ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1190/19 от 03.04.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-1190/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

Судья Центрального районного суда г.Твери Сельхова О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора учреждения в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» Лавренова В.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 08 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении учреждения в области развития музейного дела «Музей козла в Твери»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 08 ноября 2018 года учреждение в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор Учреждения Лавренов В.И. подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи изменить, назначив наказание учреждению в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» в виде устного предупреждения.

В обоснование доводов жалобы указал, что ежегодные отчёты за 2015, 2016 и 2017 годы были сданы в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области 31 мая 2018 года. После получения копии протокола №218 от 16.10.2018 года об административном правонарушении, 19.10.2018 музеем повторно были заполнены и сданы формы и отчёты. Просил заменить штраф на предупреждение на основании ч.2. ст.4.1.1 КоАП РФ. Также заявитель указывает, что мировым судьей не установлено обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

В судебном заседании директора учреждения в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» Лавренов В.И. поддержал доводы жалобы, пояснив, что постановлением мирового судьи судебного участка №1 Центрального района г.Твери от 28 июня 2018 года, учреждение в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» в связи с непредставлением отчета в Управление Министерства юстиции РФ за 2017 год признано виновным в совершением административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения. В рамках данного дела об административном правонарушении в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области 31 мая 2018 года сданы отчеты за 2015, 2016 и 2017 годы, в связи с чем обязанности повторно представлять отчеты у Учреждения не имелось. Однако должностным лицом Управления выдана только копия заявления о соответствии некоммерческой организации пункту 3.1 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» и о продолжении деятельности Учреждения за 2017 год, с отметкой о получении Управлением Министерства юстиции РФ по Тверской области 31 мая 2018 года. За 2016 и 2015 годы копии заявлений с отметкой о поступлении сотрудником Управления директору Учреждения не были вручены. Полагал, что в действиях Учреждения в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» отсутствует состав административного правонарушения.

Заслушав Лавренова В.И., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном Законом.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В соответствии с п. 3.1 ст. 32 вышеназванного федерального закона, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Указанная информация представляется в Управление в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческой организации» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Формы отчетов о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных лиц и лиц без гражданства утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее-Положение).

В соответствии с Положением, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их фактического получения Управлением, если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения, либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет», предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и на официальном сайте Управления в сети «Интернет» (to69. minjust.ru) в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству Российской Федерации, проведен анализ материалов учетного дела Учреждения в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери».

В результате указанного анализа выявлено, что Учреждение ежегодные отчеты по формам № ОН0001 и ОН0002 (либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ) за 2015,2016, и 2017 год в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области не представило, чем нарушило пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Указанное предупреждение Учреждением в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» получено не было, почтовая корреспонденция вернулась за истечением срока хранения. В установленный срок Учреждение в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» нарушения, указанные в предупреждении № 04-29/207от 11.09.2018 устранены не были.

Данные обстоятельства явились основанием для составления главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области Котеняткиным О.Н. протокола №218 от 16.10.2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ отношении Учреждения в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери».

При этом протоколом об административном правонарушении №218 от 16 октября 2018 года вменено невыполнение законного предписания, поскольку в установленный срок Учреждением в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» ежегодные отчеты по формам № ОН0001, №ОН002 (либо заявление, подтверждающее соответствие п. 3.1 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ) за 2015, 2016 и 2017 годы.

Однако как установлено в судебном заседании при рассмотрении настоящей жалобы, заявление, подтверждающее соответствие п. 3.1 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ за 2017 года подано учреждением в Управление 31 мая 2018 года, что подтверждается заверенной должностным лицом Управления специалистом-экспертом Котеняткиным О.Н. копией соответствующего заявления, имеющейся в материалах дела №5-460-1/2018 о привлечении Учреждения в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ.

Таким образом, требование должностного лица представить ежегодный отчет по формам № ОН0001, №ОН002 (либо заявление, подтверждающее соответствие п. 3.1 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ) за 2017 год, является необоснованной, поскольку такая обязанность Учреждением в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» исполнена на дату выдачи предписания.

Таким образом, выводы о неисполнении предписания в связи с непредставлением ежегодного отчета по формам № ОН0001, №ОН002 (либо заявление, подтверждающее соответствие п. 3.1 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ) за 2017 год подлежит исключению из мотивировочной части постановления.

Вместе с тем, доводы жалобы о предоставлении соответствующих заявлений в Управление за 2016, 2017 годы материалами дела не подтверждаются, доказательств обратного заявителем не представлено, в связи с чем уменьшение объема обвинения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ не влечет отмену оспариваемого постановления, поскольку факт совершения административного правонарушения и вина Учреждения в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16.10.2018 № 218, предупреждением от 11.09.2018 № 04-29/207, выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами административного дела, которым мировым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

С учетом данных положений, Учреждение в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» может быть признан невиновным лишь при доказанности принятия всех мер к выполнению предписания.

Вместе с тем обстоятельств, находящихся вне контроля Учреждения не установлено и в материалы дела не представлено.

При этом, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Действия Учреждения правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждении на основании ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку Учреждение в области развития музейного дела «Музей Козла в Твери» не включено в реестр субъектом малого и среднего предпринимательства.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.

Так, в силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названной нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, является формальным и не включает в себя наступление вредных последствий.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, обстоятельств совершенного правонарушения, его общественной значимости, а также характера противоправного деяния, посягающего на отношения, объектом которых является порядок управления, оснований для признания его малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 08 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении учреждения в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» изменить путем исключения из мотивировочной части выводов о том, что учреждением в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» не представлен ежегодный отчет по формам № ОН0001, №ОН002 (либо заявление, подтверждающее соответствие п. 3.1 статьи 32 ФЗ № 7-ФЗ) за 2017 год.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Твери, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери от 08 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении учреждения в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» оставить без изменения, а жалобу директора учреждения в области развития музейного дела «Музей козла в Твери» Лавренова В.И. – без удовлетворения.

Судья О.Е. Сельхова