№12-123/13
Р Е Ш Е Н И Е
г. Боровичи Новгородской области 27 августа 2013 года
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Вихрова С.А., с участием заместителя Боровичского межрайонного прокурора Синьковой П.А.,
рассмотрев жалобу Кондратюка <данные изъяты>, <данные изъяты>,
на постановление мирового судьи судебного участка №3 Боровичского района Новгородской области от 08 июля 2013 года,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи участка №3 Боровичского района Новгородской области от 08 июля 2013 года Кондратюк И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Кондратюк И.С. обратился с жалобой на данное постановление, указав в обоснование, что объектом правонарушений по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ являются общественные отношения по организации и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного надзора (контроля) и по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. Объективная сторона административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, состоит в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, в нарушении сроков проведения проверки, в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, в проведении проверки без приказа руководителя органами государственного надзора (контроля), в непредставлении акта о проведенной проверки, в проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения проверок. В постановлении мировым судьей указано, что ему (Кондратюк И.С.) было достоверно известно о наличии договорных отношений отдела Боровичское лесничество Комитета лесного хозяйства с ИП ФИО2, о заключенных договорах купли-продажи лесных насаждений, и что им выявлены нарушения условий договора в части не уборки порубочных остатков к началу пожароопасного сезона. При этом суд сделал вывод, что наступление ответственности в соответствии с законодательством РФ за нарушение правил лесопользования предусмотрена самим договором, и процедура проведения таких мероприятий в отношении нарушителей, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, определена Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С выводом суда не согласен, так как контроль за использованием лесов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и объектом проверок органа контроля является исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем условий договора. На данные правоотношения действие Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяется, так как основанием прекращения права природопользования являются юридические факты, которые содержатся в лесном законодательстве. Указанная позиция отражена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2010 года № Д05-919 «По вопросу применения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме того, судом не рассмотрены и не нашли своего отражения в постановлении по делу об административном правонарушении те факты, что порядок осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлен ст.96 Лесного кодекса и изданным в соответствии с ней Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394. Статьей 96 Лесного кодекса РФ и Положением предусмотрена такая форма осуществления федерального государственного лесного надзора как осуществление патрулирования лесов в соответствии с утвержденными нормативами. Нормативы патрулирования лесов утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ года №. На основании вышеперечисленных норм лесного законодательства начальником отдела - лесничим Боровичского лесничества издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № «О проведении патрулирования лесных участков» в соответствии с которым им (Кондратюком И.С.) осуществлено патрулирование лесных участков в кварталах <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> участкового лесничества, в результате которого и было выявлено нарушение лесного законодательства ИП ФИО2 Кроме того, как ст. 96 ЛК РФ так и Положением, государственному лесному инспектору дано право по пресечению нарушения лесного законодательства при патрулировании лесных участков.
Полагает, доводы суда о том, что при патрулировании лесов им осуществлена проверка исполнения обязательных требований ИП ФИО2 при осуществлении им деятельности по заготовке древесины, являются необоснованными.
Заготовка древесины ИП ФИО2 на данном лесном участке была завершена в зимний период, деятельность на указанной делянке не велась, сам индивидуальный предприниматель или его представитель на лесном участке не присутствовали, лесозаготовительная техника также отсутствовала, а патрулирование проводилось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в весенний период, когда заготовка древесины и вывозка ее из леса не возможна, в связи с весенней распутицей и закрытием автомобильных дорог на просушку. Документы или иная информация у ФИО2 не запрашивалась.
Поскольку при рассмотрении данного дела судом не были в полном объеме исследованы все доказательства по делу, решение суда вынесено без учета норм Лесного кодекса РФ и Положения, полагает, что постановление мирового судьи судебного участка подлежит отмене.
В судебном заседании Кондратюк И.С., его защитник Ефимова Н.Н. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Заместитель Боровичского межрайонного прокурора Синькова П.А. с доводами жалобы не согласилась. Просила оставить жалобу без удовлетворения, а постановление мирового судьи без удовлетворения, поскольку патрулирование- способ осуществления государственного надзора и контроля. Внеплановая проверка исполнения требований лесного законодательства индивидуальным предпринимателем должна быть согласована с органом прокуратуры. Однако в нарушение требований Федерального закона № 294-фз этого сделано не было, хотя ИП Оковидов подпадает под действие указанного федерального закона. Фактически патрулирование участков лесного фонда представляло собой проверку исполнения требований лесного законодательства индивидуальным предпринимателем, о чем свидетельствует составление протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ и привлечение ИП ФИО2 к административной ответственности за указанные административные правонарушения.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 1 ст.19.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем Боровичского межрайонного прокурора Синьковой П.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.6.1 ч.1 КоАП РФ, в отношении Кондратюка <данные изъяты> –участкового лесничего <данные изъяты> участкового лесничества Боровичского отдела комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области.
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Боровичского судебного района Новгородской области от 08 июля 2013 года Кондратюк И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с последующими изменениями) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2010 N 66-ФЗ)
В соответствии со ст. 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; 2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; 4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; 5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах; 6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; 7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; 8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; 9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание; 10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях; 11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; 12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции; 13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; 14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах; 14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; 14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы; 15) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника отдела Боровичское лесничество Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ лесничему <данные изъяты> участкового лесничества поручено провести ДД.ММ.ГГГГ патрулирование участков лесного фонда в кварталах <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> участкового лесничества в целях соблюдения проверок лесного законодательства(л.д.14).
Согласно актам проверки соблюдения лесного законодательства по Боровичскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ Кондратюком И.С. проведена проверка соблюдения лесного законодательства по договорам купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> участковом лесничестве, заключенным с ИП ФИО2, в ходе которой установлены факты не проведения своевременной очистки мест рубок от порубочных остатков. По факту выявленных нарушений в отношении ИП ФИО2 Кондратюком И.С. составлены протоколы об административных правонарушениях № и 16 от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Оковидов ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности по ст. 8.25 ч.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил заготовки древесины, а не по ст. 8.25 ч.4 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора купли-продажи лесных насаждений ( л.д. 15-26, 29-54).
С учетом изложенного, вышеприведенных положений Федерального закона № 294-фз от 26 декабря 2008 года и Лесного кодекса РФ, действия должностного лица Кондратюка И.С. правильно квалифицированы мировым судьей по ст. 19.6. 1 КоАП РФ- несоблюдение должностным лицом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля(надзора), требований законодательства о государственном контроле(надзоре), выразившееся в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры.
Вина Кондратюка И.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом об обнаружении признаков нарушения федерального законодательства помощника Боровичского межрайонного прокурора Мишкиной Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением Кондратюка И.С. от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме работника Кондратюка И.С. на работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказом начальника отдела Боровичского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ о проведении патрулирования лесных участков Кондратюком И.С., актами проверки соблюдения лесного законодательства по Боровичскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, определениями о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, договором № купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ, договором № купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ
Факт отсутствия согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, подтверждается материалами дела, не оспаривается Кондратюком И.С. Доводы заявителя о том, что на рассматриваемые правоотношения действия Федерального закона №-фз от 26 декабря 2008 года не распространяются, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, противоречат вышеприведенным нормам права, а также положениям ст. 1 Федерального закона № 294-фз от 26 декабря 2008 года, содержащей перечень мероприятий, видов государственного надзора(контроля), при осуществлении которых не применяются положения настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах мировой судья правильно пришел к выводу о совершении Кондратюком И.С. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, получили правильную оценку в судебном постановлении. Оснований для переоценки установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела не имеется.
Санкция ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
При назначении наказания в соответствии со ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ мировой судья учёл характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, установив отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Наказание Кондратюку И.С. определено с учетом требований закона, обстоятельств дела, в минимальных пределах санкции статьи 19.6.1 ч.1 КоАП РФ, соответствует требованиям разумности и справедливости.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.
Постановление о привлечении Кондратюка И.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену или изменение постановления по настоящему делу об административном правонарушении, не усматривается
Таким образом, оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Боровичского района Новгородской области от 08 июля 2013 года о привлечении к административной ответственности Кондратюка <данные изъяты> по ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения - оставить без изменения, жалобу Кондратюка <данные изъяты> - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента провозглашения и обжалованию в порядке ст. 30.9 КоАП РФ не подлежит.
Судья С.А. Вихрова