ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-111/2013 от 06.03.2013 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 12-111/2013/14

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород                  06 марта 2013 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Чигинев В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление [ № ] от 03.12.2012 г., вынесенное руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1, личные данные

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № [ № ] от 03.12.2012 г. директор ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным и необоснованным, ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование доводов жалобы указано следующее. ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО. 10.08.2012 года ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » утверждены правила внутреннего контроля, соответствующие требованиям постановления Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  №667. В соответствии с п.2 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. №203, руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Как установлено проверкой, в ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » руководителем утвержден приказом от 15.04.2010 №2 перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ. Обучение сотрудников ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » в форме дополнительного инструктажа проводилось специальным должностным лицом с сотрудниками (товароведами-приемщиками) в 2010 году - 04.05.2010, 14.05.2010, 12.10.2010, 18.10.2010, в 2011 году - 15.04.2011, 19.04.2011, 17.11.2011,21.11.2011, 20.01.2012,25.01.2012, 14.08.2012, 15.08.2012. Проверкой установлено, что обучение с сотрудниками в ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » проводилось в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203. В ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » сверка клиентов с Перечнем осуществляется, оценка степени (уровня) риска клиентам присваивается и фиксируется, устанавливаются сведения в отношении клиентов в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст.7 ФЗ. Операций, подлежащих обязательному контролю, в ходе деятельности ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » в проверяемом периоде не выявлено. Данные факты, указанные в акте проверки №81 от 14.11.2012 года, полностью противоречат выводам, содержащимся в Постановлении о назначении административного наказания №04-12/396/1 от 03.12.2012 года об отсутствии системы внутреннего контроля в ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » в период с 09.04.2010 по 28.09.2012 года. Кроме того, ФИО1 указывается, что с 09.04.2010 года она является специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, к которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715 предъявляются такие требования, как наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. На основании запроса МРУ Росфинмониторинга по ПФО для проведения проверки ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1 были предоставлены в том числе: Диплом ЛВ [ № ] о присвоении ФИО2 квалификации «Товароведа высшей категории», свидетельство серии ЦИ № [ № ] выданное ФИО1 о прохождении обучения в форме целевого инструктажа по программе «Предупреждения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 04.01.2005 года №4 утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, согласно которому специальность «Товароведение» ( код 080400) относится к группе специальностей «Экономика и управление» (код 080000). Таким образом, вывод о несоответствии ФИО1 квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства от 05.12.2005 №715, является несостоятельным. Данный факт не оспаривался ФИО1 в заявлении исх.№10 от 29.11.2012, предоставленном в Росфинмониторинг, поскольку протокол об административном правонарушении от 22.11.2012 был получен ФИО1 лично 11.12.2012 года, т.е. уже после вынесения постановления об административном правонарушении № [ № ] от 03.12.2012 года. Просит постановление №[ № ] от 03.12.2012 г., вынесенное руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст.25.1 КоАП РФ.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении жалобы ФИО1 в отсутствие представителя указанного органа административной юрисдикции, в связи с чем суд также считает необходимым рассмотреть жалобу ФИО1 в его отсутствие.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Суд, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административной ответственности, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей и иными документами.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 01.10.2012 г. [ № ] «О проведении камеральной проверки» должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО в период с 01.10.2012 г. по 29.12.2012 г. проведена выездная проверка соблюдения ООО Ломбард «Золотая нить» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по результатом которой составлен акт проверки от 14.11.2012 г. № [ № ] (л.м. 1, 10-18). Материалов проверки установлено следующее.

ООО Ломбард «Золотая нить» в проверяемом периоде, а именно в период с 08.04.2010 по 28.09.2012, являлось ломбардом, что подтверждается уставом Общества, согласно которому основным видом деятельности ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » является предоставление краткосрочных займов под залог имущества, а также залоговыми билетами, а также свидетельствами о постановке на учет в налоговом органе и о государственной регистрации юр. лица, решением об учреждении ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » (л.м. 23-28, 29, 30).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Федеральный закон) ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ст.4 Федерального закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст.3 ФЗ: внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Под осуществлением внутреннего контроля законодателем подразумевается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Проверкой установлено, что директором ФИО1 в ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » в течение длительного времени с 09.04.2010 по 08.04.2012 не исполнялось требование Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ в части организации внутреннего контроля, а именно установлено следующее.

Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] », согласно приказа от 09.04.2010 года №1, является ФИО1 (л.м. 33).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715 к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

На момент проверочных мероприятий было установлено, что ФИО1 прошла обучение в сфере ПОД/ФТ (л.м. 35), вместе с тем, в течение длительного времени, а именно, в период с 09.04.2010 по 08.04.2012 не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства от 05.12.2005 №715, поскольку отсутствовало высшее профессиональное образование по специальности, относящейся к группе специальностей «Экономика и управление», «Юриспруденция» и отсутствовал опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, в течение длительного времени, а именно в период с 09.04.2010 по 08.04.2012, в ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » осуществлялась деятельность в отсутствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в общества в указанный период.

Ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных и юридических лиц за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии с п. 15.2 ст. 15 Устава ООО Ломбард «Золотая нить», утвержденного решением учредителя Общества от 01.04.2011 и иных учредительных документов единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директор. Согласно решения учредителя ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » от 01.04.2010 (л.м. 31), выписки из ЕГРЮЛ от 02.10.2012 № 7097 (л.м. 118-119) директором ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » является ФИО1.

Таким образом, ФИО1 осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязана была обеспечивать соблюдение возглавляемой ею организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма, однако ФИО1 не предприняла всех необходимых мер в указанных целях.

Тем самым директором ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1 было допущено правонарушение, выразившееся в неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. В связи с вышеизложенным, ФИО1 является должностным лицом, которое, в соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ, может быть привлечено к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

22.11.2012 г. должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении директора ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении [ № ] по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В постановлении [ № ] от 03.12.2012 г., вынесенном руководителем Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О. верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина ФИО1 в нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена и доказана. Так же был учтен тот факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике "Российская газета", и у директора ООО ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1 имелась возможность для соблюдения возглавляемой ею организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но ей не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований законодательства и недопущения указанных нарушений.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с процессуальными требованиями КоАП РФ, лицом, действовавшим в пределах полномочий, предоставленных ему ст. 28.3 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление о назначении административного наказания вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу, в действиях ФИО1 обоснованно установлено наличие состава административного правонарушения, её действия верно квалифицированы по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, назначено минимальное наказание в рамках санкции статьи, с учетом требований ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом личности и имущественного положения директора ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1

В соответствии с положениями ст. 30.7 КоАП РФ основанием отмены постановления являются наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а так же существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Наличие таковых судом, рассматривающим жалобу, не установлено.

Указанное правонарушение является длящимся и считается оконченным с момента его выявления должностным лицом, уполномоченным на составление протокола. В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Доводы заявителя в той части, что ею не было допущено не исполнение требование Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ в части организации внутреннего контроля, а именно: обучение сотрудников ООО Ломбард «Золотая нить» в форме дополнительного инструктажа проводилось специальным должностным лицом с сотрудниками в соответствии с требованиями приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203; сверка клиентов с Перечнем осуществляется, оценка степени (уровня) риска клиентам присваивается и фиксируется, устанавливаются сведения в отношении клиентов в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст.7 ФЗ, не свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку нарушение данных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО1 не вменяется.

Суд относится критически к доводам заявителя в той части, что согласно Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 12.01.2005 года №4, которым утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, специальность «Товароведение» относится к группе специальностей «Экономика и управление», в связи с чем ФИО1 соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства от 05.12.2005 №715, к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.

Как следует из представленных материалов, 27.06.1986 г. ФИО2 (ФИО1) был выдан диплом ЛВ [ № ] об окончании Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени института советской торговли им. Ф.Энгельса по специальности «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» с присвоением квалификации «Товароведа высшей квалификации».

Приказом Министерства образования и науки РФ № 4 от 12.01.2005 г. «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» утвержден прилагаемый перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, а также установлено, что образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, выданные до 1 января 2004 г., осуществляют перевод кодов направлений подготовки (специальностей), установленных Перечнем направлений подготовки (специальностей), утвержденным Приказом Минобразования России от 8 ноября 2000 г. N 3200, в коды, установленные Перечнем, по указателям соответствия, утвержденным Приказом Минобразования России от 4 декабря 2003 г. N 4482.

Таким образом, в данном нормативном акте не идет речь о включении специальности «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами», полученной ФИО1 в 1986 году, в группу специальностей «Экономика и управление».

С учетом вышеизложенного, постановление [ № ] от 03.12.2012 г., вынесенное руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1, является законным и обоснованным и не подлежит отмене или изменению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление [ № ] от 03.12.2012 г., вынесенное руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО Ломбард «[ 00.00.0000 ] » ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд Г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.   

Судья:                                      В.В. Чигинев