ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1222/20 от 08.10.2020 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело №12-1222/2020

Р Е Ш Е Н И Е

08 октября 2020 года Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Корчева А.С., с участием защитника ОАО «<данные изъяты>» ФИО1, рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника ОАО «<данные изъяты>» ФИО2 на постановление № 199 начальника отдела охраны и защиты лесов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, старшего государственного лесного инспектора Новгородской области ФИО3 от 19 августа 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении

Открытого акционерного общества «<данные изъяты>», ОГРН , адрес нахождения юридического лица: <адрес>, <адрес>, <адрес>,

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,

у с т а н о в и л:

20 июля 2020 года инженером охраны и защиты леса ГОКУ «<данные изъяты>», государственным лесным инспектором Новгородской области ФИО4 в отношении ОАО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, - нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В поданной в порядке пересмотра жалобе защитник ОАО «<данные изъяты>» ФИО2, не соглашаясь с постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивировав тем, что протокол об административном правонарушении и рассмотрено данное дело неуполномоченными должностными лицами, так как данные лица исполняют функции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, тогда как полоса отвода земельного участка железнодорожных путей относится к федеральной собственности и порядок ее использования относится к компетенции федеральных органов, например МЧС.

Истребованные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 22 сентября 2020 года.

Изучив материалы дела, судья приходит к выводу о том, что срок обжалования постановления не пропущен.

В судебное заседание законный представитель ОАО «<данные изъяты>», представитель ГОКУ «<данные изъяты>» не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, причину неявки не сообщили, в связи с чем, судья счел возможным рассмотреть дело без их участия.

Защитник в судебном заседании доводы жалобы поддержал, так же дополнил, что полоса отвода земель под железнодорожные пути не относится в лесному фонду.

Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.

Часть 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности от 30 июня 2007 года № 417 полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Из представленных материалов дела следует, что 27 мая 2020 года в период с 08 часов 30 минут до 17 часов 30 минут государственными лесными инспекторами, участковыми лесничими <данные изъяты>» по маршруту 9/25, установлено, что на всей протяженности железной дороги по направлению <адрес> мероприятия по выкосу травы, вырубки древесно-кустарниковой растительности, уходу и устройству минерализованных полос не проведены. В полосе отвода железной дороги на границе квартала <адрес> выдел 11,17,24 Советского участкового лесничества имеются старогодние деревянные шпалы Новгородского лесничества на территории <адрес>, чем нарушен п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 417.

Данные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «<данные изъяты>» за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 июля 2020 года № 11; заданием на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № 138 от 12 мая 2020 года, картой участков Советского лесничества ГОКУ «<данные изъяты>», где примыкает железная дорога, и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка административным органом при рассмотрении дела, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия ОАО «<данные изъяты>» обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Юридическое лицо обязано выполнять противопожарные требования в части примыкания к их к лесному фонду, при этом должных мер и контрольных функций по выполнению норм действующего законодательства, не выполнило.

Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении и постановление вынесено ненадлежащими должностными лицами, основан на неверном толковании норм права.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству (ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ).

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.(ч. 3 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ)

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений определены в статье 81 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с положениями статьи 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе полномочия в области лесных отношений: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах (ст. 83 Лесного кодекса РФ).

В силу п. 8,9 ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять по ст. 8.32 КоАП РФ: должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

В соответствии с частью 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе, статьей 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

В силу ч. 1,2 ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе 8.32 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе: главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители; руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, их заместители; руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в лесах, при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), его заместители.

Согласно п. 1.1. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466 (далее Положение), Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим полномочия в области лесных отношений и лесопромышленного комплекса, охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира, не относящихся к охотничьим ресурсам, и среды их обитания, особо охраняемых природных территорий, использования и охраны водных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, государственной экологической экспертизы, недропользования, обращения с отходами, радиационной безопасности населения, обращения с радиоактивными отходами и использования атомной энергии, охраны атмосферного воздуха, обращения с животными.

Согласно п. 3 Положения, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение следующих установленных федеральным и областным законодательством полномочий:

- осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36, 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (п.п. 3.3.6);

- установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (п.п.3.3.7).

Приказом министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области от 01.10.2018 г. № 1334 утвержден перечень должностных лиц министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области и подведомственных ему государственных областных казенных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в лесах, находящихся на землях лесного фонда, расположенных на территории Новгородской области.

Согласно данному перечню, инженер по охране и защите лесов, являющийся государственным лесным инспектором, начальник отдела охраны и защиты лесов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, являющийся старшим государственным лесным инспектором, осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в лесах, находящихся на землях лесного фонда, расположенных на территории Новгородской области.

В соответствии с пунктом 7 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476, утвержден перечень должностных лиц министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области и подведомственных ему государственных областных казенных учреждений, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах, находящихся на землях лесного фонда, расположенных на территории Новгородской области, в котором отражены те же должностные лица, которые осуществляют лесной надзор.

В соответствии с Лесохозяйственным регламентом ГОКУ «<данные изъяты>» утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства Новгородской области от 27 декабря 2017 г. № 1064 обязанность по соблюдению пожарной безопасности возлагается на ГОКУ «Новгородское лесничество» (п. 2.17.1)

Таким образом, на основании изложенного, прихожу к выводу о том, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено и рассмотрено надлежащим должностным лицом, в рамках полномочий по лесному и пожарному надзору.

Поскольку полоса отвода железной дороги непосредственно примыкает к лесному фонду, то она должна быть отделена, и в данном случае применяются Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 года № 417, которые должны быть исполнены владельцем железнодорожной инфраструктурой.

Вид и размер административного наказания назначены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и определены с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и является справедливым, оснований для снижения или признания правонарушений малозначительным, не имеется.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в том числе указанных в жалобе не допущено, в связи с чем, оснований для отмены указанного постановления не имеется.

Оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление начальника отдела охраны и защиты лесов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, старшего государственного лесного инспектора Новгородской области ФИО3 от 19 августа 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «<данные изъяты>», предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО «<данные изъяты>» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.С. Корчева