ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1130/2023 от 05.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Материал № 12-1130/2023

Р Е Ш Е Н И Е

05 сентября 2023 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Евдокимова Т.А.,

представителя административного органа Мантурова А.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев жалобу начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Колесникова Олега ФИО6 на постановление Заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Подбельского Н.В. № 39-07-30-16 от 14.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,

У С ТА Н О В И Л:

Постановлением Заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Подбельского Н.В. № 39-07-30-16 от 14.06.2023 года, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Колесников О.С., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения. Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что ненадлежащее выполнения должностных обязанностей, начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Колесниковым О.С., привело к нарушению требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также порядка и условий (Предоставления межбюджетных трансфертов на 2022 год в части срока выполнения работ по ремонту водопровода, предусмотренного Соглашением, муниципальным контрактом № 49. Субсидия на проведение ремонта участка водопровода г. Очер ул. Спехова, ул. Южная, (указанные мероприятия предусмотрены муниципальной программой), предоставлена бюджету Очерского городского округа при условии обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств. Администрацией Очерского городского округа в лице Управления допущено несоблюдение условий Соглашения, целевые показатели результативности использования субсидии реализации мероприятия не достигнуты. Фактически Администрацией предоставленная субсидия не реализована, ремонт участка водопровода к установленному Соглашением сроку не произведен, что повлекло возвращение денежных средств в размере 851 710,50 рублей в бюджет Пермского края, а также нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги по холодному водоснабжению в необходимых объемах и надлежащего качества.

Колесников О.С. обратился с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов указал, что заявителем не было допущено неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. Поскольку подрядчик заявил о невозможности своевременного выполнения работ в условиях низких температур, было принято решение приостановить работы, направить в установленном порядке в муниципальную рабочую группу заявку об изменении существенных условий контракта. Без решения местной администрации срок выполнения работ Колесников О.С. единолично продлевать был бы не вправе. Кроме того, субсидия все же вернулась в бюджет Очерского городского округа, что подтверждается платежным поручением от 13.02.2023 № 711390, имеющимся в материалах дела. Довод постановления о том, что Колесников О.С. мог и должен был предвидеть отрицательную температуру воздуха, несостоятелен и ничем не подтвержден, т.к. прогнозирование погодных явлений не входит в функционал начальника Управления ЖКХ согласно Положению об Управлении ЖКХ (утверждено решением Думы Очерского городского округа от 17.12.2019 № 71). Довод постановления о том, что ссылки на муниципальный порядок изменения существенных условий контрактов, протокол заседания муниципальной рабочей группы не состоятельны, т.к. вступают в противоречие с бюджетным законодательством, не обоснован, поскольку возможность изменения существенных условий контрактов предусмотрена частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, на основании которой собственно и принят муниципальный порядок изменения существенных условий контрактов, также не приведена конкретная причина противоречия муниципального порядка изменения существенных условий контрактов и протокола муниципальной рабочей группы. Кроме того, постановление Администрации Очерского городского округа от 15.05.2022 № 278-01-02П-621, протокол заседания рабочей группы от 26.12.2022 № 8 в установленном законом порядке не обжалованы. На дату рассмотрения дела об административном правонарушении мероприятие, предусмотренное Соглашением, реализовано в полном объеме, субсидия расходована, целевые показатели результативности использования субсидии достигнуты. Кроме того, если бы было принято решение не переносить сроки выполнения работ, а выполнять их в установленный контрактом срок (30 календарных дней с даты начала выполнения работ - т.е. до 30.11.2022 включительно) при низких температурах воздуха, это бы повлекло за собой перемерзание водопровода, невозможность работы газовых котлов в домах жителей, вследствие чего граждане бы в конце ноября остались не только без водоснабжения, но также и без отопления. Поскольку выполнение работ по ремонту водопровода в условиях низких температур воздуха непосредственно затрагивало законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных (семьи с малолетними детьми, пенсионеры, инвалиды), Колесниковым О.С. после обращения подрядчика было принято решение приостановить работы и обратиться в муниципальную рабочую группу для рассмотрения вопроса об изменении срока выполнения работ по данному контракту. Также указано, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.05.2023, вынесенного прокурором Очерского района, не указаны место и время совершения вменяемого административного правонарушения.

Заявитель Колесников О.С. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представитель административного органа в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.

Прокурор Очерского района в судебное заседание не явился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст.15.15.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно ч. 3 ст. 139 под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

С учетом требований пункта 1 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ одним из основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации является соблюдение соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательств Российской Федерации.

Согласно абз. 4 ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ, распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним до 15 февраля очередного финансового года нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Законом Пермского края от 10.12.2021 № 15-ПК «О бюджете Пермского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утвержден объем субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения.

Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2018 № 718-п утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам преобразованных муниципальных образований из бюджета Пермского края на реализацию муниципальных программ (мероприятий в рамках муниципальных программ) по развитию преобразованных муниципальных образований.

Согласно пунктам 1.3 Порядка № 718-п предоставление субсидий из бюджета Пермского края осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Пермского края на соответствующий финансовый год и на плановый период в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству территориального развития Пермского края.

23.08.2022 года между Министерством территориального развития Пермского края и Администрацией Очерского городского округа заключено Соглашение 53-05.07-208 о предоставлении субсидии и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края (бюджету муниципального образования Пермского края, источником предоставления которых являются средства бюджета Пермского края.

Предметом соглашения является предоставление в 2022/2023-2024 годах из бюджета Пермского края бюджету Очерского городского округа субсидии на реализацию муниципальных программ по развитию преобразованных муниципальных образований.

В соответствии с указанным соглашением администрация Очерского городского округа является получателем субсидии в 2022 года в размере 1 135 614 рублей, в том числе за счет бюджета Пермского края, 851 710,50 рублей, за счет бюджета Администрации 283 903,50 рублей. Субсидии предоставляются на «ремонт участка водопровода г. Очера, ул. Спеховая, ул. Южная».

На администрацию Очерского городского округа возложена обязанность по целевому использованию субсидии, обеспечение представления отчета о достижении значений показателей результативности использования межбюджетных трансфертов по форме согласно приложению к Соглашению, а также отчета об исполнении графика выполнения мероприятий в информационной системе «АЦК-Планирование» и иной отчетности и информации в сроки и по формам, предусмотренным Порядком №718-п в срок до 31.12.2022 года.

Постановлением Администрации от 29.05.2020 № 278.1-01-02П-630 утверждена муниципальная программа «Развитие коммунальной инфраструктуры Очерского городского округа» (в ред. от 10.11.2022 № 278-01-02П-1804), (далее - муниципальная программа), согласно которой ответственным исполнителем муниципальной программы является управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края.

Решением Думы Очерского городского округа от 17.12.2019 № 71 утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа.

Согласно п. 1.2, п. 1.6 Положения Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа является функциональным органом администрации Очерского городского округа, является юридическим лицом и в своей деятельности подотчетно Главе Очерского городского округа.

Согласно п. 3.1.16, 3.1.21 Положения, одной из функций Управления является организация в границах Округа эксплуатации и развития электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в полномочий, установленных законодательством Российской Федерации организация работы по обеспечению содержания и ремонта объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, закрепленных за муниципальными учреждениями Очерского городского округа; подготовка конкурсной документации, проведение закупочных мероприятий, определение поставщика выполняемых работ и услуг, заключение муниципального контракта, организация контрольных мероприятий, осуществление приемки выполненных работ.

Управление обеспечивает разработку и реализацию инвестиционных проектов и муниципальных программ по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств Округа и (или) получателя бюджетных средств Округа, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, выполняет иные функции, внесенные законодательством или Уставом Очерского городского округа к ведению администрации Округа и закрепленные за Управлением правовыми актами Очерского городского округа.

Согласно п. 5.4 Положения, Начальник руководит Управлением на принципах единоначалия и персональной ответственности; без доверенности представляет Управление в судебных органах, в отношениях с органами государственной власти, органами городского самоуправления, юридическими и физическими лицами и др.;

Начальник Управления несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на орган (подразделение) задач и функций, действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

В соответствии с должностной инструкцией начальника ЖКХ и благоустройства, на начальника Управления возложены обязанности по осуществлению организационного руководства Управлением Очерского городского округа Пермского края и несению персональной ответственности за выполнение функций, возложенных на Управление, заключение договоров, организация работы по формированию целевых комплексных программ и планов в области жилищно-коммунального хозяйства и осуществление контроля за их исполнением.

Распоряжением Главы городского округа от 01.01.2020 № 8-клс на должность начальника Управления ЖКХ и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края назначен Колесников О.С.

Между Управлением и ИП Немтиновым Е.М. заключен муниципальный контракт от 31.10.2022 № 49 на ремонт участка водопровода г. Очера, ул. Спехова, ул. Южная, на сумму 1 135 614 рублей. Срок начала выполнения работ – с даты заключения контракта, срок окончания выполнения работ – 30 календарных дней с даты начала выполнения работ.

28.12.2022 года заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту, которым продлен срок окончания выполнения работ по контракту до 01.06.2023 года.

Прокуратурой Очерского района проведена проверка соблюдения Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Очерского городского округа бюджетного законодательства, при использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию социальных и инфраструктурных проектов администрацией Очерского городского округа Пермского края.

Постановлением прокурора Очерского района от 17.05.2023 года по результатам проверки возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Пермского края Колесникова О.С.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании акта от 24.11.2022 года приостановлены работы по Муниципальному контракту № 49 от 31.10.2022 года, в связи с тем, что по состоянию на 24.11.2022 года погодные условия не позволяют закончить ремонтные работы в срок, предусмотренные контрактом – 01.12.2022, т.к. среднедневная температура воздуха опустилась ниже – 10 С.

Согласно заявке Администрации Министерством территориального развития Пермского края платежным поручением от 15.12.2022 № 1401524 до Администрации доведена субсидия на ремонт водопровода на сумму 851 710,50 рублей.

Администрацией Очерского городского округа заявкой на возврат от 20.01.2023 № 6 заявлено о возврате неиспользованных остатков прошлых лет. Возврат субсидии произведен платежным поручением от 23.01.2023 № 557380 на сумму 851 710,50 рублей.

Управлением федерального казначейства по Пермскому краю (Министерство территориального развития Пермского края) платежным поручением от 13.02.2023 № 711390 произведен возврат Администрации подтвержденных неиспользованных остатков прошлых лет на сумму 851 710,50 рублей.

Таким образом, предоставленная субсидия не реализована, ремонт участка водопровода к установленному Соглашением сроку не произведен, что повлекло возвращение денежных средств в размере 851 710,50 рублей в бюджет Пермского края.

Доказательств подтверждающих принятие Колесниковым О.С. всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством требований, не представлено.

Вина должностного лица Колесникова О.С. в совершении вменяемого ему правонарушения, подтверждается материалами дела, а именно, постановлением прокуратуры Очерского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.05.2023., Муниципальной программой «Развития коммунальной инфраструктуры Очерского городского округа», соглашением о предоставлении субсидии от 23.08.2022 № 53-05-07-208, дополнительным соглашением от 28.11.2022 года № 53-05-07-208/1, Муниципальным контрактом № 49 от 31.10.2022 года, дополнительным соглашением № 1 к Муниципальному контракту от 28.12.2022 года, актом о приостановлении работ от 24.11.2022 года, уведомлением о предоставлении субсидии от 23.08.2022 года, заявкой на возврат № 6 от 20.01.2023 года, техническим заданием к муниципальному контракту 49, заявкой на предоставление субсидий, должностной инструкцией начальника Управления ЖКХ и благоустройства, распоряжением о приеме на работу Колесникова О.С. от 01.01.2020 года, положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа,

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, на основании вышеизложенного, действия Колесникова О.С., являющегося в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ должностным лицом, квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и бюджетного законодательства.

Постановление Заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Подбельского Н.В. № 39-07-30-16 от 14.06.2023 года, в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Колесникова О.С. вынесено уполномоченным должностным лицом.

Довод заявителя жалобы о том, что решение о продлении срока по выполнению работ принималось им не единолично, а на основании принятого положительного решения рабочей группы, а также что выполнить работы при низкой температуре воздуха было невозможно, судом во внимание не принимаются и не могут служить основанием для освобождения от исполнения требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Доводы заявителя, о том что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.05.2023, вынесенного прокурором Очерского района, не указаны место и время совершения вменяемого административного правонарушения, судом отклоняются, поскольку постановление об административном правонарушении составлено в соответствии с положениями статьи 28.2, 28.4 КоАП РФ и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 названного Кодекса. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает, поскольку состав правонарушения является формальным и не зависит от наличия или отсутствия ущерба, причиненного правонарушением.

Несогласие заявителя с оценкой установленных Заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края обстоятельств, правовым основанием к отмене постановления от 14.06.2023. не является.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, судья не усматривает.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Подбельского Н.В. № 39-07-30-16 от 14.06.2023 в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа Колесникова Олега Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Колесникова ФИО7 – без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья подпись Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья

Подлинное решение подшито в дело

Ленинского районного суда г. Перми №12-1130/2023.