Судья Лоншаков Г.Н. дело № 12-1196/2017
РЕШЕНИЕ
12 апреля 2017 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Кривцов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 февраля 2017 года,
установил:
постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края <...> о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 16-027/Ф/31 от 27 октября 2016 года (далее также – административный орган) должностное лицо - временно исполняющий обязанности директора государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Краснодара.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 февраля 2017 г. постановление административного органа № 16-027/Ф/31 от 27 октября 2016 г. оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, ФИО1 просит решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 6 февраля 2017 г. отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, поскольку судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 об отмене судебного акта, представителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности ФИО3, просившего отказать в удовлетворении жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
Статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на несоблюдение установленного действующим законодательством порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет либо порядка учета бюджетных обязательств.
В качестве субъектов административной ответственности выступают только должностные лица.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» (далее также - Учреждение, Агентство) в соответствии с Уставом, утвержденным приказом министерства промышленности и энергетики Краснодарского края от 05 декабря 2012 г. № 34, является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства промышленности и энергетики Краснодарского края, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств краевого бюджета и на основании бюджетной сметы (п. 14. и 1.8. Устава).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В силу ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, и предусматривает, в том числе принятие бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом Субъекта Российской Федерации.
Лицевые счета в финансовом органе субъекта Российской Федерации открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов министерством финансов Краснодарского края, утвержден приказом министерства финансов Краснодарского края от 28 декабря 2012 г. № 331, согласно которому операции со средствами краевого бюджета по постановке на учет бюджетных обязательств отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Приказом министерства финансов Краснодарского края от 16 сентября 2013 г. № 325 утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета (далее также – Порядок № 325).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с краевыми законами ми, иными нормативными правовыми актами подлежат учету в министерства финансов края на лицевом счете получателя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка основанием для постановки на учет министерством финансов края бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (далее также - Сведения об обязательстве) по утвержденной форме, которые должны быть представлены управление казначейского контроля министерства финансов края, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракт; (договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, правового акта с предоставлении субсидии юридическому лицу), на основании которого принято бюджетное обязательство. Данное условие действовало с 16 сентября 2013 г. по 24 ноября 2015 г.
Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств краевого бюджета в соответствии государственными контрактами (договорам, соглашениям), сумма которых не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и расчеты, по которым осуществляются наличными деньгами, принимаются к учету в порядке, установленном в пункте 2.2. Порядка - на основании принятых к исполнению министерством финансов документов для оплаты денежных обязательств.
Согласно Указаниям Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У и от 7 октября 2013 г. № 3073-У предельный размер расчетов наличными деньгами в рамках одного договора установлен в размере 100000 рублей. Данная норма действует с 22 июля 2007 г. по настоящее время.
Из содержания пунктов 2.1, 2.2 Порядка следует, что при заключении Учреждением контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на сумму менее 100 тыс. рублей и оплата по которым осуществляется по безналичному расчету, постановка на учет министерством финансов Краснодарского края возникших бюджетных обязательств производится на основании Сведений об обязательстве, а не на основании принятых к исполнению платежных документов.
В проверяемом периоде расчеты наличными денежными средствами по оплате товаров, работ и услуг в рамках заключенных контрактов и договоров Агентством не производились. Следовательно, для постановки на учет бюджетных обязательств Агентством в министерство финансов края должны были направляться Сведения об обязательстве в сроки, установленные пунктом 2.1 Порядка - в течение 6 рабочих дней.
Сведения об обязательстве представляются в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края с приложением документа-основания в форме электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденных электронной подписью уполномоченного лица получателя средств краевого бюджета.
В нарушение Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета, Агентством допущено несоблюдение сроков предоставления Сведений.
Между Агентством, в лице временно исполняющего обязанности руководителя ФИО1 и <...> заключен контракт от 16.06.2015 г. № 10-2Е/15, предметом которого является техническое обслуживание и ремонт автомобилей на общую сумму <...>
Согласно информации, предоставленной министерством финансов Краснодарского края от 22 августа 2016 г. № 205-5352/16-11.02-06, сведения о принятом по контракту от 16.06.2015 г. № 10-2Е/15 бюджетном обязательстве Агентством предоставлены в Министерство финансов Краснодарского Края по системе электронного документооборота с применением электронно-цифровой подписи – 29.06.2015 г. Бюджетному обязательству присвоен учетный номер - 8070182015000327.
В соответствии с порядком сведения для постановки на учет принятого бюджетного обязательства должны быть направлены в управление казначейского контроля министерства финансов края не позднее шести рабочих дней со дня заключения контракта, а именно не позднее 24.06.2015 г.
В нарушение п. 2.1 Порядка Агентством допущено превышение установленного шестидневного срока предоставления Сведений об обязательстве на 3 рабочих дня.
Таким образом, Агентством допущено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в несвоевременном предоставлении в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края Сведений для постановки на учет принятого бюджетного обязательства.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На дату совершения административного правонарушения временно исполняющий обязанности руководителя ГКУ «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» ФИО1 являлся единственным должностным лицом, наделенным в установленном порядке полномочиями по постановке на учет в управлении казначейского контроля Министерства финансов Краснодарского края Сведений по принятым бюджетным обязательствам.
Вина должностного лица - временно исполняющего обязанности руководителя ГКУ «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия ФИО1, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по ст. 15.15.7 КоАП РФ, наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности нарушителя, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции статьи.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом не установлены обстоятельства как смягчающие (ст. 4.2 КоАП РФ), так и отягчающие (ст. 4.3 КоАП РФ) административную ответственность ФИО1
Доводы заявителя об отклонения Министерством финансов Краснодарского края Сведений о принятом бюджетном обязательстве не нашли своего подтверждения ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела, в том числе по причине того, что Сведения фактически не могли быть отклонены Министерством финансов Краснодарского края по причине их не направления в установленный 6-ти дневный срок.
В жалобе заявитель ссылается на то, что ФИО1 не является надлежащим субъектом при исполнении обязанностей по направлению сведений в Министерство финансов Краснодарского края.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.4 Порядка Сведения по принятым бюджетным обязательствам должны быть подписаны руководителем получателя средств краевого бюджета или уполномоченным им лицом, с отражением расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, должности уполномоченного лица и даты подписания документа, оформленной словесно-цифровой подписью.
В ходе изучения материалов дела об административном правонарушении установлено, что в Агентстве отсутствуют нормативно-правовые акты и организационно - распорядительные документы, устанавливающие уполномоченных лиц на осуществление операций с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в министерстве финансов Краснодарского края, в том числе по постановке на учет в управлении казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края принятых бюджетных обязательств.
В соответствии с Уставом Агентства, утвержденным приказом министерства промышленности и энергетики Краснодарского края от 05 декабря 2012 г. № 34, согласованным департаментом имущественных отношений Краснодарского края (приказ от 27 ноября 2012 г.), Агентство возглавляет руководитель, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.
Согласно Уставу, руководитель Агентства действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством РФ, законодательством Краснодарского края, Уставом и заключенным с ним трудовым договором.
Временно исполняющим обязанности руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» являлся ФИО1, назначенный приказом министерства промышленности и энергетики Краснодарского края от 30 декабря 2014 г. № 140-л.
Таким образом, на дату совершения административного правонарушения временно исполняющий обязанности руководителя ГКУ «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса» ФИО1 являлся единственным должностным лицом, наделенным в установленном порядке полномочиями по постановке на учет в управлении казначейского контроля Министерства финансов Краснодарского края Сведений по принятым бюджетным обязательствам.
Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения судьи первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства. Допущенная в учреждении волокита документооборота не может освобождать его должностных лиц от обязанностей, возложенных законодательством и нормативными трудовыми актами.
При вышеизложенных обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 февраля 2017 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 06 февраля 2017 года оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда