ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-125/2022 от 23.05.2022 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

г. Воркута ... г.

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Гюлумян А.Г.

с участием защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, – АО «Воркутауголь» по доверенности Князева А.Е.

должностного лица Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора, составившего протокол об административном правонарушении, – Глинянского М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица – Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» на постановление заместителя начальника Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 29 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 29 мая 2022 г. юридическое лицо – АО «Воркутауголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 300000 руб.

Как следует из указанного постановления, АО «Воркутауголь» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ за необеспечение выполнения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» Шахта угольная «Заполярная-2» АО «Воркутауголь» регистрационный ..., расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения промышленной безопасности, а именно: п. 30, 31 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей» (утв. приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 №428), ст. 9. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ.

АО «Воркутауголь» не согласилось с постановлением в части назначенного наказания, указав, что оно назначено без учета принятых им мер для реализации п.30,31 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также того, что отсутствие многофункциональной системы безопасности не повлекло за собой негативных последствий.

В судебном заседании защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности, – АО «Воркутауголь» по доверенности Князев А.Е. доводы жалобы подержал.

Должностное лицо Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора, составившее протокол об административном правонарушении, - Глинянский М.С. в судебном заседании не согласился с требованием об изменении оспариваемого постановления и указал, что юридическое лицо неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, кроме того нарушения указанные в постановлении от 29 марта 2022 г в настоящее время не устранены.

Выслушав защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, должностное лицо Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора, вынесшего постановление об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Из постановления Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 29 марта 2022 усматривается, что основанием для привлечения к административной ответственности явилось неисполнение АО «Воркутауголь» требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» Шахта угольная «Заполярная-2» АО «Воркутауголь» регистрационный № ..., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) определяющего правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, ст. 1 установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; система управления промышленной безопасностью - комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.

Согласно ч. 2 ст. 9. Федерального закона №116-ФЗ установлено, что работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Согласно п. 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей» (утв. приказом Ростехнадзора от 28.10.2020 №428) (далее - Правила № 428) все работы на фабрике должны выполняться в соответствии с проектной документацией, ТР и эксплуатационными документами.

Из п. 30 Правила № 428 следует, что в зданиях и сооружениях фабрики должен быть оборудован комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безопасности ведения работ по переработке и обогащению угля, контролю и управлению технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях. Указанные системы и средства должны быть объединены в многофункциональную систему безопасности (далее - МФСБ). Состав указанных систем и средств, объединенных в МФСБ, должен быть определен на основании проекта с учетом установленных опасностей конкретной фабрики. МФСБ должна обеспечивать: мониторинг и предупреждение условий возникновения опасности аэрологического и техногенного характера; оперативный контроль соответствия технологических процессов заданным параметрам; применение систем противоаварийной защиты людей, технических устройств, зданий и сооружений. МФСБ должна соответствовать требованиям в области промышленной безопасности и технического регулирования, обеспечения единства средств измерений и стандартов на взрывозащищенное электрооборудование, автоматизированные системы управления, информационные технологии, измерительные системы и газоаналитическое оборудование.

Согласно п. 31 Правил № 428 в качестве меры по предотвращению аварийной ситуации фабрика в режиме реального времени должна быть обеспечена системой передачи информации о срабатывании противоаварийной защиты людей, технических устройств, оборудования и сооружений и количестве выявленных критических изменений технологических параметров работы фабрики в территориальный орган федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор на фабрике.

При этом оговорено, что: «Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением пунктов 30 и 31 утверждаемых Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и Анкетировании углей», которые вступают в силу с 1 января 2022 г.».

Статьёй 17 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ (с изменениями и дополнениями),
установлено, что «Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Из представленной в материалы дела копии экспертного заключения №047-2022 документация «Техническое перевооружение обогатительной фабрики ФОУ «Воркутинская» в части оснащения многофункциональной системой безопасности (МФСБ)» (шифр 5/22П-ТП) следует, что она соответствует требования промышленной безопасности и может быть применена при эксплуатации опасного производственного объекта.

В ходе проведенных мероприятий по контролю соблюдения обязательных требований при эксплуатации объекта юридическим лицом, соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при проверке эксплуатации опасного производственного объекта, Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» Шахта угольная - Заполярная-2» АО «Воркутауголь» регистрационный № А25-00451-0130, расположенного по адресу: 169936, Республика Коми, г. Воркута, пос. Заполярный, должностным лицом Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора установлено, что в АО «Воркутауголь» не разработана проектная документация и не введена в эксплуатацию многофункциональная система безопасности фабрики обогащения угля «Воркутинская» входящая в состав опасного производственного объекта Шахта угольная Заполярная-2» АО «Воркутауголь» I класса опасности. В зданиях и сооружениях фабрики обогащения угля «Воркутинская» не оборудован комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безопасности ведения работ по переработке и обогащению угля, контролю и управлению технологическими и производственными процессами в нормальных и аварийных условиях. Системы и средства не объединены в многофункциональную систему безопасности (далее - МФСБ). Состав систем и средств, объединенных в МФСБ, должен быть определен на основании проекта с учетом установленных опасностей конкретной фабрики. МФСБ должна соответствовать требованиям в области промышленной безопасности и технического регулирования, обеспечения единства средств измерений и стандартов на взрывозащищенное электрооборудование, автоматизированные системы управления, информационные технологии, измерительные системы и газоаналитическое оборудование. Фабрика обогащения угля «Воркутинская» не обеспечена в режиме реального времени системой передачи информации о срабатывании противоаварийной защиты людей, технических устройств, оборудования и сооружений и количестве выявленных критических изменений технологических параметров работы фабрики в территориальный орган федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор на фабрике.

Вина АО «Воркутауголь» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов) от 24 марта 2022г. №25-03/01-Г/2022, предписанием от 24 марта 2022г. ... иными собранными по делу доказательствами, не оспаривается привлекаемым лицом.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.

Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.

При определении размера административного штрафа должностным лицом, учтено обстоятельство, отягчающее административную ответственность АО «Воркутауголь», которым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ признано повторное совершение им однородного административного правонарушения.

Административное наказание назначено АО «Воркутауголь» в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Довод жалобы о том, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению на основании ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ подлежит отклонению, поскольку доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить АО «Воркутауголь» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в материалы дела не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 29 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его получения.

Судья А.Г. Гюлумян