№ 12-1122/2022
Дело № 72-252/2022
РЕШЕНИЕ
г. Курган 12 сентября 2022 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу Богдановичского открытого акционерного общества «Огнеупоры» на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 1 апреля 2022 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 июня 2022 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с ходатайством о восстановлении срока обжалования
установил:
постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 1 апреля 2022 г. Богдановичское открытое акционерное общество «Огнеупоры» (далее – Богдановичское ОАО «Огнеупоры», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 июня 2022 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд защитник Богдановичское ОАО «Огнеупоры» ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. Указывает, что предписание № 1002-1 от 17 декабря 2021 г. не содержало указания на порядок и методику проведения расчета сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязанность Общества заключалась в самостоятельном проведении расчета сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исходя из имеющихся внутренних документов Общества, определяющих лимиты выбросов загрязняющих веществ за спорные периоды и фиксирующих фактический объем произведенных выбросов загрязняющих веществ за данные периоды. В связи с этим надлежащим исполнением пункта № 2 Предписания является представление Обществом расчета сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за периоды 2019-2020 годы. Приводит доводы о том, что в части представления расчета сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год требования Предписания исполнены Богдановичское ОАО «Огнеупоры» в установленный срок, 18 февраля 2020 г. подана уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в которой начислена плата за сверхлимитные выбросы, в связи с чем, вопреки выводам судьи, требования Предписания выполнены в полном объеме. Обращает внимание на то, что уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. принята административным органом 22 июня 2022 г. без замечаний. Считает, что судьей проведен некорректный анализ уточненной декларации. Кроме того, указывает, что в первичной декларации за 2019 г. была начислена плата за сверхлимитные выбросы, приводит доводы о том, что в связи с тем, что расчет сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 г. был произведен предприятием в первичной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г., представление уточненной декларации за 2019 г. не требовалось. Полагает, что правомерность расчета сверхлимитной платы за выбросы в первичной декларации за 2019 г. не оспорена, в связи с чем у Общества не было оснований для представления иного расчета сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 г., что исключает административную ответственность юридического лица за неисполнение предписания. Обществом в полном объеме выполнена обязанность по декларированию платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2020 гг., в том числе в части декларирования сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов.
Одновременно с жалобой заявлено ходатайство о восстановлении срока на ее подачу.
Принимая во внимание доводы, положенные в основу ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, с целью обеспечения права Богдановичское ОАО «Огнеупоры» на судебную защиту, считаю пропущенный процессуальный срок подлежащим восстановлению.
При рассмотрении жалобы представители Богдановичское ОАО «Огнеупоры» ФИО5 на ее доводах настаивали.
Представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 просила постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.
Заслушав явившихся, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 22 февраля 2022 г. по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в соответствии с Решением Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 февраля 2022 г. № в отношении Богдановичского ОАО «Огнеупоры» установлено, что Обществом не выполнен в установленный срок пункт № 2 предписания об устранении выполненных нарушений обязательных требований от 17 декабря 2021 г. № не произведен расчет сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период с 29 апреля 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
Указанный пункт № 2 предписания содержал сведения следующего характера: Богдановичским ОАО «Огнеупоры» в разделе I «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Деклараций за 2019 и 2020 годы не произведен расчет сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период с 29 апреля 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
Предписанием устранение выявленного нарушения признано обязательным, установленный срок устранения до 18 февраля 2022 г.
Предписание получено Богдановичским ОАО «Огнеупоры» 20 декабря 2021 г.
18 февраля 2022 г. в Управление Богдановичским ОАО «Огнеупоры» представлена уточненная Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. №К с электронной подписью на электронном ресурсе <...> штрих код <...>). Уточненная Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду от Богдановичского ОАО «Огнеупоры» за 2019 год по состоянию на 11 марта 2022 г. (дата окончания проверки) не представлена.
Управлением уточненная Декларация за 2020 год не принята. Установлено, что в Разделе I «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Богдановичским ОАО «Огнеупоры» произведен расчет сверхлимитной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2020 год. Вместе с тем, расчет фактического выброса загрязняющих веществ от источников выбросов №№ 1, 2, 3, 15, 26, 27, 28, 36, 44, 46, 47, 100, 167, 168, 1000 не соответствует данным первоначально представленной декларации от 10 марта 2021 г. и значительно занижен.
На основании изложенного по результатам внеплановой документарной проверки установлено, что Богдановичским ОАО «Огнеупоры» не выполнен в установленный срок до 18 февраля 2022 г. – пункт № 2 предписания от 17 декабря 2021 г. Данный факт зафиксирован в Акте проверки № 221 от 11 марта 2022 г., 18 марта 2022 г. возбуждено дело об административном правонарушении № по части 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Богдановичское ОАО «Огнеупоры» к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Богдановичское ОАО «Огнеупоры» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 18 марта 2022 г.; актом документарной проверки № 221 от 11 марта 2022 г.; решением о проведении документарной проверки № 229-РШ от 22 февраля 2022 г.; актом документарной проверки № 1002 от 17 декабря 2021 г.; предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 17 декабря 2021г.; свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 18 апреля 2019 г.; заключением по результатам проверки достоверности и правильности расчета уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г.; служебными записками; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г.; уточненной декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи городского суда о доказанности вины Богдановичское ОАО «Огнеупоры» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств того, что Богдановичское ОАО «Огнеупоры» были приняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение в срок законного предписания Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в материалах дела не содержится.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Богдановичское ОАО «Огнеупоры» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и исполнимость рассматриваемого предписания сомнений не вызывают, оно выдано уполномоченным органом, его требования основаны на положениях закона, они являются ясными и конкретными, предоставленный срок для устранения выявленного нарушения с учетом его продления является достаточным.
Выводы судьи о виновности Богдановичское ОАО «Огнеупоры» в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не влияют на выводы суда о наличии в действиях Богдановичское ОАО «Огнеупоры» состава указанного административного правонарушения, поскольку предприятием не предоставлена информация, подтверждающая выполнение пункта № 2 предписания № 1002-1 от 17 декабря 2021 г. в установленный срок. В декларации за 2019 год за период с 29 апреля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. и в декларации за 2020 г. с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами должна быть рассчитана как сверхлимитная ввиду осуществления выбросов после истечения срока действия разрешения на выброс от 19 мая 2014 г. – 28 апреля 2022 г., при этом новое разрешение Обществом не получено.
Вопреки доводам жалобы, ошибочное указание в судебном акте номера постановления должностного лица, не влияет на законность и обоснованность вынесенного судьей решения.
Кроме того, судьей первой инстанции обоснованно отклонено ходатайство представителя Общества об отложении рассмотрения дела, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность явки, представлено не было.
Постановление о привлечении Богдановичское ОАО «Огнеупоры» к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями статьей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, и является минимальным.
В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи городского суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 1 апреля 2022 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 июня 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 38 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Богдановичское ОАО «Огнеупоры» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков