ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-114/20 от 12.01.2021 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

12 января 2021 года город Псков

Судья Псковского ФИО14 суда Псковской области Хатулева Е.И.,

при секретаре Вахтеровой Е.О.,

рассмотрев жалобу Чашкина ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ Чашкин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Как указано в постановлении, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 18 минут Чашкин Д.В. в акватории Псковского озера напротив устья р. Великой напротив д. Жидилов Бор на удалении 4,7 км (координаты местоположения – <данные изъяты> СШ, <данные изъяты>) управлял маломерным/рыболовным судном «Камчатка», бортовой номер СП – , тип и назначение судна – самоходное рыболовное, категория судна – , регистровый номер , судовой билет С , выдан ДД.ММ.ГГГГ капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», собственником и судовладельцем которого является ООО «<данные изъяты>», регистрационный номер судна , не имея права управления этим судном.

Действия Чашкина Д.В. должностным лицом квалифицированы по ч.2 ст.11.8 КоАП РФ.

Не согласившись с названным постановлением, Чашкин Д.В. обратился в суд с жалобой, указав, что у него имеется удостоверение на право управления маломерным судном, выданное ГИМС МЧС России по Псковской области ДД.ММ.ГГГГ, которое у него при себе отсутствовало в момент рассматриваемых событий. Факт управления им судном «Камчатка», являющегося собственностью ООО «<данные изъяты>», и использующегося Обществом в коммерческих целях, в указанном месте и в указанное время не оспаривал. Однако полагал, что в связи с тем, что судно использовалось им для личных нужд, а не в коммерческих целях, наличие у него вышеуказанного удостоверения являлось достаточным для его управления. С учетом изложенного, просил суд отменить обжалуемое постановление и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании Чашкин Д.В. доводы жалобы поддержал, пояснив, что имеющееся у него удостоверение давало ему право управлять в личных (бытовых) целях маломерным судном «Камчатка», в коммерческих целях данное судно он не использовал.

Представитель отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области ФИО9 в судебном заседании полагал, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, поскольку удостоверение, выданное Чашкину Д.В. ГИМС МЧС России по Псковской области, не давало ему права управления маломерным судном, состоящим в судовом реестре и предназначенным для рыбного промысла.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с правилами ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьёй проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, дело проверяется в полном объёме.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административно правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 11.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 18 минут Чашкин Д.В. в акватории Псковского озера напротив устья р. Великой напротив д. Жидилов Бор на удалении 4,7 км (координаты местоположения – СШ, ) управлял маломерным/рыболовным судном «Камчатка», бортовой номер СП – , тип и назначение судна – самоходное рыболовное, категория судна – , регистровый номер , судовой билет С № , выдан ДД.ММ.ГГГГ капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», собственником и судовладельцем которого является ООО «<данные изъяты>», регистрационный номер судна .

В силу п.4 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.

На основании ч.1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (ч.2 ст. 7 КТМ РФ). Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (ч.3 ст. 7 КТМ РФ).

Согласно ч. 5 ст. 33 КТМ РФ в Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов или Российском открытом реестре судов.

Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс РФ) от 19 мая 2017 года № 191.

Государственную регистрацию маломерного судна, осуществляющего коммерческую деятельность, производит капитан морского порта, либо администрации бассейнов внутренних водных путей.

Положение о классификации судов и морских стационарных платформ утверждено Приказом Минтранса РФ от 09 июля 2003 года № 160.

В соответствии с п. 1.5 вышеуказанного Приказа объектами классификационной деятельности Регистра являются самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, все пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, прогулочные суда пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости; стальные, железобетонные и композитные морские стационарные платформы, в том числе ледостойкого типа, удерживаемые на грунте гравитационным способом, с помощью свай или комбинированным способом, предназначенные для добычи подземных ресурсов морского дна.

Пунктом 5.2 данного Приказа предусмотрено, что каждое судно, указанное в пункте 1.5, ставится на классификационный учет в Главном управлении Регистра после постройки судна; при переходе в класс Регистра из класса другой классификационной организации; если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете Регистра.

Как усматривается из материалов дела, судно «Камчатка», бортовой номер СП – согласно акту классификации и освидетельствования маломерного суда от ДД.ММ.ГГГГ имеет тип и назначение – самоходное, рыболовное; порт регистрации – Санкт-Петербург.

Из судового билета С № усматривается, что указанное судно зарегистрировано в Государственном судовом реестре капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»; собственником судна является ООО «<данные изъяты>»; двигатель объемом 58,8 к/Вт.

Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» выданы разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на судно СП-, действующие в акватории Псковского, Чудского и Теплого озера в том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судно «Камчатка», бортовой номер СП – , которым ДД.ММ.ГГГГ в 12.18 в акватории Псковского озера напротив устья р. Великой напротив д. Жидилов Бор на удалении 4,7 км (координаты местоположения – СШ, ) управлял Чашкин Д.В., относится к рыболовному самоходному судну.

Судно «Камчатка», бортовой номер СП – зарегистрировано в государственном судовом реестре; используется ООО «<данные изъяты>» в коммерческих целях.

Фактическое использование данного судна в коммерческих целях подтверждается также письмом директора ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в ответ на запрос суда.

На основании ч.1 ст. 54 КТМ РФ к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минтранса РФ от 15.03.2012 № 62 утверждено Положение «О дипломировании членов экипажей морских судов», устанавливающее порядок прохождения подготовки, учета стажа плавания, проведения квалификационных испытаний кандидатов на получение дипломов, порядок выдачи дипломов, подтверждений о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационных свидетельств, подтверждений к дипломам для работы на танкерах (нефтяных, газовозах, химовозах), свидетельств о квалификации судовых поваров (далее - квалификационные документы), требуемых в соответствии с Конвенцией ПДНВ для членов экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и спортивных парусных судов, внесения в квалификационные документы ограничений, предусмотренных Конвенцией ПДНВ, а также порядок продления и учета квалификационных документов.

Таким образом, в соответствии с частью первой статьи 54 Кодекса торгового мореплавания РФ к занятию должностей членов экипажа рыболовного судна, используемого в коммерческих целях, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, которые у Чашкина Д.В. на момент рассматриваемых событий отсутствовали и им не получались.

Обстоятельства произошедших событий и вина Чашкина Д.В. в управлении рыболовным судном, используемом в коммерческих целях и состоящим в государственном судовом реестре, без права управления данным судном, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно, помимо приведенных выше доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены обстоятельства совершенного правонарушения; письменными объяснениями Чашкина Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод Чашкина Д.В. о том, что он на законных основаниях управлял вышеуказанным судном в бытовых целях, осуществляя на нем переправу от места жительства, являющегося островом, имея при этом выданное ГИМС МЧС России по Псковской области удостоверение на право управления маломерным судном, суд находит несостоятельным, как основанный на неверном толковании вышеуказанных правовых норм.

Выданное Чашкину Д.В. удостоверение на право управления маломерным судном не давало ему право управлять судном «Камчатка», бортовой номер СП – , поскольку данное судно зарегистрировано в государственном судовом реестре и для его управления на основании ч.1 ст. 54 КТМ РФ требуется наличие диплома, полученного в соответствии с приказом Минтранса РФ от 15.03.2012 № 62.

Довод заявителя о том, что должностным лицом рыбоохраны допущены процессуальные нарушения в части несоблюдения сроков оформления протокола об административном правонарушении, суд находит несостоятельным, по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п.4 постановления от 24.03.2005 № 5, несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

При таких обстоятельствах, ссылка на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не может служить основанием для отмены вынесенного постановления в отношении Чашкина Д.В.

Административное наказание Чашкину Д.В. назначено в пределах санкции ч.2 ст.11.8 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств, предусмотренных ст.4.1-4.3. КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела.

В силу ст.ст. 24.5 и 2.9 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Чашкина Д.В. и влекущих отмену постановления в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, либо его изменение в соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Псковской области ФИО10. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ в отношении Чашкина ФИО11 оставить без изменения, а жалобу Чашкина Д.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.И. Хатулева