ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-119/19 от 06.06.2019 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело **

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Железнодорожного районного суда ***Лыкова Т.В., при секретаре Васильевой Ю.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ****,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника контрольного управления *** от **** директор ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 представила жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что требование о возмещении ущерба *** 1 730 359, рублей является необоснованным, так как понятие «нецелевое использование бюджетных средств» установлено в ст. 306.4 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ и не относится к использованию средств субсидии на выполнение государственного задания. Руководством театра было принято решение об исполнении требования КУ НСО по возврату средств в областной бюджет. Театр направил обращение от ****** начальнику контрольного управления ФИО2 о рассмотрении возможности предоставления рассрочки платежей возврата указанной суммы в областной бюджет ***. Контрольным управлением дан положительный ответ на рассрочку платежей до марта 2018 года. Таким образом, Театром исполнено требование представления по возврату средств в областной бюджет *** за счет средств от оказания услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности (код дохода 130) в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями ** от ****, ** от ****, ** от ****, ** от ****. Директором Театра была выплачена заработная плата главному режиссеру Театра на основании п. 3, ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 ТК РФ. «Контрактная надбавка» является частью заработной платы работника в соответствии со ст. 135 Трудового Кодекса РФ, и согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ: не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Также сумма «контрактной надбавки» учитывалась в заявке на получение субсидии в соответствии с п. **** Соглашения ** АУ от **** о предоставлении субсидий. Заявка была одобрена, соответственно, поступавшие денежные средства использовались по назначению, а именно - на заработную плату главного режиссера ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел». Вместе с тем осуществление выплат главному режиссеру производилось в соответствии с п. 27 раздела 6 «Полномочия руководителя учреждения», Положений О системе оплаты труда работников ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел» от **** и от ****, где изложено, что руководитель устанавливает индивидуальные условия оплаты труда отдельным работникам в соответствии с порядком и условиями, установленными постановлением Главы администрации *** от ****** «О введении индивидуальных условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета». В соответствии с Постановлением Главы администрации *** от ** « О введении индивидуальных условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета» индивидуальные условия оплаты труда устанавливаются отдельным высококвалифицированным специалистам организаций, финансируемых из областного бюджета, применяющим в работе достижения науки, передовые методы труда, творческим работникам и т.п. В соответствии с п. 4 порядка и условий становления индивидуальных условий оплаты труда, утвержденного постановлением Главы администрации *** от 13.20.2003 ** «О введении индивидуальных условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета», работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, индивидуальные условия оплаты труда включают персональную надбавку к должностному окладу, а также индивидуальные доплаты и надбавки стимулирующего характера, различные системы премирования - и являются существенными условиями трудового договора. В соответствии с п. 9 порядка и условий установления индивидуальных условий оплаты труда, утвержденного постановлением Главы администрации *** от ******, размеры оплаты труда по индивидуальным условиям предусматриваются без ограничения максимальными размерами для конкретного работника в пределах фонда заработной платы организации На основании вышеизложенного можно заявлять, что субсидии были использованы по назначению, а именно на выплаты заработной платы - следуя данным доводам, нарушений Российского законодательства не было и какого-либо ущерба *** ни учреждение, ни должностные лица учреждения не причиняли. Следовательно, привлечь к какой -либо ответственности за «нецелевое использование бюджетных средств» ни само бюджетное (автономное) учреждение, ни его должностных лиц нельзя в соответствии с Письмом Минфина РФ от **** N 02-03-06/25186, так как вышеуказанные субсидии были направлены на выполнение гос. задания. Нарушений в том, что в срочном трудовом договоре от **** с ФИО3 и в дополнительном соглашении к нему от **** не указаны обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора, не имеется. Согласно абз. 20 ст. 59 ТК РЫФ, срочный трудовой договор может заключаться в следующих случаях: с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В пункте 69 Постановления от ****** «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театрально и концертных организаций...» обозначена профессия «главный режиссер». Осуществление выплат главному режиссеру ФИО3 на индивидуальных условиях, не соответствующих системам оплаты труда, предусмотренным в Театре, не является нарушением. Осуществление выплат главному режиссеру производилось в соответствии с п. 27 раздела 6 «Полномочия руководителя учреждения» Положений «О системе оплаты труда работников ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел» от **** и от ****, где изложено, что руководитель устанавливает индивидуальные условия оплаты труда отдельным работникам в соответствии с порядком и условиями, установленными постановлением Главы администрации *** от ****** «О введении индивидуальных условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из областного бюджета». В соответствии с Постановлением Главы администрации *** от ****** индивидуальные условия оплаты груда устанавливаются отдельным высококвалифицированным специалистам организаций, финансируемых из областного бюджета, применяющим в работе достижения науки, передовые методы груда: творческим работникам и т.п. В соответствии с п. 4 порядка и установления индивидуальных условий оплаты труда, утвержденного Постановлением администрации *** о г ****** работникам организаций, Финансируемым из областного бюджета, индивидуальные условия оплаты труда включают персональную надбавку к должностному окладу, а также индивидуальные доплаты и надбавки стимулирующего характера, различные системы премирования и являются существенными условиями трудового договора. В соответствии с п. 9 порядка и условий установления индивидуальных условий оплаты труда, утвержденного Постановлением Главы администрации *** от ******, размеры оплаты труда по индивидуальным условиям предусматриваются без ограничения максимальными размерами для конкретного работника в пределах фонда заработной платы организации. Также Положение о системе оплаты труда ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел» от ****, согласованное с председателем профсоюзного комитета ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел» ФИО4, после проведенной проверки КУ НСО было дополнено разделом X: «Индивидуальные условия оплаты труда», положения которого регламентируют право установления индивидуальных условий оплаты труда, размер которых определяется по соглашению сторон трудового договора. Согласно ст. 17 Федерального закона от **** №147-ФЗ «Об автономных учреждениях» определен порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Трудовой договор, как срочный, так и бессрочный, не является сделкой. Понятие сделка определяется ст. 153 Гражданского кодекса РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, но между директором Театра и главным режиссером был заключен трудовой договор в соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ, а не гражданско-правовая сделка. Трудовой договор не порождает для его сторон гражданские права и обязанности в нашем случае. Он предусматривает условия осуществления работником его трудовой функции, а также обязательства сторон (работника и работодателя), необходимые для осуществления отлаженного рабочего процесса (ст. 56 Трудового кодекса РФ). А потому трудовой договор не является гражданско-правовой сделкой, соответственно к нему не могут быть применены нормы гражданского законодательства о сделках. Также в письме ** от **** в п. 4 была ссылка на разъяснение Высшего Арбитражного Суда РФ постановления от ******, но в пп. 1 п. 10 данного разъяснения указывается, что положения пункта 1 статьи 45 и пункта 1 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, пункта 1 статьи 78 и пункта 1 статьи 81 Закона об акционерных обществах не исключают возможности квалификации в качестве крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью, заключаемого с работником общества договора или его отдельных положений. То есть данные формулировки применимы только к негосударственным организациям (акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью), но никак не к Государственным автономным учреждениям. Поэтому данные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ постановления от ****** не могут быть применимы в данном случае и являются некорректными. Таким образом, нарушений нет. В соответствии с ответом Министерства культуры *** на запрос ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел» о согласовании Положения О системе оплаты труда работников ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел», согласование не относится к компетенции Министерства культуры ***. Таким образом, нарушений нет. Положение об оплате труда от **** не рассмотрено профсоюзным комитетом - единственным представителем трудового коллектива, представляющим интересы работников. Профсоюзный комитет ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел» рассмотрел и согласовал Положение О системе оплаты труда работников ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел» ****. В Постановлении указано, что представление должно быть исполнено театром в срок до **** включительно. Информация о рассмотрении Театром представления должна быть направлена в контрольное управление *** не позднее ****. Предписание должно быть исполнено в срок до ****. Во исполнение требований контрольного управления Театром направлено соответствующее письмо в адрес контрольного управления от ******, а также письмо от ******. Таким образом, вывод в постановлении о неисполнении требований представления и предписания противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела. Кроме того, в постановлении не дана оценка тому, что согласно письму Министерства культуры *** от ****** «О согласовании Положения об оплате труда ГАУ НСО НГАДТ «Красный факел», в котором указано, что согласование данного положения не относится к компетенции министерства культуры ***. При таких обстоятельствах, театр не мог согласовать Положение, а соответственно отсутствовали основания для включения указанного нарушения в предписание и представление, а также отсутствовала возможность его устранения. На протокол об административном правонарушении от ****** от **** заявитель приобщил соответствующе возражения. В заседаниях по рассмотрению дела об административном правонарушении он возражал по предъявленным нарушениям, указывая, что в действиях нет нарушений, ущерб бюджету *** не причинял, нецелевого использования средств областного бюджета *** в размере 1 730 359 рублей не усматривается. В противоречие данным пояснениям, данным при рассмотрении дела в постановлении указано, что на рассмотрении дела ФИО1 подтвердил, что предписание им не исполнено, обеспечение возмещения ущерба, причиненного бюджету *** в результате нецелевого использования средств областного бюджета *** в размере 1 730 359, рублей, путем внесения денежных средств на лицевой счет либо в кассу Театра, им не осуществлено. Данный вывод противоречащим фактическим обстоятельствам и материалам дела.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, просил жалобу рассмотреть в его отсутствие.

Защитник Вербенко Е.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Заслушав объяснения защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установлено, что приказом комитета по культуре администрации *** от ******ФИО5 принят на должность директора ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» с ****.

По итогам проверки 2016 года (акт контрольного управления *** от ******-ЕН-05), в адрес Театра контрольным управлением *** в 2017 году направлено представление от ******, в котором указано на нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, указано на необходимость принятия мер по устранению причин и условий указанных нарушений, возвратить в бюджет новосибирской области 1 865 964,99 рублей, использованные с нарушением их целевого назначения (выплата ежемесячной «контрактной надбавки» по срочному трудовому договору от ****, заключенному с главным режиссером ФИО3 Установлен срок рассмотрения и исполнения представления 60 календарных дней со дня его получения.

В рамках проведения внеплановой проверки, проведенной контрольным управлением *** в период с **** по ****, в отношении ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» установлены нарушения действующего законодательства (акт о результатах внеплановой проверки **-ОХ-01 от ****).

По итогам проверки контрольным управлением в адрес директора ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» ФИО1 внесены представление от ****** и предписание от ****** об устранении нарушений.

В представлении контрольное управление *** указано на следующие нарушения:

1. Не осуществлено возмещение ущерба, причиненного *** в размере 1 730 359 рублей.

2. В срочном трудовом договоре от **** с ФИО3 и в дополнительном соглашении к нему от **** не указаны обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

3. Осуществление выплат главному режиссеру ФИО3 на индивидуальных условиях не соответствующих системам оплаты труда, предусмотренных в Театре.

4. Заключение сделки между директором Театра ФИО1 и сыном ФИО3 (главным режиссером Театра), в совершении которой имеется заинтересованность, на условиях, существенно отличающихся от условий договоров с другими работниками Театра, без предварительного одобрения наблюдательным советом автономного учреждения.

5. Положение об оплате труда от **** не согласовано с Министерством культуры ***.

6. Положение об оплате труда от **** не рассмотрено профсоюзным комитетом - единственным представителем трудового коллектива, представляющим интересы работников.

Контрольное управление *** требует:

рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также законодательства Российской Федерации, ***, являющиеся причинами и условиями нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, указанную в настоящем представлении;

принять меры по устранению причин и условий указанных нарушений.

Срок рассмотрения представления 30 календарных дней со дня его получения. О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах проинформировать контрольное управление *** в срок, не позднее 10 календарных дней с даты его исполнения и с приложением копий подтверждающих документов.

В предписании от ****** директору ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» ФИО1 предписано обеспечить возмещение виновными лицами ущерба, причиненного бюджету *** в результате нецелевого использования средств областного бюджета *** в размере 1 730 359 рублей, путем внесения денежных средств на лицевой счет либо в кассу Театра. Срок исполнения предписания - 30 рабочих дней со дня его получения. Об исполнении предписания и принятых мерах проинформировать контрольное управление *** в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты его исполнения с приложением копий подтверждающих документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ представление обязательно для рассмотрения в указанный в нем срок.

Указанные в предписании требования обязательны для исполнения в указанный в нем срок (ч. 3 с. 270.2 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно информации с официального сайта Почты России (почтовый идентификатор 63000724478870) представление и предписание получено ****. Таким образом, представление должно быть исполнено в срок до **** включительно, поскольку срок **** выпадает на воскресенье. Информация о рассмотрении представления должна быть направлена в контрольное управление *** не позднее ****.

Предписание должно быть исполнено в срок до **** включительно.

Информация об исполнении Представления направлена Театром в контрольное управление письмом исх. от ****** (вх. от ******).

Поскольку представленное Театром письмо исх. от ****** не содержало информации по надлежащему исполнению представления в части нарушений, указанных в п. 1 раздела 1, в п. 1, 2, 3, 4, 5 раздела 2 представления. В адрес Театра направлено письмо от ******, в котором указано о выявленных недостатках исполнения Представления Театром, и направило в адрес Театра требование об их исправлении в срок до ****.

Письмом от ****** (вх. от ******) Театр известил контрольное управление о согласовании председателем профсоюзного комитета НГАД театра «Красный факел» положения об оплате труда от ****, кроме того, к данному письму приложена копия письма, направленного министру культуры *** о согласовании положения об оплате труда работников Театра.

В остальной части, по мнению контрольного управления, недостатки исполнения представления, указанные в письме от ******, Театром не исправлены, о чем было направлено письмо в адрес Театра от ****** с требованием об их исправлении до ****. Письмо от ******, направленное в адрес Театра, было возвращено в контрольное управление в связи с истечением срока хранения.

В письме от ****** Театр выразил несогласие с представлением, поскольку Театр возвратил в бюджет *** из средств от оказания услуг и иной приносящей доход деятельности денежные средства (платежные поручения от ******, от ******, от ******, от ******).

В связи с тем, что представление и предписание в установленный срок в полном объеме не исполнено, контрольными управлением ******* составлен протокол ** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Театра ФИО1

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и обязан проверить дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Исходя из содержания протокола об административном правонарушении в установленный в представлении срок Театром представлены сведения о согласовании с председателем профсоюзного комитета Театра Положения о системе оплаты труда от ****, приложено письмо в адрес министра культуры ***, в остальной части представление Театром не исполнено.

Вместе с тем постановлением от **** к административной ответственности за неисполнение представления и предписания в установленный срок, а именно за невозмещение виновными лицами ущерба, причиненного бюджету *** в результате нецелевого использования средств областного бюджета *** в размере 1 730 359 рублей, путем внесения денежных средств на лицевой счет либо в кассу Театра, привлечен директор ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» ФИО1

Кроме того, в нарушение закона, постановление не содержит обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, а также мотивированного решения в части всех указанных в протоколе об административном правонарушении вменяемых нарушениях (помимо не возмещения ущерба бюджету области в протоколе указаны иные нарушения), а также не исследовался вопрос вины должностного лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности. Постановление не содержит выводов в части назначения наказания, какие конкретные обстоятельства учтены при его назначении (ст. 4.1 КоАП РФ), не мотивирована необходимость назначения наказания в виде административного штрафа, а не иной меры наказания, предусмотренной санкцией статьи.

С учетом допущенных нарушений постановление на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене. Поскольку на момент рассмотрения жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит возвращению в административный орган на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела следует принять меры к соблюдению требований КоАП РФ, в том числе в полной мере исследовать доказательства, дать им надлежащую оценку, а также дать оценку доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, и по результатам рассмотрения дела принять соответствующее решение.

Поскольку административным органом допущено нарушение процессуальных требований, доводы по существу вменяемого правонарушения, изложенные в жалобе, рассмотрению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от **** о привлечении директора ГАУ НСО «Новосибирский государственный академический Ордена Трудового К. З. драматический театр «Красный факел» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ отменить, дело возвратить в контрольное управление новосибирской области на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т. В. Лыкова