ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/19 от 13.09.2019 Тасеевского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-12/2019 г.

24RS0017-01-2019-000722-69

РЕШЕНИЕ

с. Тасеево 13 сентября 2019 года

Судья Тасеевского районного суда Красноярского края ГУРОЧКИНА И.Р.,

при секретаре КУПЦОВОЙ А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Тасеевского района Красноярского края на постановление № 11-15.15.6-19 по делу об административном правонарушении, вынесенное 31 января 2019 года руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамовым С.В. в отношении должностного лица - ГУЛЬТЯЕВОЙ ОКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ, <данные изъяты>, главы Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тасеевского района обратился в суд с протестом на постановление № 11-15.15.6-19 по делу об административном правонарушении, вынесенное 31 января 2019 года руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамовым С.В. в отношении Гультяевой О.Н., которым дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование принесения протеста указал, что в описательной части постановления от 31 января 2019 года содержатся противоречивые формулировки относительно участия при рассмотрении дела Гультяевой О.Н. В частности имеется указание на рассмотрение дела с участием Гультяевой О.Н. при фактическом отсутствии последней при рассмотрении дела. Кроме того, резолютивная часть постановления, из которой следует, что производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, противоречит мотивировочной части постановления, в которой дважды указывается на отсутствие события административного правонарушения. Вместе с тем, доводы об отсутствии события и состава правонарушения в действиях Гультяевой О.Н. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В ходе проверки установлено, что администрацией Суховского сельсовета Тасеевского района годовой отчет об исполнении бюджета Суховского сельсовета Тасеевского района за 2017 год для подготовки на него заключения в ревизионную комиссию предоставлен не был, не изучался, заключение на него ревизионной комиссией не готовилось. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении администрацией Суховского сельсовета Тасеевского района ч. 3 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ. Тем самым, в действиях главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ. Однако при принятии должностным лицом оспариваемого постановления последним не учтено, что годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования. Согласно п. 1.4 Соглашения № 7 от 25 апреля 2016 года о передаче ревизионной комиссии Тасеевского района полномочий контрольно-счетного органа Суховского сельского Совета депутатов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, заключенного Суховским сельским Советом депутатов с Тасеевским районным Советом депутатов, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертиза проекта бюджета поселения ежегодно включается в план работы ревизионной комиссии района. Выводы постановления от 31 января 2019 года об отсутствии события правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, мотивированные тем, что представительный орган имел возможность направить указанный отчет в ревизионную комиссию Тасеевского района для внешней проверки основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, так как ревизионная комиссия должна изучать проект указанного решения до его принятия представительным органом и готовить заключение именно на проект. Поступивший отчет в виде уже принятого решения, то есть утвержденного представительным органом, не является предметом проверки ревизионной комиссии, нарушает бюджетные правоотношения, и обоснованно не изучался ревизионной комиссией, и на него не готовилось заключение. Просит постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамова С.В. от 31 января 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. по ст. 15.15.6 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения отменить; административный материал направить на новое рассмотрение в службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

В судебном заседании и.о. прокурора Тасеевского района Ковалев В.А. протест поддержал по указанным в нем фактическим и правовым основаниям.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - глава Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края Гультяева О.Н., надлежащим образом уведомленная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причине не явки не уведомила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно поступившего в суд ходатайства временно замещающей должность руководителя службы Дергуновой Н.Н., действующей на основании распоряжения Губернатора Красноярского края, она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя службы.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, - руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамов С.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине не явки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие и.о. прокурора на рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Согласно возражений руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского краяДамова С.В. на протест прокурора Тасеевского района Красноярского края, он считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку вывод прокуратуры Тасеевского района о нарушении администрацией Суховского сельсовета требований ч. 3 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ не основан на положениях действующего законодательства. В рассматриваемом случае нарушение допущено представительным органом местного самоуправления Суховского сельсовета, не обеспечившим внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета и утвердившим данный отчет в отсутствие заключения органа внешнего финансового контроля на годовой отчет об исполнении местного бюджета. Утверждение прокуратуры Тасеевского района о том, что «ревизионная комиссия должна изучать проект указанного решения до его принятия представительным органом и готовить заключение именно на проект» не соответствует нормам ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета. Указанная в протесте прокурора Тасеевского района ссылка на несоответствие выводов оспариваемого постановления требованиям ч. 1 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ несостоятельна, поскольку данная норма не предусматривает обязанности главы исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования самостоятельно обеспечивать проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета. В рассматриваемом случае главой Суховского сельсовета Тасеевского района не допущено нарушение срока представления годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального образования, следовательно, её действия не образуют состав административного правонарушения. Просит принятое им постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, протест прокурора Тасеевского района – без удовлетворения.

Выслушав и.о. прокурора Тасеевского района, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам:

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как установлено в судебном заседании заместителем прокурора Тасеевского района Ковалевым В.А. 19 ноября 2018 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Материалы направлены по подведомственности в службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края для рассмотрения по существу.

Руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамовым С.В. по результатам рассмотрения указанного дела об административном правонарушении 31 января 2019 года было принято постановление о прекращении дела об административном правонарушении, с учетом определения об устранении технической ошибки от 21 мая 2019 года, в отношении главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование вышеуказанного постановления руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамов С.В. указал, что анализ норм Бюджетного кодекса РФ, Устава муниципального образования Суховский сельсовет Тасеевского района, Положения о бюджетном процессе в Суховском сельсовете свидетельствует о том, что отчет об исполнении местного бюджета должен быть направлен для внешней проверки в ревизионную комиссию Тасеевского района и подготовки заключения не позднее 1 апреля текущего года, при этом глава Суховского сельсовета Гультяева О.Н. несет ответственность за его своевременное направление в представительный орган муниципального образования, обязанность направлять годовой отчет об исполнении бюджета сельсовета в орган внешнего финансового контроля на главу сельсовета не возложена. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом установлено, что обязанность по направлению главой Суховского сельсовета Гультяевой О.Н. годового отчета об исполнении бюджета в представительный орган должна быть исполнена не позднее 02 апреля 2018 года. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что главой Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. годовой отчет об исполнении бюджета был направлен в представительный орган местного самоуправления – Суховский сельский Совет депутатов, куда поступил в срок до 01 апреля 2018 года, то есть в установленный законодательством срок. Указанные обстоятельства, по утверждению должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что главой Суховскогосельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. требования бюджетного законодательства не нарушены, поскольку ею обеспечено представление в сельский Совет депутатов (представительный орган местного самоуправления Суховского сельсовета) в срок, установленный бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (не позднее 01 апреля 2018года), годового отчета об исполнении бюджета сельсовета за 2017 года, следовательно, в действиях должностного лица - главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, который, по мнению прокуратуры Тасеевского района, выразился в непредставлении Гультяевой О.Н. в срок не позднее 02 апреля 2018 года отчета об исполнении бюджета муниципального образования Суховский сельсовет за 2017 год в контрольно-счетный орган муниципального образования Тасеевский район (ревизионную комиссию Тасеевского района) для внешней проверки и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. С учетом изложенных обстоятельств руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамов С.В. постановил: производство по делу об административном правонарушении в отношении главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. за нарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Рассматривая доводы протеста прокурора Тасеевского района о том, что в описательной части постановления от 31 января 2019 года содержатся противоречивые формулировки относительно участия при рассмотрении дела Гультяевой О.Н., в резолютивной части постановления, из которой следует, что производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, противоречит мотивировочной части постановления, в которой дважды указывается на отсутствие события административного правонарушения, судья находит, что данные противоречия устранены определением об исправлении технической ошибки от 21 мая 2019 года и, следовательно, рассмотрению не подлежат.

Рассматривая доводы протеста прокурора Тасеевского района о том, что годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая должна быть обеспечена Главой Суховского сельсовета, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии с Уставом Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края Суховский сельсовет Тасеевского района является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Тасеевского района Красноярского края, наделен статусом сельского поселения, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Красноярского края и настоящим Уставом. Органами и должностными лицами местного самоуправления сельсовета являются: Суховский сельский Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления; глава Суховского сельсовета; администрация Суховского сельсовета Тасеевского района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Глава Суховского сельсовета – высшее должностное лицо Суховского сельсовета, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава сельсовета исполняет полномочия главы администрации сельсовета.

К вопросам местного значения сельсовета относятся, в том числе, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения. В компетенцию Совета депутатов входит, в том числе, утверждение отчета об исполнении бюджета сельсовета. К полномочиям главы Суховского сельсовета относится, в том числе, представление на утверждение Совета депутатов отчета об исполнении местного бюджета.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ представительные органы местного самоуправления и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления являются участниками бюджетного процесса. Согласно ст. 153 Бюджетного кодекса РФ на представительные органы местного самоуправления возложена обязанность рассматривать и утверждать отчет об исполнении местного бюджета. Положениями ст. 154 Бюджетного кодекса РФ на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления возложена обязанность представлять отчет об исполнении бюджета на утверждение представительного органа.

Отчет об исполнении бюджета в силу ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ включен в состав бюджетной отчетности. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч. 5 ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Согласно ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа сельского поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета сельского поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации. Положениями ч. 3 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ регламентировано, что местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Согласно Положения о бюджетном процессе в Суховском сельсовете, утвержденного решением Суховского сельского Совета депутатов от 29 марта 2012 года № 20-77, настоящее Положение регулирует отношения, возникающие при составлении, утверждении, исполнении бюджета сельсовета и рассмотрении отчета о его исполнении. В сфере бюджетного процесса представительный орган обладает, в том числе, полномочиями по рассмотрению и утверждению годового отчета об исполнении бюджета сельсовета. Организация бюджетного процесса и составление отчета об исполнении бюджета указанным Положением отнесена к полномочиям администрации поселения. К полномочиям главы администрации относится, в том числе, внесение в представительный орган проекта решения об утверждении годового отчета об исполнении бюджета сельсовета. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению муниципальным правовым актом представительного органа сельсовета. Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе сельсовета подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля или представительным органом муниципального образования. По обращению представительного органа сельсовета внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета сельсовета за истекший финансовый год представляется Главой администрации сельсовета в представительный орган в форме проекта решения представительного органа не позднее 1 мая текущего года.

Анализируя вышеизложенные нормы Бюджетного кодекса РФ, Устава муниципального образования Суховский сельсовет Тасеевского района, Положения о бюджетном процессе в Суховском сельсовете судья приходит к выводу, что ни Бюджетным кодексом РФ, ни Уставом муниципального образования Суховский сельсовет Тасеевского района, ни Положением о бюджетном процессе в Суховском сельсовете на главу Суховского сельсовета не возлагаются ни обязанность предоставления отчета об исполнении бюджета сельсовета в орган внешнего муниципального финансового контроля, ни обязанность предоставления в представительный орган отчета об исполнении бюджета с прилагаемым к нему заключением органа внешнего муниципального финансового контроля. При этом как следует из установленных при рассмотрении дела обстоятельств Гультяевой О.Н. в рамках исполнения своих полномочий годовой отчет об исполнении бюджета Суховского сельсовета за 2017 года был предоставлен в представительный орган - Суховский сельский Совет депутатов до 01 апреля 2018 года.

С учетом изложенных обстоятельств судья приходит к выводу, что совокупность исследованных в суде доказательств подтверждают правильность установления должностным лицом имеющих значение для дела обстоятельств и обоснованность прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – Главы Суховского сельсовета Тасеевского района Гультяевой О.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Разбирательство по делу об административном правонарушении должностным лицом проведено полно, всесторонне и объективно. Представленные доказательства исследованы и правильно оценены. Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей не установлено.

Нарушений прав участников процесса и норм КоАП РФ, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, судья не усматривает.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств судья считает, что оснований для отмены вынесенного 31 января 2019 года руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамовым С.В. постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от 31 января 2019 года № 11-15.15.6-19, вынесенное руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамовым С.В. в отношении должностного лица - ГУЛЬТЯЕВОЙ ОКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ, - оставить без изменения, а протест прокурора Тасеевского района Красноярского края - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения через Тасеевский районный суд.

СУДЬЯ: И.Р. Гурочкина