ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1214/2022 от 31.05.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

копия

УИД 16RS0046-01-2021-006399-66

дело № 12-1214/2022

РЕШЕНИЕ

31 мая 2022 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Идрисовой М.А.,

при секретаре судебного заедания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» ФИО2 ФИО8 на постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 02-02-14/112 от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Вахитовский районный суд города Казани с жалобой на постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 02-02-14/112 от 04 марта 2021 года о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

В своей жалобе ФИО2 указывает, что МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не является лицом, осуществляющим строительство (застройщиком, подрядной организацией) объекта – «198 квартирный жилой дом с нежилыми помещениями по ... в городе Казани с наружными инженерными сетями». МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» оказывала лишь лабораторное сопровождение указанного объекта, подготовку и выдачу результатов лабораторных испытаний.

ФИО2 указал, что МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» не является поднадзорным Инспекции органом, Дирекция была привлечена к ответственности до истечения срока устранения замечаний, поскольку Дирекция не является лицом, которой предоставляются государственные услуги по аккредитации, она, в соответствии с пунктом 8.1 Политики перехода испытательных и калибровочных лабораторий на ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, своевременно, то есть до 01 апреля 2021 года, прошла процедуру подтверждения аккредитации в соответствии с СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004.

В жалобе также выражается несогласие с квалификацией должностным лицом действий директора МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ», поскольку причинно-следственной связи между отсутствием аккредитацией у лаборатории и наступлением последствий, указанных в части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

ФИО2 просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель ФИО2 – ФИО3 явился, требования поддержал. В случае если суд усмотрит в действиях заявителя состав административного правонарушения, просил заменить административный штраф на предупреждение.

Представитель Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав явившихся в суд участников процесса, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судья приходит к следующему.

В силу пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В силу части 1 ст. 9.4 КоАП РФ, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно ч. 10 ст. 15 Закона, проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно п. 4.10 "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004",при реализации строительных проектов с учетом принципов и положений проектного управления следует руководствоваться действующими нормативными документами в данной области (в том числе ГОСТ Р 56714.1, ГОСТ Р 56714.2, ГОСТ Р 54870, ГОСТ Р 54871, ГОСТ Р 56715.1, ГОСТ Р 56715.2, ГОСТ Р 56715.3, ГОСТ Р 56715.4, ГОСТ Р 56716, ГОСТ Р ИСО 21500, ГОСТ Р ИСО 21504, ГОСТ Р МЭК 61160, ГОСТ Р 54869, ГОСТ Р 56715.5).

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Материалами дела установлено, что в период с 21 по 22 января 2021 года с 08 часов 30 минут по 11 часов 30 минут на основании распоряжения о проведении выездной проверки от 14 января 2021 года № 12-09/0016 в рамках осуществления государственного строительного надзора Инспекцией проведена проверка лиц, осуществляющих деятельность, связанной со строительством объекта: «198 квартирный жилой ... нежилыми помещениями по ... с наружными инженерными сетями».

Инспекцией выявлено, что должностным лицом - директором МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» ФИО2 допущено нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства, а именно допущено нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Согласно проектной документации 2018-024-ПОС.ПЗ, листы 33, 34, на объекте предусмотрено осуществление лабораторного контроля. Согласно договора от 20 августа 2019 года № 6-2542, заключенного между МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» (исполнитель) и ООО ПСК «АК БАРС Строй» (заказчик), исполнитель оказывают услуги лабораторного сопровождения строительного объекта «198 квартирный жилой ... нежилыми помещениями по ... с наружными инженерными сетями», подготавливает и выдают результаты лабораторных испытаний. Согласно пункту 1.6 договора проведение лабораторных работ и оценка оказанных услуг должна осуществляется в соответствии с условиями данного договора, требованиями ГОСТ, СП и другими нормативно-правовыми актами.

Однако, МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» осуществляется лабораторное сопровождение строительного объекта, лабораторные испытания строительных материалов и строительных конструкций, подготовка и выдача протоколов испытаний, подготовка и выдача заключений по результатам лабораторных испытаний строительных материалов и конструкций для предоставления в Инспекцию без соответствующей аккредитации.

Постановлением первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан директор МУП«Дирекция муниципальных жилищных программ» ФИО2 04 марта 2021 года привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Судья считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вина ФИО2 подтверждается материалами дела об административном правонарушении, достоверность которых не вызывает сомнений.

Доводы, указанные в жалобе, не могут являться основанием для отмены постановления об административном правонарушении, так как опровергаются материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, основании не доверять которым у судьи не имеется.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Согласно договору от 20 августа 2019 года № 6-2542, ООО ПСК «Ак Барс Строй» передал часть своих функций, в частности по ведению лабораторного контроля МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ», которая в силу вышеназванных нормативных правовых актов должна иметь статус аккредитованной организации.

Таким образом, должностное лицо пришло к правильному выводу, что МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» приобрела статус лица, осуществляющего строительство объекта, и также несёт ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах принятых на себя функций подрядчика.

Лабораторный контроль входит в состав строительного контроля, из чего следует, что деятельность МУП«Дирекция муниципальных жилищных программ», в рассматриваемом случае, входит в предмет государственного строительного надзора Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан.

Привлечение Дирекции к административной ответственности до истечения срока устранения замечаний, не исключает совершение должностным лицом Дирекции вменяемого правонарушения.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» под аккредитацией в национальной системе аккредитации понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

В силу пункта 5.1 Политики перехода по государственным услугам по аккредитации в национальной системе аккредитации, зарегистрированным начиная с 24 сентября 2019 года (дата обязательного применения стандарта по аккредитации), оценка соответствия проводится только в соответствии с требованиями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Согласно пункту 6.2 Политики перехода аккредитованные лица, прошедшие до 24 сентября 2019 года процедуру подтверждения компетентности на соответствие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, проходят очередную процедуру подтверждения компетентности в сроки, установленные частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Таким образом, аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки: 1) в течение первого года со дня аккредитации; 2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности; 3) каждые пять лет со дня аккредитации.

Учитывая вышеизложенное, с 24 сентября 2019 года испытательные лаборатории обязаны пройти аккредитацию, и в случае прохождения аккредитации до этой даты, полученные аттестаты аккредитации в соответствии с ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, действительны до ноября 2020года.

После 24 сентября 2019 года испытательные лаборатории могут быть аккредитованы только в соответствии с новым ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Между тем, как следует из материалов дела, МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» договор на оказание лабораторных услуг на объекте заключен 20 августа 2019 года на срок до 31 декабря 2020года.

В соответствии с вышеназванными нормами с 24 сентября 2019 года Дирекция в обязательном порядке должна была пройти аккредитацию в соответствии с новым ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

При этом, трехлетний период перехода испытательных и калибровочных лабораторий на деятельность по новому ГОСТ не может быть применен к Дирекции, поскольку касается только участников национальной системы аккредитации, то есть тех лабораторий, которые были аккредитованы до сентября 2019 года, тогда как Дирекция до дня получения аттестата признания компетентности лаборатории № ГОСТ.RU.22125, то есть до 19 февраля 2021 года, не относилась к категории лиц - участников национальной системы аккредитации.

Деятельность по ведению лабораторного контроля, как части строительного контроля, отнесена к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом компетентность лабораторий, непосредственно осуществляющих лабораторный контроль путём выполнения работ по исследованию (испытанию), измерению и калибровке, может быть подтверждена исключительно путем получения соответствующей аккредитации.

Принятие заказчиком ООО ПСК «АК БАРС Строй» результатов лабораторного сопровождения строительного объекта «198 квартирный жилой дом с нежилыми помещениями по ул. Оренбургский тракт № 4 в городе Казани с наружными инженерными сетями», выразившихся, в данном случае, в составлении протоколов испытаний бетона по контрольным образцам № 541Л-20 от 13 ноября 2020 года, натурных испытаний несущей способности анкеров № 5457Л-20 от 17 ноября 2020года, напрямую затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности вышеуказанного объекта капитального строительства и (или) его частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, что образует в действиях МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, назначен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.4 КоАП РФ. Оснований для замены наказания на предупреждение не имеется.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 02-02-14/112 от 04 марта 2021 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, жалоба заявителя подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление первого заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № 02-02-14/112 от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» ФИО2 ФИО9, оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через данный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья /подпись/ М.А.Идрисова

Копия верна

Судья М.А.Идрисова

Решение27.06.2022