дело №12-117/2020
РЕШЕНИЕ
г. Усть-Илимск 23 июня 2020 года
(ул. Декабристов, 3, каб. 302)
Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Оглоблин Денис Сергеевич,
рассмотрев жалобу представителя по доверенности ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» ФИО1 на постановление №-ОБ/12-2644-И/2017-1 государственного инспектора труда (по правовым вопросам) В.Н.Н. от 11 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Иркутской области Государственной инспекции труда в Иркутской области В.Н.Н. от 11 марта 2020 года ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением представитель по доверенности ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление о назначении административного наказания от 11 марта 2020 года и протокол об административном правонарушении от 3 марта 2020 года – отменить.
В обоснование жалобы представитель ОГБУЗ «ИОПНД» ФИО1 приводит следующие доводы, что в постановлении государственного инспектора по труду указывается но то, что ОГБУЗ «ИОПНД» за сверхурочную работу должно было начислить К.Д.В. 3 769,41 руб., при этом начислено всего 2 068,42 руб. Недоплата составила 1 700,99руб. За сверхурочную работу в количестве 29 часов, выполненную по договору о выполнении работы по внутреннему совместительству, за сентябрь 2019г., с учетом положений, установленных ст. 315 Трудового кодекса РФ, К.Д.В. работодателем ОГБУЗ «ИОПНД» недоначислено 3 231,88 руб. Так же государственным инспектором по труду указано, что согласно расчетному листку работника за октябрь 2020г., по договору о выполнении работы по совместительству, за октябрь 2019 года К.Д.В. за отработанные 206,4 часов начислено 12 463,77 руб., за работу в ночное время в количестве 88 часов начислено 2 657,00 руб. за работу в выходные дни, в количестве 64 часов начислено 3 864,73 руб., сверхурочная работа в количестве 18,2 часа, в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ, работодателем не оплачена. Выплаты и учет рабочего времени производятся согласно табеля учета рабочего времени и графиков работы. Приказом № 368 от 24.06.2019г. ответственной за предоставление табелей в Усть-Илимском филиале ОГБУЗ «ИОПНД» назначена старшая медицинская сестра ФИО2, которая в свою очередь за сентябрь и октябрь 2019г. предоставила табели без отражения сверхурочной работы. Данное нарушение было выявлено, К.Д.В. был сделан перерасчет заработной платы, в результате которого за сентябрь, октябрь 2019 года начислено: за сентябрь 2019г. 3 769, 41 руб., без учета районного и Северного коэффициента, за октябрь 2019г. без учета районного и Северного коэффициента К.Д.В. начислено 2 137,81, руб., за сверхурочную работу. Начисленные суммы выплачены К.Д.В. без задержки выплаты заработной платы за указанные периоды. Инспектор в своем постановлении отражает, что ОГБУЗ «ИОПНД» не доначислило и не выплатило К.Д.В. сумму за сверхурочную работу, при этом не приняла во внимание тот факт, что в расчетных листах за сентябрь и октябрь 2019 года данные суммы начислены. Доводы государственного инспектора по труду отраженные в постановлении, о том, что К.Д.В. за сентябрь 2019 года начислено 2068, 42 руб. ошибочны. Указанная сумма, это перерасчет за оплату сверхурочных часов за май и июнь 2019г. И ее не следовало брать в учет. В расчетном листе за сентябрь 2019 г. напротив данной суммы в графе «Период», указано Перерасчет. Считает, что инспектором при вынесении постановления не были изучены все обстоятельства по обращению К.Д.В.
Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в <адрес>В.Н.Н. в судебное заседание не явилась, согласно поступившего ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть жалобу ОГБУЗ «ИОПНД» в ее отсутствие. Также просит учесть следующие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения дела. В связи с поступившим обращением работника ОГБУЗ «ИОИНД» К.Д.В., на основании распоряжения, подписанного заместителем руководителя Государственной инспекции труда в <адрес>, проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства, работодателю в порядке, установленном 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдано обязательное для исполнения предписание. Предписанием установлен срок для его выполнения 28.02.2020. Работодателю был разъяснен порядок обжалования акта проверки и выданного предписания в порядке, установленном статьями 357, 361 Трудового кодекса Российской Федерации, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными регламентами в установленной сфере деятельности. Акт и предписание обжалованы не были, предписание вступило в законную силу. Предписание исполнено работодателем. Перечисленные обстоятельства подтверждаются представленными суду материалами проверки. Действия работодателя, выразившиеся в не полной оплате работнику за сверхурочную работу, выполненную им в сентябре и октябре 2019 года, повлекли за не полную выплату К.Д.В. заработной платы, что является нарушением п. 6 части 2 статьи 22 ТК РФ. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет за собой административную ответственность. предусмотренную ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Состав правонарушения по данному дел;. является формальным, поэтому факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия наступивших последствий. В своей жалобе представитель ОГБУЗ «ИОПНД» указывает, что «старшая медицинская сестра ФИО2, назначенная ответственной за предоставление табелей учета рабочего времени, предоставила табели за сентябрь и октябрь 2019 года без отражения сверхурочной работы», «данное нарушение было выявлено, К.Д.В. был сделан перерасчет заработной платы, в результате которого работнику начислено 2137,81 рубль, за сверхурочную работу». Таким образом. фактически, юридическое лицо признает допущенные нарушения. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством. Целями трудового законодательства, в соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Таким образом, государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод. Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение охраняемых государством ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением, поскольку данное правонарушение привело к нарушению охраняемых законом общественных отношений, а именно трудовых прав работника. При определении справедливого наказания, учитывается цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, а так же имущественное и финансовое положение юридического лица. Основания замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со ст. 3.4.. 4.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено. Основания назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа в соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ не установлены. Юридическому лицу назначено наказание с учетом всех обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного и финансового положение юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, в виде штрафа, в соответствии с его нижним пределом - в размере тридцать тысяч рублей. Считает жалобу ОГБУЗ «ИОПНД» не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
С учетом надлежащего извещения лица, составившего протокол, а также представителя ОГБУЗ «ИОПНД», полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В судебное заседание представитель ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» ФИО7 (на основании доверенности) не явилась, согласно поступившего ходатайства от 19 июня 2020 года, просит рассмотреть жалобу представителя ОГБУЗ «ИОПНД» ФИО1 в ее отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в отношении ОГБУЗ «ИОПНД», проанализировав доводы жалобы, возражения государственного инспектора труда, проверив законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями, установленными частью 1 ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
С учетом положений, установленных ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок.
Действия работодателя, выразившиеся в не полной оплате работнику за сверхурочную работу, выполненную им в сентябре 2019 года, повлекли за собой не полную выплату К.Д.В. заработной платы, что является нарушением п. 6 части 2 статьи 22 ТК РФ.
Статья 2 Трудового Кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование, для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере, согласно статье 4 Трудового кодекса РФ относится к принудительному труду, который запрещен.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с п.п. 1 ч. 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений т трудовых договоров.
В соответствии с п.п. 6 ч. 1 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статья 15 Конституции РФ закрепляет общеправовой принцип, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности, т.е. вступая в правоотношения, регулируемые трудовым законодательством и законодательством об охране труда, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) и муниципального контроля» предусмотрен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля).
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением работника ОГБУЗ «ИОИНД» К.Д.В., на основании распоряжения, подписанного заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области, проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства, работодателю в порядке, установленном 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдано обязательное для исполнения предписание. Предписанием установлен срок для его выполнения 28.02.2020. Работодателю был разъяснен порядок обжалования акта проверки и выданного предписания в порядке, установленном статьями 357, 361 Трудового кодекса Российской Федерации, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными регламентами в установленной сфере деятельности. Акт и предписание обжалованы не были, предписание вступило в законную силу. Предписание исполнено работодателем. Перечисленные обстоятельства подтверждаются представленными суду материалами проверки.
В ходе проведения проверки государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области В.Н.Н. было выявлено: ОГБУЗ «ИОПНД» за сверхурочную работу должно было начислить К.Д.В. 3 769,41 руб., при этом начислено всего 2 068,42 руб. Недоплата составила 1 700,99руб.
За сверхурочную работу в количестве 29 часов, выполненную по договору о выполнении работы по внутреннему совместительству, за сентябрь 2019г., с учетом положений, установленных ст. 315 Трудового кодекса РФ, К.Д.В. работодателем ОГБУЗ «ИОПНД» недоначислено 3 231,88 руб.
Так же государственным инспектором по труду указано, что согласно расчетному листку работника за октябрь 2020г., по договору о выполнении работы по совместительству, за октябрь 2019 года К.Д.В. за отработанные 206,4 часов начислено 12 463,77 руб., за работу в ночное время в количестве 88 часов начислено 2 657,00 руб. за работу в выходные дни, в количестве 64 часов начислено 3 864,73 руб., сверхурочная работа в количестве 18,2 часа, в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ, работодателем не оплачена.
Таким образом, внеплановой проверкой установлено, что действия работодателя, выразившиеся в не полной оплате работнику за сверхурочную работу, выполненную им в сентябре 2019 года, повлекли за собой не полную выплату К.Д.В. заработной платы, что является нарушением п. 6 части 2 статьи 22 ТК РФ. В связи с чем ОГБУЗ «ИОПНД» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 6 статьи 5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушения являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из смысла статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении данные требования закона должностным лицом Государственной инспекции труда в Иркутской области соблюдены.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием привлечения к административной ответственности ОГБУЗ «ИОПНД», по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ явился факт в неполной оплате работнику заработной платы за сверхурочную работу.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении ОГБУЗ «ИОПНД» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований сомневаться в объективности рассмотрения дела должностным лицом, при рассмотрении жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья не усматривает.
В соответствии с требованиями, установленными частью 1 ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Статьей 7.5 Раздела 7 Коллективного договора, действующего в ОГБУЗ «ИОПНД» не предусмотрено иных размеров оплаты труда за сверхурочную работу, чем это установлено частью 1 статьи 152 ТК РФ. Из изложенного следует, что за первые 2 часа сверхурочной работы должно быть начислено: 66,13 рублей (стоимость одного часа работы исходя из установленного Приказом № 244 л/с оклада)* 1.5 *2 часа = 198.39 рублей; оставшиеся сверхурочные часы должны быть оплачены следующим образом: 66.13 рублей * 2 * 27 часов = 3571,02 рубля. Всего за сверхурочную работу должно быть начислено 3769,41 рубль -работодателем начислено всего 2068,42 рубля, недоплата составила 1700,99 рублей.
С учетом положений, установленных ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок.
За сверхурочную работу в количестве 29 часов, выполненную по договору о выполнении работы по внутреннему совместительству, за сентябрь 2019 года, с учетом положений, установленных ст. 315 ТК РФ, К.Д.В. работодателем ОГБУЗ «ИОПНД» недоначислено 3231.88 рублей.
Действия работодателя, выразившиеся в не полной оплате работнику за сверхурочную работу, выполненную им в сентябре 2019 года, повлекли за собой не полную выплату К.Д.В. заработной платы, что является нарушением п. 6 части 2 статьи 22 ТК РФ.
Согласно табелю учета рабочего времени работника за октябрь 2019 года по договору о выполнении работы по совместительству, К.Д.В. отработано 206.4 часов, что превышает нормальную продолжительность рабочего времени на 82.2 часа (нормальная продолжительность рабочего времени, установленная производственным календарем при 36-часовой рабочей неделе - 165,5 часов, в соответствии с доп. соглашением к эффективному контракту № 05-17/1-в от 20.08.2019, работнику с 01.08.2019 по внутреннему совместительству. предоставлены 0,75 ставки, соответственно в октябре 2019 года нормальная продолжительность его рабочего времени должна составить не более 124,2 часов, следовательно, сверхурочная работа составит 82.2 часа = 206.4 часов отработано - 124.2 часа (норма по договору о выполнении работы по совместительству). В ночное время отработано 88 часов, в выходные дни отработано 64 часа.
Согласно расчетному листку работника за октябрь 2019 года, по договору о выполнении работы по совместительству, за октябрь 2019 года К.Д.В. за отработанные 206.4 часов начислено 12463.77 рублей; за работу в ночное время в количестве 88 часов начислено 2657.00 рублей (п. 7.7 Коллективного договора ОГБУЗ «ИОПНД»), за работу в выходные дни. в количестве 64 часа начислено 3864.73 рубля, рублей (ст. 153 ТК РФ), сверхурочная работа в количестве 18,2 часа, в порядке, установленном ст. 152 ТК РФ. работодателем не оплачена.
Действия работодателя, выразившиеся в не оплате работнику за сверхурочную работу, выполненную им в октябре 2019 года, повлекли за собой не полную выплату К.Д.В. заработной платы, что является нарушением п. 6 части 2 статьи 22 ТК РФ.
В силу п.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Назначение наказания должно соответствовать принципу разумности и справедливости.
Состав правонарушения по данному делу является формальным. Поэтому факт совершения правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, не ставится в зависимость от наличия (или отсутствия) наступивших последствий.
Согласно ч. 2 ст. 7, ст.38 Конституции РФ, государством охраняются труд и здоровье людей.
Установленное законом требование об обеспечении своевременной выплаты зарплаты, направлено на охрану конституционно-защищаемых ценностей граждан.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены либо изменения постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 11.03.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» не имеется.
Административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, является обоснованным и справедливым.
При установленных обстоятельствах, жалоба представителя по доверенности ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 11.03.2020 года удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление №38/7-6271-19-ОБ/12-2644-И/2017-1 государственного инспектора труда (по правовым вопросам) В.Н.Н. от 11 марта 2020 г., которым ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя по доверенности ОГБУЗ «Иркутский областной психоневрологический диспансер» ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Д.С. Оглоблин