Дело №12-22/2021
УИД: 91RS0005-01-2020-001065-54
РЕШЕНИЕ
01 февраля 2021 года г. Армянск Республика Крым
Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием представителей МУП «УЖКХ», ФИО1, ФИО2, представителя Росприроднадзора ФИО3, рассмотрев жалобу МУП «УЖКХ г. Армянск» на постановление государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Крым и г.Севастополь от 08.12.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь, № 10-82-311 –Ф от 08.12.2020 г. МУП «УЖКХ г.Армянск» привлечено к административной ответственности по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000, 00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор МУП «УЖКХ г. Армянск» обратился в Армянский городской суд Республики Крым с жалобой, в которой просит состоявшееся по административному делу постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях предприятия состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано что, Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования во исполнение протокола заседания Межведомственной рабочей группы по вопросам исполнения законодательства в области охраны окружающей природной среды в части обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, проведённого 17.12.2019 года при заместителе прокурора Республики Крым в адрес МУП «УЖКХ г. Армянск» направлен запрос о предоставлении сведений и документов №КС-10-18194 от 15.10.2020 года в части проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды за период 1-3 квартал 2020 г. на объекте размещения отходов, полигон ТКО, расположенного за чертой г. Армянск Республики Крым. В ходе анализа полученной информации установлено, что МУП «УЖКХ г. Армянск» за 1 и 3 квартал 2020 года не проводился мониторинг атмосферного воздуха на полигоне ТКО. МУП «УЖКХ г.Армянск» не представлены экспертные заключения по результатам проведения отбора проб атмосферного воздуха за 1 и 3 квартал 2020 года. Полигон твердых бытовых отходов МУП «УЖКХ г. Армянск» расположен за чертой г. Армянск, в северо-восточной части на расстоянии 5,5 км. Санитарно-защитная зона полигона твердых коммунальных отходов МУП «УЖКХ г. Армянск» составляет 500 метров. Ближайшая жилая застройка расположена в 2, 1 км от полигона. Полигон твердых бытовых отходов находится в промышленной зоне ООО "Титановые Инвестиции", в санитарно-защитной зоне кислотонакопителя, которая составляет 3,0 км. В соответствии с Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. 24.12.2018 года МУП «УЖКХ г.Армянск» направлена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополь. Также МУП «УЖКХ г. Армянск» ежегодно направляются отчеты по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Замечаний по оформлению и результатам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в период с 2016 года по октябрь 2020 года в адрес МУП «УЖКХ г. Армянск» не поступало. Согласно Проекту нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для МУП «УЖКХ г. Армянск», утвержденного в 2016 году, категориями выброса загрязняющих веществ на полигоне ТБО согласно расчетного параметра являются категории - 1ПБ и IV. Для каждого загрязняющего вещества на источниках выбросов произведён расчет категории выброса для определения периодичности контроля. На полигоне твердых коммунальных отходов периодичность контроля за соблюдением предельно допустимого выброса составляет: для категории ШБ -1 раз в год; для категории IV – 1 раз в 5 лет. Количественный и качественный состав загрязняющих веществ на полигоне рассчитан согласно "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", утвержденного приказом генерального директора ОАО «НИИ Атмосфера». Расчет проведён на основании методики расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов. Разработанные и согласованные в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым мероприятия на период неблагоприятных метеорологических условий не проводятся, так как в соответствии с приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» и постановлением Совета Министров Республики Крым от 14.07.2020 года №406 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 30 мая 2019 года № 302» выбросы от полигона ТКО при наиболее неблагоприятных условиях составляют менее 1 ЦДК на жилой застройке. Согласно Проекту нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для МУП «УЖКХ г. Армянск» исследования проводятся 1 раз в год в связи с тем, что для категорий вредных веществ выбрасываемых в атмосферу на полигоне ТКО МУП « УЖКХ г. Армянск», а именно: категории - ШБ и IV периодичность контроля за соблюдением нормативов ПДВ составляет: для категории ШБ -1 раз в год, для IV категории - 1 раз в 5 лет. При разработке проекта проведено определение категории (значимости) предприятия по воздействию его выбросов на атмосферный воздух, согласно которого предприятие отнесено к третьей категории, так как не превышены ПДК загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой зоне. В 2020 году измерение концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе МУП «УЖКХ г. Армянск» проведено 16.07.2020 г. Проведение анализов проб атмосферного воздуха 1 раз в год не является несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Представители МУП «УЖКХ г. Армянск» ФИО1, ФИО2 доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что назначенный административный штраф является чрезмерно высоким для муниципального предприятия, которое не ведет коммерческую деятельность и не получает прибыль. Кроме того, у предприятия имеется большая задолженность, в том числе перед кредиторами, в связи с неоплатой гражданами коммунальных услуг. Финансовое положение не учтено при назначении административного наказания.
Представитель Росприроднадзора ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что постановление вынесено законно и обоснованно, с учетом установленных обстоятельств.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, материалы административного производства, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и вправе проверить дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ срок подачи жалобы не пропущен.
Государственный инспектор Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь в соответствии с ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 ч.11 КоАП РФ. Таким образом, постановление в отношении МУП «УЖКХ г. Армянск» вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.8.2 ч.11 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что в отношении МУП «УЖКХ г. Армянск» по результатам проверки государственным инспектором Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п.11 ст. 8.2 КоАП, то есть в неисполнении обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду. В качестве выявленных нарушений природоохранного законодательства должностным лицом указано, что МУП «УЖКХ г. Армянск» за 1-3 квартал 2020 года не проводился мониторинг атмосферного воздуха на полигоне ТКО. МУП «УЖКХ г. Армянск» не были представлены экспертные заключения по результатам проведения отбора проб атмосферного воздуха за 1-3 квартал 2020 г.
На основании протокола об административном правонарушении постановлением государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь, № 10-82-311 –Ф от 08.12.2020 г. МУП «УЖКХ г. Армянск» привлечено к административной ответственности по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000, 00 рублей.
В соответствии со ст. 34 Федерального Закона от 10.01.2002 г, № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие та окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" юридические лица, индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы, правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Согласно ч. 3 и 4 ст. 12 N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 1.36 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства Российской Федерации от 05.11.1996 г. система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.
Порядок проведения мониторинга установлен Приказом Минприроды России от 04.03.2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в полъзовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина МУП «УЖКХ г. Армянск » в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.11.2020 г. № 10-82-311-Ф, письменными материалами административного дела. Обстоятельства не проведения ежеквартально в 2020 году мониторинга состояния воздушной среды вместе расположения полигона ТКО подтверждается и объяснениями представителей МУП «УЖКХ г. Армянск».
Бездействие МУП «УЖКХ г. Армянск» правильно квалифицированы по ст.8.2 ч.11 КоАП РФ как неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Суд приходит к выводу, что постановление государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь № 10-82-311 –Ф от 08.12.2020 г. в части установления состава административного правонарушения является обоснованным, так как в ходе производства по административному делу установлены юридически значимые обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения.
Согласно ст. 4.1 ч. 3,ч. 3.2 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Санкцией ст. 8.2 ч.11 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа для юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В ходе производства по административному делу не установлено отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств. Однако в ходе рассмотрения жалобы судом установлено низкое материальное и финансовое положение юридического лица, которое не было учтено должностным лицом при назначении административного наказания. МУП «УЖКХ г. Армянск» является муниципальным предприятиям, которое не ведет коммерческую деятельность, не получает прибыль. Согласно представленной справки о материальном и финансовом положении, у предприятия имеется большая задолженность, в том числе перед кредиторами, в связи с неоплатой гражданами коммунальных услуг и не выполнении обязательств иными должниками.
Так же, при назначении административного наказания, необходимо учитывать доводы жалобы о том, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТКО МУП «УЖКХ г. Армянск» проводился один раз в год в соответствии с проектом мониторинга, который направлялся в Росприроднадзор по Республике Крым и г.Севастополь, с приведением оснований такой периодичности. Административным органом замечаний по поводу проекта мониторинга в МУП «УЖКХ г. Армянск» не поступало. Руководствуясь данным проектом, юридическое лицо осуществляло мониторинг ежегодно. Однако учитывая требования вышеперечисленных нормативных и подзаконных актов об ежеквартальном проведении мониторинга доводы жалобы не могут являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности и прекращении административного дела за отсутствием состава административного правонарушения. В тоже время с учетом материального и финансового положения юридического лица, отсутствия отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, суд считает возможным снизить назначенный административный штраф, изменив, таким образом, постановление государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь № 10-82-311 –Ф от 08.12.2020 г. в части назначенного наказания.
Согласно п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ суд вправе принять решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь № 10-82-311 –Ф от 08.12.2020г. о привлечении МУП «УЖКХ г.Армянск» к административной ответственности по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000, 00 рублей изменить, снизив административный штраф до 50 000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с даты его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном ст.30.9 КоАП РФ.
Судья Феденева Т.Н.