ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-128/20 от 15.12.2020 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело №12-128/2020

43RS0002-01-2020-005053-22

РЕШЕНИЕ

г. Омутнинск Кировской области 15 декабря 2020 года

Судья Омутнинского районного суда Кировской области Окулова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Омутнинского района Кировской области на постановление зам. руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области Фуфачевой И.Н. от 19.08.2020 №043/04/7.32-683/2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО Спортивная организация «Готов к труду и обороне» Пройдакова А.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением зам. руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области Фуфачевой И.Н. от 19.08.2020 №043/04/7.32-683/2020 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО Спортивная организация «Готов к труду и обороне» Пройдакова А.Ю. Согласно данному постановлению, между МБУ СШ Омутнинского района Кировской области и ООО Спортивная организация «Готов к труду и обороне» на основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от 27.03.2020 заключен муниципальный контракт от 28.04.2020 на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования. Срок поставки товара и монтажных работ определен договором в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта. 27.05.2020, 17.06.2020 между заказчиком и поставщиком заключены дополнительные соглашения к контракту, на основании ч.65 ст.112 Закона о контрактной системе срок исполнения контракта изменен до 65 дней. Дополнительные соглашения заключены на основании уведомлений поставщика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы от 26.05.2020, от 17.06.2020, решений администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области от 27.05.2020, от 17.06.2020 о продлении срока исполнения муниципального контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Должностное лицо, признав действия сторон муниципального контракта соответствующими ч.65 ст.112 Закона о контрактной системе, пришло к выводу об отсутствии состава административного правонарушения и прекращении производства по делу.

01.10.2020 по подведомственности из Октябрьского районного суда г.Кирова на данное постановление поступил протест прокурора Омутнинского района Кировской области, в котором указано, что оспариваемое постановление не основано на законе и имеющихся в деле доказательствах. Основания для применения п.65 ст.112 Закона о контрактной системе отсутствовали, поскольку контракт заключен 28.04.2020, то есть в период распространения 2019-nCoV, указанные обстоятельства, вызванные данной инфекцией, не возникли в процессе исполнения сделки, а существовали. Информации о том, как на исполнимость контракта повлияли последующие ограничения, переписка сторон не содержит. Невозможность исполнения контракта в установленные сроки (в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы) право продления контракта сторонам не предоставляет. Обстоятельства, поименованные в ст. 767 ГК РФ и ст. 95 Закона о контрактной системе, при заключении дополнительных соглашений отсутствовали. Просил отменить постановление и возвратить материал на новое рассмотрение.

Помощник прокурора Омутнинского района Кировской области Дегтярев Д.А. в судебном заседании доводы протеста поддержал, просил оспариваемое постановление отменить.

Зам. руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области Фуфачева И.Н. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом, в письменном отзыве на протест указала, что в соответствии с письмами Минфина России №24-06-05/26578, МЧС России №219-АГ-70, ФАС России №МЕ/28039/20 от 03.04.2020 распространение новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с указанным обстоятельством в Закон о контрактной системе введена специальная норма, согласно которой по соглашению сторон в 2020 году допускается изменение сроков исполнения контрактов, изменение осуществляется при наличии письменной формы обоснования на основании решения местной администрации. Указанные требования сторонами договора соблюдены, действия заказчика и поставщика по заключению дополнительных соглашений соответствуют требованиям закона. Норма закона не ставит условием заключения дополнительного соглашения срок заключения самого контракта - до распространения коронавирусной инфекции, не определяет и иных критериев допустимости внесения изменения в контракт. Контракт исполнен и оплачен в полном объеме.

Генеральный директор ООО СО «ГТО» Пройдаков А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, в письменных объяснениях указал, что в рамках исполнения контракта возникли обстоятельства непреодолимой силы в виде запретительных действий органов власти субъектов РФ, о возникновении указанных обстоятельств заказчик был уведомлен, подписаны дополнительные соглашения. В соответствии с Указом Мэра Москвы от 07.05.2020 деятельность производств спортивного оборудования была приостановлена, что подтверждается приказами о приостановлении деятельности, в настоящее время работы в рамках контракта выполнены в полном объеме и приняты без замечаний.

В соответствии со ст. 25.1, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора Омутнинского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 КоАП РФ (ст.30.10 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Срок поставки товара и выполнения работ по контракту относится к существенным условиям договора (ст. 506, 508, 702, 708 ГК РФ, ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее - Закон о контрактной системе).

Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрены обстоятельства, при которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении.

Также частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», установлены с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;

б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.

Действие данного Указа было продлено Указами Президента Российской Федерации от 28.04.2020 №294 (с 6 по 8 мая 2020 года), от 11.05.2020 №316, определено установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Согласно письму Минфина России №24-06-05/26578, МЧС России №219-АГ-70, ФАС России №МЕ/28039/20 от 03.04.2020 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы.

Постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2020 №122-П (как в ред. от 24.04.2020, так и в ред. от 26.05.2020, 16.06.2020) «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» на территории Кировской области введены ограничительные мероприятия (карантин) в том числе, гражданам, прибывающим на территорию Кировской области из иных субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить самоизоляцию в месте жительства или месте пребывания (нахождение в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 календарных дней со дня прибытия. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Кировской области, предписано не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) из числа граждан: вернувшихся на территорию Кировской области из иных субъектов Российской Федерации после окончания периода вахты или служебной командировки, в период ранее 14 календарных дней со дня их возвращения.

Указом мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.

Указом мэра Москвы от 07.05.2020 №55-УМ временно приостановлено на период с 13.04.2020 по 31.05.2020 посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, в области спорта, производства готовых изделий, в том числе производства спортивного оборудования, указанные виды деятельности приостановлены.

Из материалов дела следует, что производство по делу об административном правонарушении возбуждено на основании выявленных нарушений в ходе проведенной прокуратурой Омутнинского района Кировской области проверки исполнения законодательства о контрактной системе в деятельности ООО Спортивная организация «Готов к труду и обороне», а именно, ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

26.02.2020 оформлена заявка на совместный аукцион в электронной форме для поставки комплекта спортивно-технологического оборудования.

27.03.2020 опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона.

28.04.2020 на основании протокола проведения итогов аукциона в электронной форме от 27.03.2020 между МБУ СШ Омутнинского района Кировской области и ООО СО «ГТО» заключен муниципальный контракт №03402000033200024120015, по условиям которого поставщик обязался поставить заказчику комплект спортивно-технологического оборудования. Положениями п. 2.1 контракта определен срок поставки товара и монтажных работ в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта.

В связи с поступившим уведомлением ООО СО «ГТО» о возникновении обстоятельств непреодолимой силы в виде запретительных действий органов власти субъектов РФ, а также указов Президента РФ от 28.04.2002 №294, от 11.05.2020 №316, введенных требований о необходимости соблюдения мер 14 дневной самоизоляции для граждан, прибывших на территорию Кировской области, нахождения поставщика и его сотрудников в г. Москве, приостановления деятельности поставщика Указом Мэра Москвы от 07.05.2020, на основании вынесенного администрацией МО Омутнинский муниципальный район Кировской области 27.05.2020 решения №1 о продлении срока исполнения муниципального контракта ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы, 27.05.2020 между МБУ СШ Омутнинского района Кировской области и ООО СО «ГТО» заключено дополнительное соглашение №1 к муниципальному контракту, по условиям которого срок поставки товара и монтажных работ установлен в течение 50 календарных дней с даты заключения контракта.

В связи с поступившим уведомлением ООО СО «ГТО» от 17.06.2020 о возникновении (продлении) обстоятельств непреодолимой силы, на основании вынесенного администрацией МО Омутнинский муниципальный район Кировской области 17.06.2020 решения №2 о продлении срока исполнения муниципального контракта ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы, 17.06.2020 между МБУ СШ Омутнинского района Кировской области и ООО СО «ГТО» заключено дополнительное соглашение №2 к муниципальному контракту, которым сторонами согласован срок поставки товара и монтажных работ в течение 65 календарных дней с даты заключения контракта.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ место нахождения ООО СО «ГТО» указано г. Москва, переулок Колодезный, д. 2, корп. 1.

Приказами ООО СО «ГТО» №1, №2, №3, №4 с 30.03.2020 по 31.05.2020 приостановлена деятельность организации.

Обязательства по муниципальному контракту №03402000033200024120015 от 28.04.2020 исполнены, что подтверждается представленными в суд документами: товарной накладной от 06.07.2020, актом приемки выполненных работ от 06.07.2020, актом приемки-передачи товара от 06.07.2020, актом о пуске-наладке оборудования от 06.07.2020.

Исходя из вышеуказанных правовых норм и обстоятельств дела прихожу к выводу, что вывод зам. руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области Фуфачевой И.Н. о соответствии действий генерального директора ООО СО «ГТО» Пройдакова А.Ю. по заключению дополнительных соглашений положениям ч.65 ст. 112 Закона о контрактной системе и об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, является обоснованным.

Материалами дела подтверждено, что сторонами муниципального контракта от 28.04.2020 при достижении соглашения об изменении срока исполнения контракта соблюдены предусмотренные ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе условия, в том числе, ООО СО «ГТО» направлено письменное обоснование такого изменения, администрацией МО Омутнинский муниципальный район принято соответствующее решение, на основании которого заключены дополнительные соглашения.

Доводы протеста о неприменимости к спорным правоотношениям требований ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе ввиду заключения муниципального контракта 28.04.2020, то есть после введения режима повышенной готовности, неубедительны, поскольку положения закона не предусматривают соответствующие ограничения по его применению относительно момента заключения договоров, а также в связи с тем, что первоначально ограничительные меры введены в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 на период по 30.04.2020. При этом ООО СО «ГТО» не знало и не могло знать, что по истечении двух дней с момента заключения муниципального контракта действие данного Указа будет неоднократно продлено, объем вводимых ограничительных мероприятий. Вышеуказанные обстоятельства, а именно, приостановление деятельности ООО СО «ГТО» и введение режима двухнедельной самоизоляции для сотрудников ООО СО «ГТО», местом нахождения которого является г. Москва, при прибытии в Кировскую область с целью исполнения договорных обязательств, не зависели от воли сторон контракта и влекли невозможность его исполнения в установленный срок, то есть являлись чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из перечисленных настоящей статьёй обстоятельств, в том числе отсутствие состава административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах постановление зам. руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области Фуфачевой И.Н. от 19.08.2020 №043/04/7.32-683/2020 о прекращении производства в отношении генерального директора ООО СП «ГТО» Пройдакова А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.7.32 КоАП РФ, является законным, а потому отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области Фуфачевой И.Н. от 19.08.2020 №043/04/7.32-683/2020 о прекращении в отношении генерального директора ООО СП «ГТО» Пройдакова А.Ю. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.7.32 КоАП РФ - оставить без изменения, а протест прокурора – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии этого решения, с подачей жалобы через Омутнинский районный суд Кировской области.

Судья Е.А. Окулова