от 30.07.2015 г., лицензии СМФ 00173 ВР от 19.07.2019 г.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в ООО «Титановые Инвестиции» должностными лицами отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном порядке стандартов в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр при использовании, лицензионных условий.

По результатам проверки составлен акт проверки N 10-82-40-П от 23.11.2020 г. Согласно акту в ходе проверки выявлены нарушения условий лицензии СМФ 00173 ВР от 19.07.2019 года.

ООО «Титановые Инвестиции» при пользовании недрами по лицензии СМФ 00173 ВР от 19.07.2019 года не обеспечена уплата налога, что является нарушением п. 6.3 условий лицензии СМФ 00173 ВР от 19.07.2019 г., п. 10, ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Согласно п. 13.3.6 приложения №1 к лицензии СМФ 00173 ВР от 19.07.2019 года за недропользователем закреплена обязанность по осуществлению добычи подземных вод в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой систем водопотребления и водоотведения согласно «Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2009 №205. В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Титановые Инвестиции» приступив к фактически промышленной эксплуатации участка недр по лицензии СМФ 00173 ВР, т.е. приступив к добыче пресных подземных вод по скважинам №4394, № 4383, №4382, не обеспечило в установленном порядке разработку и согласование систем водопотребления и водоотведения, чем нарушен Приказ Минприроды России от 08.07.2009 №205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов». Таким образом, допущено нарушение п. 13.3.6 Приложения № 1 к лицензии СМФ 00173 ВР, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах". В ходе проведения проверки ООО «Титановые инвестиции» обследованы водозаборные сооружения - скважины №№ 4383, 4382, 4394. Устье скважин № 4383, № 4394, в нарушение п. 8.7 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п. 13.3.2. условий лицензии на недра № СМФ 00173 ВР, расположено вне наземного павильона или подземной камеры. Устье скважины № 4382, в нарушение п. 13.3.2 условий лицензии на недра № СМФ 00173 ВР, п. 8.7 СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» расположено в недостроенной подземной камере. В нарушение главы IX проекта «Геологическое изучение и разведка участка недр» контроль качества проводимых геологоразведочных работ (авторский надзор) не проводился, контракт на авторский надзор не заключен. ООО « Титановые Инвестиции» не обеспечено проведение авторского надзора при бурении водозаборных скважин №№ 4383, 4382, 4394, чем допущено нарушение проектных решений.

На основании материалов проверки должностным лицом отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь составлен протокол об административном правонарушении №10-82-339-П-Ф от 01.12.2020 года в отношении ФИО1 о выявлении состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь главный энергетик Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно п. 2.1.12 и п. 2.1.13 должностной инструкции главного энергетика Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции», утвержденной директором филиала ФИО3 22.07.2019г., ФИО1 является должностным лицом, осуществляет руководство организацией работ по обеспечению требований законодательства по охране подземных вод в процессе проектирования, строительства новых объектов и производств, реконструкции действующих, рациональному использованию водных ресурсов и обеспечивает соблюдение требований природоохранного законодательства. В соответствии с п. 4.2. должностной инструкции за допущенные правонарушения главный энергетик несет ответственность в соответствии с уголовным, административным и гражданским законодательством РФ.

Материалами дела подтверждается вина главного энергетика Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО1 во вменяемом административном правонарушении, представленными доказательствами, а именно: актом и материалами проверки от 23.11.2020 года, проколом об административном правонарушении № 10-82-339-П-Ф, частичными признательными объяснениями должностного лица, то есть надлежащими доказательствами, допустимыми и достоверными, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Действие (бездействие) ФИО1 следует квалифицировать по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Из объективной стороны административного правонарушения следует исключить нарушение в виде неуплаты водного налога, так как представленными материалами подтверждено отсутствие долга по налогам.

В остальной части оспариваемое постановление относительно состава административного правонарушения является законным, вынесенным должностным лицом административного органа с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы жалобы ФИО1 суд признает несостоятельными, которые не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу решения. Административное правонарушение не является однородным, так как на эксплуатацию скважин пресной воды выдано несколько лицензий. Лицензия на пользования недрами СМФ 00173 ВР выдана на иные скважины и с другими условиями эксплуатации. Вопреки доводам жалобы, в соответствии с должностной инструкцией, на главного энергетика возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований природоохранного законодательства. Доводы о наличии чрезвычайной ситуации при эксплуатации « килотонакопителя» не принимаются судом, так как в условиях данной ситуации следовало принимать решения и действовать в максимально короткие сроки.

Согласно ст.4.1 КоАП РФ по административному делу при назначении административного наказания по делу физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность ФИО1 не установлено. Смягчающим обстоятельством, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал частично, ранее не привлекался к административной ответственности, отрицательных характеризующих данных по делу не имеется. С учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих обстоятельств, суд считает возможным снизить административное наказание в отношении ФИО1 в виде административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ до минимального, до 20 000 рублей.

Иных нарушений норм процессуального, материального права, являющихся основанием для отмены, изменения постановления судом не установлено.

Согласно ч.1 п.2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе вынести одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.1–30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь от 04.12.2020 года № 10-82-339-П в отношении главного энергетика Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО1, привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей изменить, снизив административный штраф до 20 000 рублей. Исключить из объективной стороны административного правонарушения нарушение требований по уплате водного налога. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.9 КоАП РФ.

Судья Т.Н. Феденева