ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1256/2021-7-42К от 07.02.2022 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Калмыкова Е.А. Дело №12-1256\2021–7-42К

УИД 53RS0022-01-2021-009802-98

Р Е Ш Е Н И Е

07 февраля 2022 года Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр.1, Виюк А.М.,

с участием представителя Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу Д.В.Ю. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 14 декабря 2021 года, которым оставлено без изменения постановление <...> заместителя управляющего Отделением по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации <...> от 20 сентября 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица – председателя правления кредитного потребительского кооператива «Д...» Д.В.Ю. о привлечении к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей,

у с т а н о в и л:

14 сентября 2021 года ведущим юрисконсультом юридического сектора Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации <...> в отношении председателя правления кредитного потребительского кооператива «Д...» (далее по тексту кооператив) Д.В.Ю. составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива.

Постановлением <...> заместителя управляющего Отделением по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации <...> от 20 сентября 2021 года должностное лицо - председатель правления кредитного потребительского кооператива «Д...» Д.В.Ю. привлечен к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Д.В.Ю. обратился в Новгородский районный суд Новгородской области с жалобой на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении.

Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 14 декабря 2021 года вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении от 20 сентября 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Новгородский областной суд (через Новгородский районный суд) Д.В.Ю. просит отменить решение судьи районного суда. В обоснование доводов указал, что кооперативом были исполнены все требования, содержащиеся в резолютивной части предписания. Имеющееся в материалах дела уведомление банка о неисполнении кооперативом предписания Банка России является ничтожным документом, поскольку указание на такое уведомление отсутствует в перечне нормативных актов, которыми Банк России реагирует на неисполнение поднадзорным лицом предписания Банка России, его форма в установленном законом порядке не утверждена. Кроме того, такое уведомление не содержит указания на срок, установленный кооперативу для устранения нарушений, в связи с чем вывод о неисполнении кооперативом предписания Банка России в установленный срок является необоснованным.

Д.В.Ю. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, с ходатайством об отложении не обращался.

Представитель Отделения по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации <...> в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая ее необоснованной, а решение судьи районного суда и постановление должностного лица административного органа – законными и обоснованными. В обоснование указала, что с контроля снято иное предписание, выданное в адрес кооператива. Заявляя ходатайство о переносе даты составления протокола об административном правонарушении, Д.В.Ю. не представил доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности явки для составления протокола об административном правонарушении. Рассматриваемое предписание в полном объеме кооперативом не исполнено, в связи с чем к административной ответственности было привлечено также юридическое лицо. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 02 декабря 2021 года постановление о привлечении кооператива к административной ответственности за неисполнение спорного предписания было признано законным.

В связи с чем, согласно части 2 статьи 25.1, статьям 25.15, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.

Срок обжалования решения судьи районного суда заявителем соблюден.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Часть 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в неисполнении в установленный срок предписания Банка России.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, количество членов Кооператива не превышает 3 000 лиц, размер активов не превышает определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения.

При рассмотрении Северо-Западным главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту - Главное управление акта инспекторской проверки кооператива <...> от 18 февраля 2021 года, проведенной инспекторской группой Ассоциации «С...» (далее по тексту - Ассоциация) в период времени с 12 по 17 февраля 2021 года, в деятельности кооператива установлены нарушения и недостатки.

А именно, в ходе проведенной проверки было установлено нарушение требований частей 3, 5 статьи 19, частей 2, 3 статьи 22, части 3 статьи 30, пунктов 6, 14 части 3 статьи 3, пунктов 1, 7, 8 части 4 статьи 6, части 3 статьи 26, частей 3, 10 статьи 23, части 2 статьи 24, части 1 статьи 12, статьи 28 Федерального закона №190-ФЗ от 18 июля 2009 года «О кредитной кооперации», а также части 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и Указания Банка России №3322-У от 14 июля 2014 года «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам», Указания Банка России №4083-У от 25 июля 2016 года «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России №3916-У от 28 декабря 2015 года «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».

В связи с выявленными нарушениями и недостатками на основании абзаца первого статьи 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту - Закон №86-ФЗ, Закон о Банке России), пунктов 7, 8.2 части 2 статьи 5, пункта 7 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту - Закон №190-ФЗ), Главным управлением в адрес кооператива было направлено предписание Банка России <...> от 29 июня 2021 года (далее - предписание).

Указанным предписанием кооперативу предписано в срок не позднее 09 июля 2021 года выполнить следующие действия:

1. Принять меры, направленные на устранение и недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, выявленных Ассоциацией в процессе проверки.

2. Представить через личный кабинет участника информационного обмена на сайте Банка России:

- подробный отчет/план о проведенных/запланированных Кооперативом мероприятиях, направленных на устранение и недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, выявленных Ассоциацией в процессе проверки, с указанием мер по каждому пункту устанавливающей части предписания и сроков их принятия;

- актуальный реестр членов (пайщиков) Кооператива по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание (в формате *xls или *xlsx);

- актуальный реестр договоров займа по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание по форме Приложения 1 к предписанию (в формате *xls или *xlsx);

- актуальный реестр договоров передачи личных сбережений по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание по форме Приложения 2 к предписанию (в формате *xls или *xlsx);

- актуальный реестр договоров по предоставленным денежным средствам по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание по форме Приложения 3 к предписанию (в формате *xls или *xlsx);

- актуальный реестр сделок, связанных с отчуждением (или возможностью отчуждения) находящегося в собственности Кооператива имущества, а также связанных с уменьшением балансовой стоимости имущества Кооператива по форме Приложения 4 к предписанию (в формате *xls или *xlsx);

- актуальный реестр лиц, являющихся связанными с Кооперативом (в том числе аффилированных лиц Кооператива; лиц, считающихся заинтересованными в сделках в соответствии со статьей 16 Закона №190-ФЗ; лиц, способных влиять на хозяйственные решения Кооператива в соответствии с законодательством, учредительными документами, соглашениями; лиц, на решения которых может влиять Кооператив в соответствии с законодательством, учредительными документами, соглашениями), с обязательным указанием причины включения лица в данный реестр (в формате *xls или *xlsx);

- оборотно-сальдовые ведомости (далее по тексту - ОСВ) по счетам бухгалтерского аналитического учета денежных средств, финансовых вложений, резервов под обесценение финансовых вложений, резервного фонда, паевого фонда, краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности с указанием реквизитов договоров и наименования контрагента (в формате *xls или *xlsx), а также иных счетов, на которых учитываются все вышеперечисленные сделки;

- выписку по расчетному счету Кооператива по форме банка по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание;

- карточки счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» за период с 01 января 2021 года до даты, предшествующей дате направления ответа на предписание (в формате *xls или *xlsx);

- выписку из учетной политики Кооператива, содержащей рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2021 год.

Не реже одного раза в месяц (в первую среду месяца, начиная с 04 августа 2021 года) представлять в Главное управление через личный кабинет участника информационного обмена на сайте Банка России информацию о выполнении введенного Ограничения с приложением актуального реестра членов (пайщиков) Кооператива по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание (в формате *xls или *xlsx); актуального реестра договоров займа по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание по форме Приложения 1 к предписанию (в формате *xls или *xlsx); актуального реестра договоров передачи личных сбережений по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание по форме Приложения 2 к предписанию (в формате *xls или *xlsx); актуального реестра договоров по предоставленным денежным средствам по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание по форме Приложения 3 к предписанию (в формате *xls или *xlsx); актуального реестра сделок, связанных с отчуждением (или возможностью отчуждения) находящегося в собственности Кооператива имущества, а также связанных с уменьшением балансовой стоимости имущества Кооператива по форме Приложения 4 к предписанию (в формате *xls или *xlsx); актуального реестра лиц, являющихся связанными с Кооперативом (в т.ч. аффилированных лиц Кооператива; лиц, считающихся заинтересованными в сделках в соответствии со статьей 16 Закона №190-ФЗ; лиц, способных влиять на хозяйственные решения Кооператива в соответствии с законодательством, учредительными документами, соглашениями; лиц, на решения которых может влиять Кооператив в соответствии с законодательством, учредительными документами, соглашениями), с обязательным указанием причины включения лица в данный реестр (в формате *xls или *xlsx); ОСВ по счетам бухгалтерского аналитического учета денежных средств, финансовых вложений, резервов под обесценение финансовых вложений, резервного фонда, паевого фонда, краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности с указанием реквизитов договоров и наименования контрагента (в формате *xls или *xlsx), а также иных счетов, на которых учитываются все вышеперечисленные сделки; выписки по расчетному счету Кооператива по форме банка по состоянию на дату, предшествующую дате направления ответа на предписание; карточек счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» за период с 01 января 2021 года до даты, предшествующей дате направления ответа на предписание (в формате *xls или *xlsx).

Также было введено ограничение деятельности кооператива по выдаче займов и осуществлению сделок с лицами, связанными с кооперативом (в том числе аффилированными), влекущих за собой отчуждение или возможность отчуждения находящегося в собственности кооператива имущества, а также сделок, связанных с уменьшением балансовой стоимости имущества кооператива, действующее до отмены предписания. Указанное ограничение, в том числе распространяется на передачу (перечисление) кооперативом суммы займа во исполнение ранее заключенного договора займа.

Как следует из материалов дела, предписание направленно кооперативу в форме электронного документа, размещено Главным управлением в личном кабинете кооператива 29 июня 2021 года.

В связи с чем в соответствии с пунктом 4.2 Указания Банка России №5361-У от 19 декабря 2019 года «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета», предписание, направленное в адрес кооператива, считается полученным юридическим лицом по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете, а именно 30 июня 2021 года.

Выданное в отношении кооператива предписание не было оспорено юридическим лицом в установленные законом порядке и срок.

Согласно материалам дела, 09 июля 2021 года на основании ходатайства кооператива последнему был продлен срок исполнения предписания до 21 июля 2021 года включительно.

Во исполнение предписания кооперативом был представлен ряд документов и информации.

По результатам рассмотрения документов и информации, представленных кооперативом во исполнение предписания, установлено следующее:

1. Во исполнение требований пункта 2 раздела II предписывающей части предписания:

1.1. В приложении к письму (вх. <...> от 22 июля 2021 года) кооперативом представлен «Перечень выполненных и запланированных мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения документальной инспекторской проверки Ассоциации в кооперативе» (далее по тексту - Перечень).

Вместе с тем, данный Перечень ранее представлялся кооперативом в приложении к письму от 08 июля 2021 года <...> в составе документов, утвержденных на очередном общем собрании членов (пайщиков) кооператива, проведенном 28 мая 2021 года (далее по тексту - Собрание). В указанном Перечне содержатся мероприятия, в том числе, запланированные к выполнению кооперативом, при этом, срок выполнения ряда запланированных мероприятий установлен на март - апрель 2021 года.

А потому, представленный кооперативом Перечень обоснованно не был принят управлением в качестве документа, разработанного кооперативом во исполнение требований предписания, полученного кооперативом 29 июня 2021 года.

Кроме того, в рамках направления Перечня во исполнение предписания, он не был актуализирован кооперативом, что не позволило при рассмотрении вопроса о возможности признания предписания исполненным оценить фактическую реализацию кооперативом запланированных мероприятий.

1.2. Кооперативом не представлен перечень мероприятий, проведенных или запланированных кооперативом, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, выявленных инспекторской группой Ассоциации в процессе проведения проверки кооператива.

1.3. Кооперативом не представлены ОСВ по счетам бухгалтерского аналитического учета денежных средств, финансовых вложений, резервов под обесценение финансовых вложений, краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов или комментарии о причинах непредставления соответствующих ОСВ.

2. Во исполнение требований пункта 1 раздела II предписывающей части предписания кооперативом не устранены нарушения, отмеченные в следующих пунктах предписания:

2.1. В пункте 1.4 установочной части предписания. С Письмом №<...> кооперативом представлена новая редакция Положения о порядке и условиях привлечения денежных средств членов кооператива, утвержденная собранием (далее по тексту - Положение о привлечении).

Вместе с тем в соответствии с пунктами 2.1 и 2.6 Положения о привлечении «тарифные планы по договорам о передаче личных сбережений Пайщика и договорам займа между юридическими лицами, включающие сроки действия, размеры взносов, а также процентные ставки по таким договорам, определяются правлением кооператива. Условия договоров о передаче личных сбережений пайщика и договоров займа между юридическими лицами, а также размеры процентов по ним, могут изменяться решением правления кооператива. Вновь устанавливаемые правлением процентные ставки за пользование денежными средствами действительны для вновь заключаемых договоров».

Таким образом, в представленном Положении о привлечении не определены условия договора передачи личных сбережений, в том числе, диапазоны размеров платы за пользование денежными средствами членов кооператива, привлеченных на основании договоров передачи личных сбережений, или размеры и порядок осуществления такой платы.

2.2. В пункте 1.6 установочной части предписания. С письмом №<...> кооперативом представлена новая редакция Положения о порядке распределения доходов кооператива, утвержденная собранием (далее по тексту - Положение о доходах).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.1. указанного Положения определено «Настоящее положение разработано в соответствии с Уставом кредитного потребительского кооператива «И...».

В связи с чем представленный кооперативом документ обоснованно не был рассмотрен Главным управлением как документ, регулирующий порядок распределения доходов кооператива.

2.3. В пункте 2.4 установочной части предписания. В соответствии с протоколом собрания (далее по тексту - Протокол), тринадцатый вопрос повестки дня: переизбрание контрольно-ревизионной комиссии кооператива. По тринадцатому вопросу принято решение переизбрать контрольно-ревизионную комиссию кооператива.

Вместе с тем, состав предлагаемой новой контрольно-ревизионной комиссии в протоколе не указан, в рамках собрания не обсуждался. В соответствии с последним из представленных отчетов о персональном составе руководящих органов кооператива (вх. №<...> от 23 июля 2021 года) по состоянию на 28 мая 2021 года, состав контрольно-ревизионного органа кооператива не изменился и представлен следующими физическими лицами: Т.С.В., Ч.И.Н., П.Е.С.

Информация о прекращении кооперативом трудовых договоров с членами контрольно-ревизионного органа с целью соблюдения требований части 10 статьи 23 Закона №190-ФЗ не представлена.

2.4. В пункте 3.1 установочной части предписания. С письмом №<...>, а также письмом вх. № <...> кооперативом представлены реестры пайщиков по состоянию на 21 июля 2021 года и 03 августа 2021 года, в которых информация о соответствии члена (пайщика) кооператива принципу общности отсутствует.

2.5. В пунктах 5.1 и 5.2, 6.1 и 6.2 установочной части предписания: откорректированные отчеты о деятельности кооператива по состоянию на 31 марта 2020 года, 30 июня 2020 года, 30 сентября 2020 года, 31 декабря 2020 года не представлены. Актуальный отчет о деятельности кооператива за 2020 год представлен 02 февраля 2021 года. В указанный в Перечне срок (до конца марта 2021 года) откорректированный отчет о деятельности кооператива за 2020 год не представлен.

2.6. В пункте 1.7 установочной части предписания. В соответствии с представленным кооперативом Положением о порядке предоставления займов, утвержденным собранием (далее по тексту - Положение о предоставлении займов) решение о предоставлении займа в пределах их компетенции в зависимости от суммы займа принимают следующие органы и должностные лица кооператива: от 1 000 до 500 000 рублей - председатель правления кооператива; свыше 500 000 рублей - комитет по займам кооператива.

Решение по выдаче займа в сумме до 500 000 рублей принимается в устной форме. Решение о размерах предельных сумм выдаваемых займов по каждому кооперативному участку принимается правлением кооператива.

В соответствии с новой редакцией Устава Кооператива, утвержденной 28 мая 2021 года (далее по тексту - Устав от 28 мая 2021 года), к компетенции правления кредитного кооператива относится принятие решения о предоставлении займов членам кредитного кооператива в порядке, определенном Положением о порядке предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) в случае численности членов кредитного кооператива менее 1000 (тысячи) и отсутствии сформированного в кредитном кооперативе комитета по займам (пункт 7.15.10); комитет по займам кредитного кооператива принимает решения о предоставлении займов членам кооператива и о их возврате в порядке, определенном Положением о порядке предоставления займов членам кредитного кооператива (пункт 10.5).

Принятие решений о предоставлении займов со стороны председателя правления кооператива Уставом от 28 мая 2021 года не предусмотрено.

Таким образом, Главным управлением был сделан обоснованный вывод о том, что отмеченное в предписании несоответствие внутренних документов кооператива в части компетенции различных органов не устранено.

2.7. В пункте 1.8 установочной части предписания. Положением о членстве в кооперативе, утвержденным общим собранием от 28 мая 2021 года (далее по тексту - Положение о членстве), реестр членов кооператива предполагает обязательное наличие, в том числе, информации о номере пая пайщика (пункт 3.1), не предусмотренной Уставом от 28 мая 2021 года. В соответствии с Уставом кооператива от 28 мая 2021 года, реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) содержит, в том числе, адрес регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства (для физических лиц) и (или) по месту нахождения (для юридических лиц) (пункт 3.13), что не предусмотрено Положением о членстве.

В связи с чем вывод Главного управления о том, что отмеченное в предписании несоответствие внутренних документов кооператива в части требований к сведениям, вносимым в реестр пайщиков, не устранено, является обоснованным.

2.8. В пункте 1.3 установочной части предписания, а именно: пункт 6.25.3 Устава от 28 мая 2021 года предусматривает проведение собрания части членов кооператива в форме заочного голосования.

Придя к выводу о том, что кооперативом не исполнено в полном объеме предписание от 29 июня 2021 года, уведомлением Главного управления <...> от 23 августа 2021 года, размещенным в личном кабинете кооператива, предписание признано неисполненным.

Как следует из материалов дела, 27 августа 2021 года и 06 сентября 2021 года кооператив представил в адрес Главного управления ответы об исполнении предписания, входящие номера <...> и <...>, соответственно.

Однако, должностным лицом Главного управления указанные ответы не были признаны доказательством, подтверждающим исполнение предписания, по следующим основаниям.

Перечень выполненных и запланированных мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения документальной инспекторской проверки Ассоциацией в кооперативе (далее по тексту - Перечень), в котором содержатся мероприятия, запланированные к выполнению кооперативом до даты получения предписания при отсутствии в этом Перечне сведений о фактически исполненных мероприятиях, не может быть принят Банком России в качестве ответа по абзацу 2 пункта 2 предписывающей части Предписания.

Кооперативом не представлены ОСВ по счетам 50, 51, 58. При этом ОСВ по счетам 50, 51 и карточки по счетам 50, 51 являются разными бухгалтерскими документами. В ответе <...> от 21 июля 2021 года (вх.№<...> от 22 июля 2021 года) кооперативом представлен рабочий план счетов на 2021 год, согласно которому счет 58 «Финансовые вложения» в кооперативе имеется. Непредставление ОСВ по счетам 50, 51, 58 является нарушением требования пункта 6 части 3 статьи 5 Закона №190-ФЗ. Кроме того, применяемый кооперативом подход по совместному учету краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов может привести к необеспечению корректного составления бухгалтерской отчетности и отчетности о деятельности Кооператива.

Согласно пункту 3.2 «Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке», утвержденного Банком России, протокол от 13 октября 2020 года №ФНП-29, привлечение личных сбережений членов кредитного потребительского кооператива (далее по тексту - КПК) (пайщиков) (наименование программ, диапазоны сумм и сроков привлечения личных сбережений, процентных ставок, правил начисления процентов, порядок выплат и др.) регламентируются внутренним нормативным документом КПК - положением о порядке и об условиях привлечения денежных средств членов КПК (пайщиков), утвержденным общим собранием членов КПК (пайщиков), и применяются КПК в пределах диапазонов и ограничений, установленных данным положением.

Совмещение обязанностей члена контрольно-ревизионного органа кооператива Ч.И.Н. с работой в Кооперативе по трудовому договору противоречит требованиям части 10 статьи 23 Закона № 190-ФЗ. Согласно ответу от 06 сентября 2021 года Ч.И.Н. уволилась из кооператива 31 августа 2021 года. Таким образом, нарушение, отмеченное в пункте 2.4 установочной части предписания, кооперативом не было устранено в срок, установленный предписанием. Кроме того, к ответу от 27 августа 2021 года кооперативом приложен Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) <...> от 11 мая 2021 года, согласно которому П.Е.С. уволена из кооператива 11 мая 2021 года, а также Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) <...> от 20 июля 2021 года, согласно которому Т.С.В. уволена из кооператива 20 июля 2021 года. В ответе от 27.08.2021 кооператив сообщает, что указанные лица не являются членами кооператива, при этом, согласно отчету о персональном составе органов кооператива (вх. № <...> от 23 июля 2021 года) они являются членами контрольноревизионного органа кооператива, что противоречит требованиям части 2 статьи 23 Закона №190-ФЗ, согласно которой члены контрольно-ревизионного органа кооператива должны быть членами (пайщиками) кооператива.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Закона №190-ФЗ реестр членов КПК (пайщиков) должен содержать иные, предусмотренные уставом КПК сведения. Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона №190-ФЗ и «Базовому стандарту корпоративного управления кредитного потребительского кооператива», утвержденному Банком России, протокол №КФПП-44 от 14 декабря 2017 года, принцип общности КПК определяется уставом КПК. Кроме того, обязательное соблюдение Кооперативам принципа объединения (территориального, социального или профессионального) членов кооператива, установлено требованиями части 3.2 статьи 3, частей 3-3.10 статьи 7 Закона №190-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8 Указания Банка России от 18 ноября 2019 года №5318-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчеты кредитного потребительского кооператива» в случае выявления КПК в представленной ими отчетности неверных и (или) неактуальных значений показателей (текстовых или числовых) за любой отчетный период в течение последних 3 лет, отчетность должна быть исправлена и представлена в Банк России в течение 10 рабочих дней со дня выявления неверных и (или) неактуальных значений. В файл с исправленной отчетностью не должна включаться отчетность за другие отчетные периоды. При необходимости внесения исправлений в отчетность за несколько отчетных периодов каждая исправленная отчетность представляется в Банк России отдельным файлом с приложением перечня неверных и (или) неактуальных значений показателей и описания причин их указания. В целях устранения нарушений, отмеченных в пунктах 5.1, 5.2, 6.1, 6.2 установочной части Предписания, Кооперативу следовало представить откорректированную отчетность в Банк России. Откорректированная отчетность по состоянию на дату рассмотрения дела в Банк России не представлена.

Согласно пункту 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 52 ГК РФ во внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица. В соответствии с Уставом кооператива в редакции от 28 мая 2021 года принятие решений о предоставлении займов членам кооператива отнесено к компетенции коллегиальных органов управления: Правления и/или комитета по займам. Вместе с тем, Положение о порядке предоставления займов в редакции от 28 мая 2021 года противоречит Уставу кооператива в части предоставления права Председателю (не являющемуся коллегиальным органом управления) принимать решения о предоставлении займов на сумму от 1 000 до 500 000 рублей. Противоречия между текстами Устава в редакции от 28 мая 2021 года и Положения о членстве в кооперативе в редакции от 28 мая 2021 года в части включения в реестр пайщиков информации о номере пая, адресе регистрации по месту пребывания и (или) по месту жительства, (для физических лиц) и (или) по месту нахождения (для юридических лиц) также Кооперативом не устранены.

С учетом изложенного должностное лицо пришло к обоснованному выводу, что на момент рассмотрения дела кооператив не исполнил в полном объеме предписание от 29 июня 2021 года. Оснований не согласиться с таким выводом не имеется, вопреки доводам жалобы, представленные заявителем документы не свидетельствуют об исполнении кооперативом в полном объеме предписания, выданного в его адрес Главным управлением.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица кооператива протокола об административном правонарушении и последующего привлечения указанного лица к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления должностного лица от 20 сентября 2021 года.

Предписание, выданное кооперативу, следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

В данном случае из материалов дела усматривается, что предписание вынесено уполномоченным на то должностным лицом Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его вынесения, оно является доступным для понимания и исполнимым, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось. На основании статьи 76.5 Закона №86-ФЗ и пункта 8.2 части 2 статьи 5 Закона №190-ФЗ Банк России выдает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в числе которых протокол об административном правонарушении, предписание от 29 июня 2021 года, выписка из ЕГРЮЛ, и иные материалы дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод судья районного суда о наличии в деянии должностного лица кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам, нормам названного кодекса.

Довод жалобы о том, что направленное в адрес кооператива уведомление Главного управления о неисполнении кооперативом предписания не содержало указания на новый срок исполнения предписания, признается несостоятельным, как основанный на ошибочном понимании норм закона, которыми не предусмотрено обязательное составление уведомления лица о неисполнении им выданного в его адрес предписания, а также не предусмотрено установление в таком уведомлении нового срока для исполнения предписания; новый срок может быть предоставлен лицу только на основании ходатайства последнего о продлении срока исполнения предписания. Как следует из материалов дела, первоначальной установленный для исполнения предписания срок был продлен должностным лицом административного органа на основании ходатайства заявителя до 21 июля 2021 года; по истечении указанного срока с ходатайством о продлении такого срока заявитель не обращался. Доказательств обратного материалы дела не содержат и заявителем не представлено.

Направление в адрес кооператива уведомления о неисполнении предписания при отсутствии ходатайства кооператива о продлении срока исполнения предписания и решения уполномоченного должностного лица о продлении такого срока, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица к административной ответственности и незаконности постановления по делу об административном правонарушении.

Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности послужил факт неисполнения кооперативом в установленный срок предписания Банка России; указанное заявителем уведомление о неисполнении предписания основанием для возбуждения отношении должностного лица кооператива производства по делу об административном правонарушении не являлось, носило информационный характер.

Доводы жалобы были предметом оценки судьи районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, оснований для переоценки выводов судьи районного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Протокол об административном правонарушении и другие документы в материалах дела оформлены полномочным должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, являются относимыми, достоверными и допустимыми доказательствами, совокупность которых достаточна для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы, нарушений права Д.В.Ю. на защиту при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.

В силу части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Частью 4.1 указанной статьи установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Как следует из части 6 названной статьи, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Из приведенных выше положений Кодекса следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности, а также и в его отсутствие, но лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий. Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление как о времени и месте его составления, так и о конкретном факте нарушения, в связи с которым в указанное в извещении время будет составляться протокол.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось заявителем, Д.В.Ю. был уведомлен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайство Д.В.Ю. о переносе даты составления протокола об административном правонарушении на иную более позднюю дату было разрешено должностным лицом административного органа, в связи с тем, что заявителем не были представлены доказательства уважительности причин невозможности явки на составление протокола об административном правонарушении, такой протокол обоснованно был составлен в его отсутствие; копия данного процессуального документа была направлена в адрес заявителя.

Дело об административном правонарушении также обоснованно рассмотрено в соответствии с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие заявителя, учитывая, что тот был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не представил доказательств уважительности причин невозможности явки на рассмотрение делп.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме Кодекса, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В связи с чем, учитывая, что Д.В.Ю. является председателем правления кооператива, он обоснованно был признан надлежащим субъектом рассматриваемого административного правонарушения.

Нарушений норм материального права при рассмотрении дела не допущено; действия должностного лица квалифицированы по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Порядок и установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Постановление должностного лица соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное должностным лицом административное правонарушение малозначительным, равно как и оснований для освобождения такого лица от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.

Тем самым, малозначительным административное правонарушение признается при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к выполнению своих публично-правовых обязанностей в соответствующей сфере правоотношений, отсутствии должного контроля и непринятии всех имеющихся возможностей для выполнения требований законодательства Российской Федерации.

Административное наказание назначено должностному лицу в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 9.1 статьи 19.5 Кодекса, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признакам индивидуализации административной ответственности, а также согласуется с его предупредительными целями, является соразмерным содеянному.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; решение судьи районного суда соответствует требованиям статей 30.6-30.7 Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

А потому принятые по делу акты подлежат оставлению без изменения, а жалоба заявителя – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 14 декабря 2021 года и постановление <...> заместителя управляющего Отделением по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации <...> от 20 сентября 2021 года, вынесенные в отношении должностного лица – председателя правления кредитного потребительского кооператива «Д...» Д.В.Ю. о привлечении к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Д.В.Ю. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Новгородского

областного суда А.М. Виюк