ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-122/20 от 28.01.2021 Армянского городского суда (Республика Крым)

Дело №12-29/2021 (12-122/2020)

УИД: 91RS0005-01-2020-001082-03

Р Е Ш Е Н И Е

28 января 2021 года г. Армянск Республика Крым

Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., с участием государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь ФИО1, рассмотрев жалобу ФИО2, на постановление государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь №10-82-326-П от 10.12.2020г. по делу об административном правонарушении №12-29/2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь от 10.12.2020 года №10-82-326-П директор по промышленной безопасности Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

ФИО2, не согласившись с вынесенным постановлением, просил его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование незаконности постановления в жалобе указано, что проведение государственной экологической экспертизы при строительстве объекта, станция нейтрализации не требуется. Существует 2 альтернативных признака объекта НВОС: единое назначение и непрерывная физическая или технологическая связанность. Если объект будет неразрывно связан технологически с предприятием и будет иметь с ним единое назначение, то объект будет являться частью объекта 1 категории и, соответственно, проектная документация, предусматривающая строительство такого объекта, подлежит экспертизе согласно письму Росприроднадзора от 31.05.2019 № СР-04-05-32/14600). Станция нейтрализации, участок по производству дигидрата сульфата кальция, линия А, является опытно промышленной установкой состоящей из 2-х бочек и 3-х реакторов, расположенных на отдельно выделенном земельном участке за пределами промышленной площадки предприятия, и предназначена для отработки технологии по производству товарного гипса с последующим применением ее при проектировании и строительстве комплекса станции нейтрализации кислых стоков. Объект не оказывает влияние на функционирование предприятия, независимо от проведения опытно промышленных работ на участке или его простое, деятельность предприятия ведется в штатном режиме и не затруднена. В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» проектная документация на участок по производству дигидрата сульфата кальция, линия А, не содержит признаков критериев установленных разделом I. Критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории. Проектная документация на объект - опытно промышленный участок не подлежит обязательному прохождению государственной экологической экспертизы. Порядок строительства объектов капитального строительства регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Застройщику для получения разрешения на строительство необходимо предоставить соответствующие документы, в том числе: положительное заключение экспертизы проектной документации, оценка соответствия проектной документации, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды. В материалах, акте плановой проверки от 23.11.2020 №10-82-40-П, протоколе об административном правонарушении от 01.11.2020 №10-82-326-П в постановлении о назначении административного наказания № 10-82-326-П от 10.12.2020 г. не содержится сведений, указывающих на необходимость обязательного прохождения ГЭЭ проектной документации на строящийся объект. В настоящие время проектная документация на объект «Станция нейтрализации. Участок по производству дигидрата сульфата кальция, линия А» разработана в полном объеме и в установленном порядке подана для прохождения первичной негосударственной экспертизы (заявление № 1 от 26.10.2020 вх.№ 10/20-ННЭ-354 от 26.10.2020). В рамках прохождения экспертизы проектной документации будет дана объективная экспертная оценка полноты поданной на экспертизу проектной документации, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды, в том числе необходимость наличия заключения ГЭЭ.

Наличие/отсутствие состава правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.8.4 КоАП РФ, будет подтверждено результатами экспертного заключения на предоставленную для прохождения экспертизы проектную документацию. Административное дело подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов ФИО2 ссылается на положения ст. ст. 2.1, 26.1, 2.2. КоАП РФ, ст.57 Градостроительного Кодекса РФ.

ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания.

В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ административное дело рассмотрено в отсутствие стороны.

В судебном заседании Государственный инспектор отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1 полагал, что жалоба ФИО3 не подлежит удовлетворению. Постановление вынесено законно и обоснованно, отмене, изменению не подлежит.

Выслушав стороны, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, суд приходит к выводу, что жалоба ФИО3 подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

По результатам проверки составлен акт проверки N 10-82-40-П от 23.11.2020 г. Согласно акту проверки в ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что ООО «Титановые Инвестиции» реализуется проект станции нейтрализации кислых стоков (далее – СНКС) в соответствие с Дорожной картой, утверждённой Правительством Республики Крым в 2018 г., на площадке бывшего анилинокрасочного завода. За основу проекта принята технология, которая внедрена и применяется у таких производителей диоксида титана как: РRЕСНЕZА Чешская республика, Сinkaгпа Сеlgi Словения. Согласно технологии, в качестве сырья используется кислый сток, образующийся на стадии разложения титанового концентрата, и природный известняк, которые, вступая в реакцию нейтрализации, позволяют получать товарный гипс. В полном объёме внедрения проект СНКС представляет собой сложный производственный комплекс, включающий: 4 линии нейтрализации кислых растворов (А-О); линии нейтрализации хозяйственных стоков; здание производства товарного гипса; вспомогательные технологические линии и оборудование. Указанный производственный комплекс будет расположен на участке площадью 91,2 тыс.м2, с планируемой площадью застройки 17 тыс.м2, с объемом нейтрализации в сутки: кислых растворов 2633 тонн, хозяйственных стоков 54852 тонн, кислотонакопителя 121 тонн. С целью отработки технологических решений позволяющих получать, по аналогии с зарубежным опытом, товарный гипс из кислой части технологических потоков титанового производства предприятия и известняковых природных материалов, имеющихся в Республике Крым. Обществом принято решение по проектированию и монтажу опытно промышленного участка линии А установки СНКС, который представляет собой участок приготовления известняковой суспензии из 2-х бочек и 3-х реакторов, в котором из исходного сырья кислого раствора получается гипсовая пульпа пригодная для получения товарного гипса. Согласно полученным письменным пояснениям, в настоящее время Линия смонтирована и запущена в опытную эксплуатацию с 15 сентября 2020, разработана ПСД на линию на 98 %. Данный участок относится к III классу опасности. По состоянию на 06.11.2020 г. выполнены инженерные изыскания, разработана проектная документация на участок по производству дигидрата сульфата кальция, линия А. Материалы инженерных изысканий и проектная документация переданы на негосударственную экспертизу 26.10.2020 г. В ходе проведения проверки произведено обследование территории, расположенной в районе производства работ строительства станции нейтрализации кислых стоков, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 90:16:010201:11, расположенном по адресу: Республика Крым, на территории городского округа Армянск, за границами населенных пунктов, установлены реакторы объемом 50 м3, 80 м 3 с целью реализации первого этапа нейтрализации. В нарушение ст.11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ ООО «Титановые Инвестиции» производятся строительные работы по монтажу оборудования и пуско-наладочные работы (линии А) станции нейтрализации кислых стоков до получения положительного заключения государственной э Согласно ст. 11 Федерального закона « Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Приказом о назначении на должность от 30.06.2016 № 994лп ФИО2 назначен на должность директора по промышленной безопасности и охране труда Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции». В соответствии с должностной инструкции директора по промышленной безопасности и охране труда Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции», утвержденной директором филиала ООО «Титановые Инвестиции» 07.02.2018, директор по промышленной безопасности и охране труда в соответствии с п. 2.12, 2.13, 2.14, 2.18, должностной инструкции обязан: определять экологическую политику филиала, осуществление планов природоохранных мероприятий; осуществлять методологическое руководство, координацию и контроль природоохранной деятельности структурных подразделений филиала; организовывать систематический контроль и учет соблюдения установленных требований и нормативов по количеству и качеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, количеству отходов производства и потребления, состояния окружающей среды в санитарно-защитной зоне филиала; рассматривать и согласовывать проекты строительства новых, решения о реконструкции действующих производств филиала в части полноты и правильности принятых решений по защите окружающей среды от загрязнений, участвовать в проведении экологической экспертизы проектов и новых технологий; обеспечивать сортировку, передачу, складирование и захоронение отходов производства и потребления с соблюдением всех санитарно-гигиенических и экологических нормативов.

На основании материалов проверки должностным лицом отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю составлен протокол об административном правонарушении №10-82-326-П от 01.12.2020 г. в отношении директора по промышленной безопасности Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО2 по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь от 10.12.2020 г. № 10-82-326-П директор по промышленной безопасности Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами административного дела: актом и материалами плановой проверки от 23.11.2020 № 10-82-40-П, протоколом об административном правонарушении от 01.12.2020 № 10-82-326-П, которым дана надлежащая оценка.

Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к ответственности нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год.

Бездействие ФИО2 следует квалифицировать по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В остальной части оспариваемое постановление относительно состава административного правонарушения является законным, вынесенным должностным лицом административного органа с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы жалобы ФИО2 суд признает несостоятельными, которые не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу решения.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с должностной инструкцией, на директора по промышленной безопасности Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО2 возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований природоохранного законодательства, участие в проведении экологической экспертизе. О том, что ООО «Титановые Инвестиции» относится к 1 классу опасности сторонами не оспаривается. Отнесение линии А установки СНКС к иному классу опасности стороной не опровергнуто. Судом принимаются в этой части доводы должностного лица Росприоднадзора об отнесении данного объекта к 1 классу опасности, как составной части предприятия ООО «Титановые Инвестиции», проектная документация требует проведения государственной экологической экспертизы.

Согласно ст.4.1 КоАП РФ по административному делу при назначении административного наказания по делу физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено. Смягчающим обстоятельством в соответствии с ст. 4.3 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 ранее не привлекался к административной ответственности, отрицательных характеризующих данных по делу не имеется. С учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным снизить административное наказание, в виде административного штрафа, предусмотренное ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ до минимального, в размере 10 000 рублей.

Иных нарушений норм процессуального, материального права, являющихся основанием для отмены, изменения постановления не установлено.

Согласно ч.1 п.2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.1–30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора отдела Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополь от 10.12.2020 года №10-82-326-П в отношении директора по промышленной безопасности Армянского филиала ООО «Титановые Инвестиции» ФИО2 о привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей изменить, снизив административный штраф до 10000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с даты его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.9 КоАП РФ.

Судья подпись Т.Н. Феденева

Копия верна.

Судья Т.Н. Феденева