Дело № 12-120/18
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Рубцовск 27 апреля 2018 года
Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Гусынина О.Г., при секретаре Коноваленко Ю.В., рассмотрев жалобу защитника Товарищества с ограниченной ответственностью «Лазарев и К» на постановление от 30.01.2018 государственного инспектора Рубцовского отдела КМАП, AT и АДН Южно-сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении в отношении Товарищества с ограниченной ответственностью «Лазарев и К» по ч.2 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 30.01.2018 государственного инспектора Рубцовского отдела КМАП, АТ и АДН Южно-сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Товарищество с ограниченной ответственностью «Лазарев и К» (далее ТОО «Лазарев и К») привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ТОО «Лазарев и К» обжаловал его в Рубцовский городской суд, просил постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку не доказано совершение ТОО «Лазарев и К» вменяемого административного правонарушения. Кроме того, общество является субъектом малого предпринимательства, а указанное правонарушение является малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем административный орган был вправе применить более мягкое наказание в виде предупреждения в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ. Также происл воостановить срок на обжалование в связи с получением ТОО «Лазарев и К» копии постановления 02.03.2018.
В судебном заседании защитник ТОО «Лазарев и К» поддержал в полном объеме доводы жалобы, а также пояснил, что имевшийся перегруз был незначительным и не повлек наступления существенного вреда либо угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Кроме того, в протоколе от 26.01.2018 об административном правонарушении по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, составленного в отношении ТОО «Лазарев и К», должностное лицо ссылается на данные, зафиксированные в протоколе от 21.12.2017 об административном правонарушении, составленном в отношении водителя А., однако в данных протоколах имеются существенные противоречия. Так, в протоколе от 26.01.2018 об административном правонарушении по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, составленного в отношении ТОО «Лазарев и К», указано иное время совершения правонарушения - 17 час.10 мин., указано иное место совершения правонарушения - автомобильная дорога Змеиногорск - Рубцовск - Михайловское - Кулунда - Бурла - гр.НСО км 43+900 м., иное наименование ТС , тогда как в протоколе от *** об административном правонарушении, составленном в отношении водителя А. указано время совершения - 17 час.02 мин., место совершения правонарушения - автомобильная дорога Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - гр.НСО км 101+350 м., наименование ТС . имеются также противоречия в массе груза. Таким образом, не установлены время, место совершения правонарушения, ТС, которое использовалось для перевозки. Не указаны в акте взвешивания сведения о температуре и погодных условиях, что влияло на соблюдение процедуры взвешивания, поскольку А. утверждал, что был сильный мороз и весы замерзли. Таким образом, отсутствуют доказательства виновности ТОО «Лазарев и К» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Законный представитель ТОО «Лазарев и К» надлежащим образом извещен о дне и времени слушания, в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об отложении дела.
Представитель УГАДН в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении дела слушанием, ранее в судебном заседании, считая вынесенное постановление законным и основанным, просил оставить его без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Выслушав участников, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, нахожу постановление не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В административном материале не содержится каких-либо сведений, подтверждающих дату получения (вручения) ТОО «Лазарев и К» постановления по делу об административном правонарушении от 30.01.2018, имеется лишь список о направлении копии указанного постановления от 30.01.2018 заказным письмом. Защитником представлен почтовый конверт, на котором имеется отметка почтового штемпеля о поступлении в отделение почты с.Новая Шульба Республики Казахстан 02.03.2018 почтового отправления из Рубцовского отдела КМАП, AT и АДН Южно-сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адресованного ТОО «Лазарев и К». Иных данных, опровергающих доводы заявителя в этой части, суду не представлено. Жалоба поступила в Рубцовский городской суд 12.03.2018. Таким образом, срок обжалования, предусмотренный ст.30.3 КоАП РФ, ТОО «Лазарев и К» соблюден.
В соответствии с частями 1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательства в силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваются судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ подлежит установлению лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность, а также его виновность и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наступление административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
В силу п.23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами. Согласно п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила). В соответствии с п.5 Правил под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2. В Приложении № 2 к Правилам определены предельно допустимые параметры осевой нагрузки транспортных средств, превышение которых позволяет отнести транспортное средство к тяжеловесным.
В соответствии с ч.3 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, допускается при наличии специальных разрешений в случаях: движения крупногабаритных транспортных средств; движения тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на 2 процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства.
Специальные разрешения на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на 2 процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, выдаются в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
«Соглашением о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 314 от 08.04.2000, максимальные размеры и массы транспортных средств и осевые массы, предусмотренные настоящим Соглашением (Приложения 1, 2, 3), установлены для автомобильных дорог государств - участников настоящего Соглашения, по которым осуществляются межгосударственные и транзитные перевозки. Транспортные средства, у которых максимальная масса и / или осевая масса превышает значения, указанные в Приложениях 2 и 3, считаются тяжеловесными (статья 2). Негабаритные и тяжеловесные транспортные средства пропускаются на территории Сторон только при наличии специального разрешения, выдаваемого компетентными органами Сторон, и могут передвигаться только по определенному маршруту и на условиях, указанных в этом специальном разрешении (статья 6).
В соответствии с положениями статей 11, 12 Соглашения любая из Сторон вправе через уполномоченные ею органы осуществлять контроль за размерами и массами транспортных средств, независимо от места их регистрации, и применять к нарушителям меры, предусмотренные национальным законодательством. При осуществлении перевозок Стороны должны стремиться, чтобы масса и габариты транспортных средств не превышали пределов, установленных настоящим Соглашением.
Допустимые осевые нагрузки установлены Приложением № 3, являющимся неотъемлемой частью вышеуказанного Соглашения.
Из материалов дела следует, что 21.12.2017 в 17 час.02 мин. на автомобильной дороге Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - гр. НСО км 101+350 м. ТОО «Лазарев и К» допустило движение тяжеловесного транспортного средства Камаз с прицепом принадлежащего ТОО «Лазарев и К» под управлением водителя А., осуществляющего международную перевозку груза - пшеница, согласно путевого листа от *** по маршруту ..., с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения. При взвешивании транспортного средства в статическом режиме нагрузка на вторую ось транспортного средства, с учетом погрешности весов, составила 9,05 тн, что на 13,13 % превышает допустимую осевую нагрузку (8 тн.), на третью ось транспортного средства, с учетом погрешности весов, составила 9,12 тн., что на 14,0 % превышает допустимую осевую нагрузку (8 тн.), чем ТОО «Лазарев и К» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ. Расстояние между осями составило: 1-2 ось 3200 мм., 2-3 ось 1340 мм., 3-4 ось 4400 мм., 4-5 ось 3800 мм. Взвешивание проводилось на автомобильных весах ВА-20П заводской номер 42315, свидетельство о поверке № 9-22313, действительно до 28.09.2018, межосевое расстояние измерялось рулеткой измерительной металлической TR20/5, заводской номер TR2002, свидетельство о поверке № 159714 действительно до 15.11.2018.
Согласно свидетельств о регистрации транспортных средств, владельцем Камаз с прицепом является ТОО «Лазарев и К», осуществляющий международную перевозку груза, что подтверждается копией путевого листа грузового автомобиля от 11-23 декабря 2017 года под управлением водителя А., товарно-транспортной накладной б/н от 21.12.2017 о перевозке груза - пшеницы ТОО «Лазарев и К», и не оспаривалось защитником общества.
Приведенные обстоятельства подтверждаются и иными собранными по делу доказательствами: актом от 21.12.2017 в 17 час.02 мин., согласно которого установлен перегруз на 2, 3 оси транспортного средства, место проведения контроля - автодорога Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - гр.НСО км 101+350 на ППВК 4; копиями свидетельства о поверке весов автомобильных электронных портативных ВА-20П заводской номер 42315 и рулетки металлической TR 20/50, поверенных в установленном порядке; объяснением А., подтвердившего, что перевозчиком груза является ТОО «Лазарев и К», маршрут движения ...; протоколом об административном правонарушении от 21.12.2017 в отношении А., в котором последний указал, что с нарушением согласен; постановлением от 21.12.2017, которым А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ. Доказательства оценены судьей на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ТОО "Лазарев и К", как юридическое лицо, эксплуатирующее транспортное средство, обязано контролировать действия своих сотрудников и соблюдение ими законодательства о безопасности дорожного движения.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у Общества отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Также не содержат материалы дела и убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм.
Объективных данных, свидетельствующих о нарушении порядка осуществления весового контроля транспортных средств, несоответствии весового оборудования и площадки пункта весового контроля предъявляемым к ним требованиям, в материалах дела не имеется и в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено. Водитель А. с результатами взвешивания был согласен, никаких замечаний по процедуре взвешивания не высказал, не принес своих возражений и при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и последующем рассмотрении дела.
Взвешивание транспортного средства производилось весами ВА-20П, заводской номер 42315, прошедшими поверку и являющимися сертифицированным средством измерения, в соответствии с Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядком организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утв. Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, на специально оборудованной площадке передвижного пункта весового контроля, которая соответствует эксплуатационным требованиям, что подтверждается Техническим паспортом площадки, уполномоченным должностным лицом, с составлением соответствующего акта по его результатам. В этой связи оснований усомниться в достоверности результатов взвешивания транспортного средства у суда не имеется. Поэтому судья критически расценивает доводы жалобы о замерзании весов из-за низкой температуры, и вследствие этого некорректности измерений. Вопреки доводам защиты, водитель А. указывал о замерзании весов при погрузке, а не при проведении контрольного взвешивания на пункте весового контроля.
Доводы защитника о том, что не установлены место, время и обстоятельства совершения административного правонарушения, вменяемого ТОО «Лазарев и К» ввиду имеющихся разногласий в протоколах об административном правонарушении, составленных в отношении водителя А. и непосредственно ТОО «Лазарев и К», суд расценивает критически, поскольку они опровергаются всей совокупностью исследованных доказательств, признанных судом допустимыми, и установленными обстоятельствами.
Согласно ч.1 ст.23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.
Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора. Таковым является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 указанного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта данный орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы. Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).
Согласно подпункту 5.5.2 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой и габаритный контроль транспортных средств.
Южно-сибирское Межрегиональное управление автодорожного надзора является территориальным органом регионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Алтайского края, Республики Алтай и Кемеровской области.
Согласно подпунктам "в", "ж" пункта 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре федеральный государственный транспортный надзор включает в себя государственный надзор в области автомобильного транспорта, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения. Пунктом 4 Положения установлено, что должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора, вправе: производить осмотр транспортных средств, их обследование, а также необходимые измерения и другие мероприятия по контролю; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
В силу пункта 8 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта требований, предусмотренных правилами перевозки грузов.
Полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, в том числе в области автомобильного транспорта (государственные транспортные инспекторы) определены Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".
В соответствии с пунктом 3 данного Положения государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве, в том числе правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами.
Согласно подпунктам "л", "о" пункта 4 названного Положения государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет мероприятия по весовому контролю; составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
В силу пункта 8 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
- при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта требований, предусмотренных правилами перевозки грузов;
- при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения требований к весовым и габаритным параметрам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам федерального значения, а также габаритных параметров автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, в том числе в области автомобильного транспорта (государственные транспортные инспекторы) определены Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".
В соответствии с пунктом 3 данного Положения государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве, в том числе:
- правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
- требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения.
Согласно подпунктам "л", "о" пункта 4 названного Положения государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет мероприятия по весовому контролю; составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
В соответствии с пунктом 5 «Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"
утвержденного Приказом Ространснадзора от 27.06.2017 N ВБ-539 фс, управление осуществляет контрольные (надзорные) функции в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, а также иные функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов 6.1, 6.4.4, 6.4.10 названного Положения указанный территориальный орган осуществляет в установленном порядке, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров; весовой и габаритный контроль транспортных средств; контроль порядка осуществления международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через Государственную границу РФ). В силу подпункта 6.4.13 Управление осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм Южно-сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора наделено полномочиями по осуществлению весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих международные грузовые перевозки, а также составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
При этом весовой контроль осуществляется уполномоченным на то органом в установленном порядке. Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125 (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком полномочиями по проведению весового контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).
В силу пункта 2.2. Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Ространснадзор осуществляет весовой и габаритный контроль в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке по территории Российской Федерации. В пунктах 2.2.1.1, 2.2.1.1.1, 2.2.1.1.2, 2.2.1.1.3, 2.2.1.1.4 Порядка определено, что Ространснадзором в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и (или) габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется в частности:
- остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения";
- взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;
- составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства;
- сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;
При этом в соответствии с пунктом 2.1.1.1.6 Порядка в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, Ространснадзором применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Постановлением Правительства Алтайского края от 23.01.2018 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, к которым относится автомобильная дорога К-03 . Материалами дела, исследованными выше, подтверждено участие ТОО «Лазарев и К» в международной автомобильной перевозке.
Таким образом, должностное лицо Рубцовского отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального УГАДН правомочно составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ТОО «Лазарев и К» и вынесло обжалуемое постановление от 30.01.2018.
Действия ТОО «Лазарев и К» верно квалифицированы должностным лицом по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в минимальном размере, в пределах санкции ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ и чрезмерно суровым не является.
Вопреки доводам защиты, оснований для изменения назначенного наказания в соответствии с положениями ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ в связи с тем, что ТОО "Лазарев и К" является субъектом малого предпринимательства, не имеется.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определяет Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан определяет ст.24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, в которой установлены категории субъектов предпринимательства в зависимости от среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства. Статьей 25 указанного Кодекса предусмотрен реестр субъектов предпринимательства, ведение которого осуществляется уполномоченным органом по предпринимательству. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.12.2015 утверждены Правила ведения и использования реестра субъектов предпринимательства. Однако доказательств того, что ТОО "Лазарев и К" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, и включено в соответствующий реестр в деле не имеется и Обществом не представлено.
Кроме того, с учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, из оспариваемого постановления административного органа не следует, что в рассматриваемом случае Обществом соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, допущенное юридическим лицом правонарушение посягает на безопасность дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Следует также учесть, что в процессе перевозки транспортными средствами тяжеловесных грузов с превышением предельной осевой нагрузки транспортных средств причиняется вред автомобильным дорогам, оказывается разрушающее воздействие на дорожную одежду и сохранность дорожного полотна, что вызывает преждевременный износ автомобильных дорог, а также сокращение межремонтного срока службы дорожных одежд и покрытий.
В связи с изложенным, одно лишь указание в жалобе на то, что Общество отвечает критериям субъекта малого предпринимательства, безусловным основанием для применения ст.4.1.1 КоАП РФ и изменения постановления не является.
Исходя из характера совершенного правонарушения, объектом которого служит безопасность дорожного движения, назначенное должностным лицом наказание является обоснованным и справедливым. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности по делу не установлено. Оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ не имеется. С учетом вышеизложенного, судьей не усматривается и оснований для признания деяния малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением процессуальных требований, лицо, привлекаемое к административной ответственности надлежащим образом уведомлялось о месте, времени составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, что подтверждается извещением от 26.12.2017, направленным по юридическому адресу Общества, уведомлением о получении почтового отправления, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление по делу об административном правонарушении как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление от 30.01.2018 государственного инспектора Рубцовского отдела КМАП, AT и АДН Южно-сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении в отношении Товарищества с ограниченной ответственностью «Лазарев и К» по ч.2 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента получения или вручения копии решения.
Судья О.Г.Гусынина