ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-113/2016 от 27.07.2016 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-113/2016

РЕШЕНИЕ

г. Саяногорск 27 июля 2016 года

Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия Тетенко Ю.С.,

при секретаре Федоровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе коммерческого директора АО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод» Кожевникова И. В. на постановление и.о. заместителя начальника Хакасской таможни ФИО1 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. заместителя начальника Хакасской таможни ФИО1 от ДАТА коммерческий директор АО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод» Кожевников И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением коммерческий директор АО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод» Кожевников И.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление как незаконное.

Из доводов жалобы следует, что в должностные обязанности Кожевникова И.В., как коммерческого директора АО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод», не входит организация разгрузки и хранения глинозема на складах глинозема, поскольку склад глинозема является структурной единицей подразделения, к деятельности которого он отношения не имеет. Полагает, что виновное лицо определено произвольно, вина не доказана. Кроме того, Хакасской таможней неверно квалифицированы события, имевшие место в производственном процессе по спорному случаю. Размещение на СВХ товаров Таможенного союза при имевших место обстоятельствах, ни с учетом, ни без учета требований п. 63 ПК ФТС № 2688 не может рассматриваться в разрезе ст. 16.14 КоАП РФ, поскольку не образует объективной стороны административного правонарушения по данной статье. Выводы таможенного органа о несоблюдении разрешительного порядка временного хранения товаров Таможенного союза в соответствии со ст. 163 Федерального закона №311-ФЗ являются несостоятельными, влекущими несостоятельность вины должностного лица АО «РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый завод» по указанной статье при имевших место обстоятельствах.

В судебное заседание Кожевников И.В. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, направил своего защитника.

Защитник Черкасова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, указанные в жалобе, просила жалобу удовлетворить, полагая, что административным органом неправильно определены полномочия коммерческого директора, в части сроков и способов хранения сырья.

Должностное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного органа Желудкова Е.В., действующая на основании доверенности, полагает, что постановление по делу об административном правонарушении законно и обоснованно, просила жалобу оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения образуют действия по проведению операций с товарами, помещенными на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или склад получателя товара, без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Субъектом правонарушения по статье 16.14 КоАП РФ являются юридические и должностные лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность соблюдения установленного порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций. В данном случае субъектом ответственности является должностное лицо.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении и протокола об административном правонарушении установлено следующее.

АО «РУСАЛ Саяногорск» является владельцем склада временного хранения (далее - СВХ) закрытого типа на основании свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ от ДАТАДАТА - свидетельство ).

ДАТА представителем АО «РУСАЛ Саяногорск» на Саяногорcкий таможенный пост (далее - СТП) была подана в электронной форме периодическая декларация на товары (далее - ПДТ) для помещения поступающего по контракту товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Согласно представленных к ПДТ документов установлено, что ДАТА Открытое акционерное общество «Объединенная Компания РУСАЛ - Торговый Дом» заключило контракт с фирмой «RSInternationalGmbH» (Швейцария), на поставку в Российскую Федерацию, в адрес АО «РУСАЛ Саяногорск» из Австралии товара - глинозем. Доставка товара осуществлялась морским и железнодорожным видами транспорта.

Согласно сведений, указанных в ПДТ, под таможенную процедуру помещался товар - глинозем (оксид алюминия, отличный от искусственного корунда), в количестве 7411900 кг (вес БРУТТО), 7379350,00 кг (вес НЕТТО) (далее - товар), период поставки: с ДАТА по ДАТА. В соответствии с графой «С» ПДТ товар был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой в этот же день, то есть ДАТА.

До подачи ПДТ, ДАТА на поступивший морским видом транспорта и перегруженный в железнодорожный вагон товар - глинозем, ООО «Таможенно-брокерский центр» в интересах декларанта АО «РУСАЛ Саяногорск» в Ванинской таможне была оформлена процедура таможенного транзита, а в качестве транзитной декларации была использована железнодорожная накладная .

ДАТА в 11 час. 50 мин., после фактического прибытия вагона в место доставки, и в соответствии с ч. 5 ст. 225 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в СТП завершена таможенная процедура таможенного транзита, путем проставления отметки «Товар поступил», с указанием даты, времени и подписи должностного лица СТП на указанной железнодорожной накладной, используемой в качестве транзитной декларации.

ДАТА в 13 час. 22 мин. АО «РУСАЛ Саяногорск» представило на СТП документы для их регистрации в целях помещения товаров на временное хранение. По факту размещения товаров на СВХ, АО «РУСАЛ Саяногорск» на СТП представлен документ отчета по форме ДО1 от ДАТА, согласно которому товар, поступивший по железнодорожной накладной размещен на СВХ АО «РУСАЛ Саяногорск» ДАТА в 13 час. 40 мин.

Согласно подпункта 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС, иностранные товары - товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС, товары Таможенного союза - находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 167 ТК ТС временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 2 ст. 23 ТК ТС предусмотрено, что владелец СВХ осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно ст. 213 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311-ФЗ), при регулярном перемещении через таможенную границу Таможенного союза одних и тех же товаров, одним и тем же лицом любому лицу, могущему выступать в качестве декларанта, разрешается подача периодической декларации на товары, ввозимые в Российскую Федерацию (вывозимые из Российской Федерации), в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней. В периодической декларации на товары заявляются сведения исходя из количества товаров, планируемых к ввозу либо вывозу в течение заявленного периода поставки, также в декларации должны быть заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а также позволяющие идентифицировать декларируемые товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

Пунктом 6 ст. 213 Закона предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров путем подачи периодической декларации на товары ввозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей такой декларации исходя из ставок, действующих на день ее регистрации.

Для целей применения ст. 213 Закона периодом поставки является заявляемый декларантом период, в течение которого планируется предъявлять таможенному органу товары, ввозимые в Российскую Федерацию.

Для контроля количества товара, ввозимого в Российскую Федерацию, оформленного по периодической декларации на товары, с пункта ввоза на таможенную территорию Таможенного союза до таможенного органа, в который была подана ПДТ, применялась процедура таможенного транзита.

В соответствии со ст. 210 ТК ТС, при помещении товара под процедуру выпуск для внутреннего потребления товар приобретает статус товаров Таможенного союза при соблюдении условий: уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

В связи с тем, что в отношении товара, находящегося в вагоне , были соблюдены условия, предусмотренные для выпуска товара под заявленную процедуру, то, в соответствии со ст. 210 ТК ТС, ДАТА товарпри его помещении на СВХ имел статус товара Таможенного союза.

Согласно п. 63 приказа ФТС России от 29 декабря 2012 № 2688 «Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на СВХ (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (зарегистрирован в Минюсте России 25.06.2013 N 28894) (далее - приказ ФТС России от 29.12.2012 № 2688), владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) может осуществлять хранение, разгрузку и перегрузку (перевалку) товаров и транспортных средств Таможенного союза на территории СВХ (иного места временного хранения) наряду с товарами, находящимися на временном хранении, с разрешения таможенного органа, выдаваемого применительно к порядку, установленному частями 23-28 ст. 163 Закона.

В соответствии с частями 23-28 ст. 163 Закона, производственная или иная хозяйственная деятельность, связанная с разгрузкой и перегрузкой, хранением товаров допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Заявление для получения разрешения для осуществления производственной или иной деятельности должно было содержать сведения о виде и характере деятельности. Начальник таможенного органа рассматривает заявление и наносит резолюцию о разрешении или запрете осуществления такой деятельности. Оригинал заявления с резолюцией возвращается заинтересованному лицу, а копия остается в таможенном органе.

АО «РУСАЛ Саяногорск» поместило товар, находящийся в вагоне , на СВХ в порядке п. 9 приказа ФТС России от 29 декабря 2012 № 2688, предусматривающий такой порядок только для товаров, имеющих статус иностранных товаров. В связи с тем, что товар в вагоне имел статус товара Таможенного союза, то указанный товар помещен на СВХ с нарушением условий и порядка, установленных п. 63 приказа ФТС России от 29 декабря 2012 № 2688 и ст. 163 Закона.

Согласно ранее выданному АО «РУСАЛ Саяногорск» разрешению (заявление от ДАТА), деятельность по хранению товаров Таможенного союза на территории СВХ не разрешалась.

Таким образом, АО «РУСАЛ Саяногорск», разместив ДАТА в 13 час. 40 мин. на СВХ закрытого типа, расположенного по адресу: г. Саяногорск, Промплощадка, на временное хранение товар, следовавший в вагоне по накладной , имеющий статус товара Таможенного союза и осуществляя его хранение с ДАТА по ДАТА, нарушило установленные требования и условия помещения товаров на СВХ, а также осуществило его хранение без надлежащего разрешения таможенного органа. За указанное правонарушение ДАТА по делу об административном правонарушении по ст. 16.14 КоАП РФ АО «РУСАЛ Саяногорск» было привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей. Постановление вступило в законную силу ДАТА.

В соответствии с ч.3 ст.2.1, ст.2.4 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в соответствии с ч.3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст.2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 63 Порядка № 2688 Владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение в ином месте временного хранения) может осуществлять хранение, разгрузку и перегрузку (перевалку) товаров и транспортных средств Таможенного союза на территории СВХ (иного места временного хранения) наряду с товарами, находящимися на временном хранении, с разрешения таможенного органа, выдаваемого применительно к порядку, установленномучастями 23 - 28 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ, и под его контролем.

Частями 23-28 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ предусмотрено, что производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Заявление на разрешение производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля должно содержать сведения о виде и характере деятельности. Начальник таможенного органа рассматривает заявление и при соответствии предполагаемой деятельности частям 23 и 24 настоящей статьи наносит на заявлении резолюцию о разрешении или запрете осуществления такой деятельности. Оригинал заявления возвращается заинтересованному лицу, копия заявления хранится в таможенном органе.

Как следует из материалов дела, ДАТА обществом было подано заявление о разрешении на перемещение через границы зон таможенного контроля и в их пределах товаров, транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, лиц для выполнения своих должностных обязанностей, а также на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в пределах территории созданной зоны таможенного контроля. Выданное в порядке статьи 163 Закона № 311-ФЗ разрешение начальника Хакасской таможни не включало хранение товаров Таможенного союза на территории СВХ.

Товар, поступивший по железнодорожной накладной , после завершения процедуры таможенного транзита (при наличии условия выпуска товара для внутреннего потребления) не находился под таможенным контролем, а имел статус товара Таможенного союза. Поместив данный товар на временное хранение без соответствующего разрешения, общество нарушило пункт 63 Порядка № 2688 и статью 163 Федерального закона № 311-ФЗ.

Статьей 169 ТК ТС предусмотрено, что для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов (часть 2 статьи 169 ТК ТС).

Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении (часть 3 статьи 169 ТК ТС).

Регистрация таможенным органом заявления общества о помещении товара на временное хранение не является разрешением на хранение данного товара, поскольку из положений статьи 169 ТК ТС и раздела II Порядка № 2688 следует, что таможенный пост обязан регистрировать в журнале регистрации документов все документы, представленные для помещения товаров на временное хранение; отказ в регистрации таких документов не предусмотрен.

В соответствии со ст. 11 Устава АО «РУСАЛ Саяногорск» (далее Устав), утвержденного Решением единственного акционера Общества, органами управления Общества является общее собрание акционеров, а также единоличный исполнительный орган. Согласно ст. 12 Устава единоличный исполнительный орган Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества. По решению Общего собрания акционеров, полномочия единоличного исполнительного органа Общества, могут быть переданы по договору управляющей организации.

Во исполнение ст. 12 Устава АО «РУСАЛ Саяногорск» ДАТА заключило с компанией ЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.» договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа. Согласно договору Управляющая компания обязалась за вознаграждение осуществлять функции единоличного исполнительного органа Общества в соответствии со ст. 69 Закона об акционерных обществах и Устава общества.

Управляющий директор АО «РУСАЛ Саяногорск» наделен полномочиями исполнительного органа, в том числе с правом передоверия данных полномочий.

Согласно должностной инструкции, утвержденной ДАТА управляющим директором АО «РУСАЛ Саяногорск», на коммерческого директора АО «РУСАЛ Саяногорск» Кожевникова И.В. возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по руководству деятельностью работников коммерческой службы в том числе:

-обеспечение потребности предприятия в товарно-материальных ценностях, подготовка и заключение договоров, контроль за поставками и выдача подразделениям предприятия, оформление документов на товарно-материальные ценности;

-обеспечение внутренних перевозок железнодорожным транспортом предприятия, организация работы с ОАО «ОВЭ» в части поступления грузов;

-организация работы и контроль за таможенными операциями по импортным и экспортным товарам;

-обеспечение взаимосвязи с таможенными органами Республики Хакасия;

-организация работы складского хозяйства, создание надлежащих условий хранения и сохранности материальных ресурсов.

Таким образом, должностным лицом, осуществляющим контроль за надлежащим исполнением требований таможенного законодательства Таможенного союза в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а также размещением товаров на склады АО «РУСАЛ Саяногорск» является коммерческий директор - Кожевников И.В.

При этом должностным лицом АО «РУСАЛ Саяногорск» Кожевниковым И.В. не приняты надлежащие меры по исполнению требований таможенного законодательства Таможенного союза, в части соблюдения порядка помещения товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза на СВХ, что влечет административную ответственность по ст. 16.14 КоАП РФ.

Исходя из представленного Положения в структуру коммерческой дирекции входят отдел таможенного оформления, транспортный отдел, железнодорожный цех, цех складского хозяйства. Согласно п.1.2 Положения дирекция возглавляется коммерческим директором. В соответствии с п.п.3.9,3.14,3.15 должностной инструкции коммерческий директор организует работу и контроль за таможенными операциями по импортным и экспортным товарам, обеспечивает взаимосвязь с таможенными органами, обеспечивает рациональную организацию погрузочно-разгрузочных работ поступающего сырья, организует работу складского хозяйства.

Коммерческий директор Кожевников И.В. в силу своих должностных обязанностей должен был организовать работу и контроль за таможенными операциями по импортным товарам, с целью не допущения нарушения норм таможенного законодательства, поэтому довод защитника о том, что административным органом неправильно определены полномочия коммерческого директора, и все связанные с этим доводы, подлежат отклонению.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должностное лицо правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление и.о. заместителя начальника Хакасской таможни ФИО1 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ в отношении должностного лица Кожевникова И.В. вынесено с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление и.о. заместителя начальника Хакасской таможни ФИО1 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу должностного лица Кожевникова И.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти суток с момента получения или вручения копии решения через Саяногорский городской суд.

Судья Ю.С. Тетенко