ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-11/19 от 06.02.2019 Белоярского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ)

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<....> г. Белоярский.

Судья Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лавров И.В., при секретаре Сыч Е.Н., с участием представителя юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» Верхнеказымское ЛПУ МГ - Г.А., представителя Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры А.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Верхнеказымское ЛПУ МГ) ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 862201001, расположенного по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра,

по жалобе начальника Верхнеказымского ЛПУ МГ Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» П.А. на постановление о назначении административного наказания по делу от <....>, вынесенное начальником отдела в Службе Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры А.Л..,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника отдела в Службе Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры А.Л.. от <....> Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Верхнеказымское ЛПУ МГ) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в том, что <....> в 14 часов 35 минут в ходе маршрутного патрулирования, на основании Распоряжения от <....> начальника Белоярского отдела Природнадзора Югры А.Л.., в выделе 24 квартала 381 Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества на газопроводе «Уренгой-Центр 1» проводилась рубка на трех участках газопровода площадью 0,030 га, на которых порубочные остатки и древесина с места рубки не вывезена и сдвинута к стене леса, чем нарушены требования п.п. 14, 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <....>, п.п. 15, 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от <....>, тем самым Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

На вышеуказанное постановление начальником Верхнеказымского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» П.А. подана жалоба, которая мотивирована тем, государственным инспектором в момент проведения патрулирования <....> место проведения работ с географическими координатами трех участков . - N63°54&apos;48,2" Е68°15&apos;33,1"; . - N63°54&apos;48,1" Е068°15&apos;37,7"; . - N63°54&apos;48,9" Е068°15&apos;47,4" проходящих в охранной зоне газопровода «Уренгой-Центр 1» не правильно были отнесены в выдел 24 квартала 381 Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества, так как согласно письма от <....>, распорядителя земель лесного фонда - Белоярского отделения лесничества, указанный выдел лишь примыкает к магистральным газопроводам, что подтверждается и выпиской из государственного лесного реестра от 07.11.2018г. представленной Административным органом в материалы и письма Белоярского отделения лесничества от <....>, согласно данных документов газопровод с тремя спорными участками проходит в выделе и относится к землям линейного протяжения. Указывает, что сам магистральный газопровод «Уренгой – Центр 1» заложен и проходит между газопроводами «Уренгой – Ужгород» и «Уренгой – Центр 2» и находится в одном коридоре линейных объектов со своей охранной зоной, что подтверждается схемой размещения линейных объектов единой системы газоснабжения Российской Федерации. Считает выводы административного органа о завершении работ на <....> по устранению дефектов необоснованными и противоречащими материалам дела об административном правонарушении. Вместе с тем, по мнению заявителя, в обоснование своих доводов при рассмотрении административного дела должностным лицом необоснованно сделан вывод об окончании работ на газопроводе, что находится вне рамок должностных полномочий Административного органа в вопросе эксплуатации трубопровода и противоречит государственной функции по исполнению Административного регламента этой службы утвержденного Приказом от 24.12.2011г. -НП. Кроме того считает, что Обществом не были допущены нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <....>. Просит постановление о назначении административного наказания от <....> отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель юридического лица Верхнеказымского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск», в отношении которого ведется производство по делу Г.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе (л.д. ).

Представитель Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры А.Л. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. ).

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Диспозицией ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается административно наказуемым нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Согласно материалам дела, <....> на основании распоряжения начальника отдела в Службе Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений А.Л.. от <....>, проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах на территории Белоярского лесничества в Казымском участковом лесничестве в соответствии с заданием (л.д. ).

<....> обнаружено и зафиксировано в Акте по итогам проведения патрулирования в лесах от <....>:

в 14 ч. 35 мин. на лесном участке в выделе 24 квартал 381 Казымского урочища Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества в охранной зоне газопровода «Уренгой – Центр 1» обнаружены три (3) участка с произведенной рубкой: рубка сплошная, порубочные остатки не вывезены с места рубки, порубочные остатки сдвинуты к стене леса. Площадь каждого места рубки 0,030 га. Порубочные остатки покрыты слоем снега (в день патрулирования осадки отсутствовали). Географические координаты лесосеки: 1 участок рубки: N63°54&apos;48,2" E068°15&apos;33,1"; 2 участок рубки: N63°54&apos;48,1" E068°15&apos;37,7"; 3 участок рубки: N63°54&apos;48,9" E068°15&apos;47,4". Рубка окончена. На месте рубок была произведена выемка грунта до трубопровода, трубопровод виден, предположительно ведутся ремонтные работы, место выемки грунта и трубы покрыты снегом, техника отсутствует (л.д. ).

Согласно выписке из лесохозяйственного регламента Белоярского лесничества в Перечне особо охраняемых природных территорий лесничества значится особо охраняемая природная территория государственный природный биологический заказник регионального значения «Сорумский». Указана следующая нормативная основа функционирования ООПТ: Постановление Главы Администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.08.1995 г. №160, Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2017 г. №19-п. Местоположение в границах лесничества: <...>, 45-51, 66-75, 86-96, 115-128, 140-158, 179-201, 232-253, 282-297, 333-344, 377-385, 426-431, 463 части кварталов 76, 97, 231, 277-281, 330-332, 376, 425, 433, 462, 465, 494-496 (л.д. ).

<....> в рамках предварительной проверки установлено, что работы по расчистке магистральных газопроводов и уборке порубочных остатков в квартале 381 Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества в период с <....> по <....> производило Верхнеказымское линейное производственной управление магистральных газопроводов ООО «Газпром Трансгаз Югорск» (Уведомление о предоставлении информации от <....>, письмо от <....>) (л.д. ).

По результатам проведенного <....> мероприятия, учитывая, что нарушение, допущенное юридическим лицом ООО «Газпром трансгаз Югорск» при производстве работ на опасном производственном объекте магистральном газопроводе, было выявлено на территории государственного природного биологического заказника регионального значения «Сорумский» (ООПТ), установлена угроза причинения вреда животным, растениям, почве, окружающей среде (мотивированное представление исх. от <....>). Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 8.3 пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от <....> № 294-ФЗ, по фактам выявленных нарушений обязательных требований в период с <....> по <....> проведена внеплановая выездная проверка деятельности юридического лица ООО «Газпром трансгаз Югорск», проведение указанной проверки согласовано Решением заместителя прокурора <адрес> о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от <....> (л.д. 119).

<....> для достижения целей и задач проведения внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Газпром трансгаз Югорск» в период с <....> по <....> в соответствии с пунктом 11 распоряжения от <....> произведен осмотр территории лесного фонда в выделе 24 квартала 381 Казымского урочища Казымского участкового лесничества Белоярского территориального отдела – лесничества, <адрес> (место фактического осуществления деятельности юридического лица ООО «Газпром трансгаз Югорск» (л.д. ).

При проведении с <....> выездной проверки зафиксировано: на лесном участке в выделе 24 квартала 381 Казымского урочища Казымского участкового лесничества Белоярского территориального отдела – лесничества в охранной зоне магистрального газопровода «Уренгой – Центр 1» на участке 537-563,5 км произведена сплошная рубка на 3 участках газопровода, рубка на всех участках окончена. Рубка проведена без предоставления лесного участка в соответствии с п. 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержденных Приказом Рослесхоза от <....>, информация о проведении рубки установленная п. 10 Правил в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, не позднее 15 дней до завершения рубки не направлена (информация предоставлена Белоярским ТО – лесничеством, письмо от <....> вх. от <....>). На месте лесных участков, которые были подвергнуты рубке, отмечено, что окончен ремонт трубопровода. трубопровод был зарыт грунтом вперемешку с порубочными остатками, ремонтные работы на магистральном газопроводе завершены.

На лесном участке в выделе 24 квартала 381 Казымского урочища Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества в охранной зоне газопровода «Уренгой-Центр 1» обнаружены три (3) участка с произведенной рубкой (с нарушениями):

1 участок (N63°54&apos;48,2" E068°15&apos;33,1") стена леса захламлена порубочными остатками, порубочные остатки сдвинуты к краю леса (стене леса) и в стену леса (расстояние до стены леса 0 м). Ведутся работы по уборке порубочных остатков, и погрузка порубочных остатков в грузовой автомобиль, работы производит Верхнеказымское ЛПУ МГ «ООО «Газпром Трансгаз Югорск» (Участок работ «г-д УР.-Центр 1 ПК 5439+56 тр.»);

2 участок (N63°54&apos;48,1" E068°15&apos;37,7") стена леса и лесосека захламлена порубочными остатками, порубочные остатки сдвинуты к раю леса (стене леса) и в стену леса (расстояние до стены леса 0 м.). (участок работ «г-д Ур.-ФИО1 ПК 5439+09 тр.»);

3 участок (N63°54&apos;48,9" E068°15&apos;47,4".) стена леса захламлена порубочными остатками, работы не ведутся, на участке зафиксирован экскаватор ООО «Газпром Трансгаз Югорск» (Участок работ «г-д УР.-Центр 1 ПК 5437+68 тр.») (л.д. 139-144).

Таким образом, нарушения обнаруженные <....>, зафиксированные в Акте по итогам проведения патрулирования в лесах от <....> на дату проведения внеплановой выездной проверки с <....> по <....> не были устранены, что послужило поводом для выдачи предписания об устранении допущенного нарушения (Предписание от <....>) (л.д. 167-168).

Должностное лицо Природнадзора Югры пришло к выводу, что ООО «Газпром Трансгаз Югорск» не исполнены меры соблюдению правил санитарной безопасности, а также Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в лесах при эксплуатации линейного объекта, расположенного на участке в выделе 24 квартала 381 Казымского урочища Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества в охранной зоне газопровода «Уренгой-Центр 1», чем нарушены требования п.п. 14, 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <....>, п.п. 15, 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от <....>, тем самым Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 173-186).

Частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Из содержания протокола об административном правонарушении года, следует, что место совершения административного правонарушения указано 3 участка в выделе 24 квартала 381 Казымского урочища Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества в охранной зоне газопровода «Уренгой-Центр 1» с географическими координатами: . - N63°54&apos;48,2" Е68°15&apos;33,1"; . - N63°54&apos;48,1" Е068°15&apos;37,7"; . - N63°54&apos;48,9" Е068°15&apos;47,4" (л.д. ).

Постановлением начальника отдела в Службе Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО2 от <....> Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Верхнеказымское ЛПУ МГ) признано виновным и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. ).

Согласно материалам дела, магистральный газопровод «Уренгой-Центр 1» является собственностью ОАО «Газпром» (в настоящее время – ПАО «Газпром») на основании свидетельства о государственной регистрации права, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <....> сделана запись регистрации (л.д. ).

В связи с выявлением опасных дефектов труб, препятствующих нормальной эксплуатации магистрального газопровода, на основании результатов внутритрубной диагностики (ВТД), Верхнеказымским ЛПУ МГ было получено разрешение от <....> на проведение комплекса ремонтных работ, связанных с отключением и стравливанием участка газопровода «Уренгой-Центр 1» 537,0-566,6 км., общей продолжительностью комплекса работ с <....> по <....>

Работа проводилась в охранной зоне трубопроводов с привлечением работников Верхнеказымского ЛПУ МГ, Белоярского УАВР, Белоярского УТТ и СТ ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Согласно письму заместителя начальника отдела – помощника лесничего Белоярского территориального отдела – лесничества Е.Т. от <....> магистральный газопровод «ФИО3» расположен в выделе 31 в квартале 381 Казымского лесничества Казымского урочища (л.д. ).

Между тем, из содержания письма начальника отдела – лесничего Белоярского территориального отдела лесничества К.В. от <....>, распорядителя земель лесного фонда - Белоярского отделения лесничества, следует, что выдел 24 в квартале 381 Казымского лесничества Казымского урочища лишь примыкает к магистральным газопроводам: Уренгой-Ужгород, Уренгой-Центр 1, Уренгой-Центр 2, Ямбург-Елец 1, Ямбург-Елец 2, Ямбург-Поволжье, СРТО-Урал (л.д. ).

Согласно карте-схеме границ квартала 381 приложение к выписке от 07.11.2018г. трубопроводы на лесных картах выделены белым цветом и по целевому назначению отнесены к эксплуатационным лесам, при этом сам магистральный газопровод «Уренгой-Центр 1» заложен и проходит между газопроводами «Уренгой-Ужгород» и «Уренгой-Центр 2» и находится в одном коридоре линейных объектов со своей охранной зоной, что подтверждается схемой размещения линейных объектов единой системы газоснабжения Российской Федерации (л.д. ).

Также, согласно выписке из государственного лесного реестра от <....>, газопровод с тремя спорными участками проходит в выделе и относится к землям линейного протяжения (л.д. ).

Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о том, что места проведения Обществом работ с географическими координатами: . - N63°54&apos;48,2" Е68°15&apos;33,1"; . - N63°54&apos;48,1" Е068°15&apos;37,7"; . - N63°54&apos;48,9" Е068°15&apos;47,4" в охранной зоне газопровода «Уренгой-Центр 1», находятся в выделе 31 квартала 381 Казымского участкового лесничества Белоярского лесничества.

Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о том, что неправильное указание в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания места совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, не может являться очевидной технической ошибкой (опиской), не влияющей на законность постановления и исправлению в порядке, предусмотренном ст. 29.12.1 КоАП РФ, не подлежит.

Таким образом, при вынесении протокола об административном правонарушении года, а также обжалуемого постановления, начальником отдела в Службе Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО2 допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не могут быть устранены в случае возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в орган, вынесший обжалуемое постановление о назначении административного наказания.

Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ влекут отмену постановления начальника отдела в Службе Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО2 от <....>, которым Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Верхнеказымское ЛПУ МГ) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административно наказания от <....>.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление о назначении административного наказания по делу от <....>, вынесенное начальником отдела в Службе Белоярского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры А.Л.., которым Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Верхнеказымское ЛПУ МГ) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (Верхнеказымское ЛПУ МГ) - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 дней со дня получения копии решения путем подачи жалобы через Белоярский городской суд.

Федеральный судья И.В. Лавров