Дело № 12-12/2016
Р Е Ш Е Н И Е
21 марта 2016 года с. Красный Чикой
Судья Красночикойского районного суда Забайкальского края Гусманова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Ростелеком» на постановление заместителя начальника Красночикойского территориального отдела Государственной лесной службы Забайкальского края ФИО1 № 48 от 28 декабря 2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника Красночикойского территориального отдела Государственной лесной службы <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее ПАО «Ростелеком») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В пределах установленного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срока представитель ПАО «Ростелеком» по доверенности ФИО2 направила в суд жалобу, в которой просила признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление, мотивируя следующим.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПАО «Ростелеком» было направлено уведомление о том, что необходимо ДД.ММ.ГГГГ явиться для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном, ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов». По одному уведомлению был составлен протокол № о совершении ПАО «Ростелеком» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. На основании этого протокола было вынесено постановление о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Таким образом, в указанном постановлении изменена квалификация обозначенного деяния, указан иной состав правонарушения, следовательно, ПАО «Ростелеком» не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Кроме того, представитель ссылалась на отсутствие в действиях ПАО «Ростелеком» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 05.05.2011г.), установлено, что указанные в пп. «а» п. 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, (предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров)) осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Предоставление Проекта освоения лесов в данном случае не является обязательным требованием действующего законодательства, в связи с чем его включение в договор не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии с действующим законодательством, тушение пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета.
ПАО «Ростелеком» не является специализированной противопожарной организацией, в связи, с чем действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами.
Кроме того, в п. 2 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень обязанностей арендатора при обнаружении лесного пожара, среди которых нет обязанности по его тушению. Концепция ЛК РФ построена на том, что тушение лесных пожаров является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе и на переданных в аренду лесных участках.
В силу п.1, 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ПАО «Ростелеком» ФИО3, действующий на основании доверенности, подтвердил обстоятельства, указанные в жалобе, просил постановление № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить. ПАО «Ростелеком» не обязано составлять проект освоения лесов в связи с тем, что на лесном участке им не ведется строительство и реконструкция линейного объекта, а осуществляется только эксплуатация линии связи.
Заместитель начальника Красночикойского территориального отдела Государственной лесной службы <адрес> ФИО1, действующий на основании доверенности, указанные в жалобе доводы не признал, пояснил, что в уведомлении о явке для составления протокола об административном правонарушении была допущена опечатка, само уведомление о явке, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности были направлены в адрес ПАО «Ростелеком» и получены последним. В период действия пожароопасного сезона 2015 года арендатором ПАО «Ростелеком» не создана лесопожарная команда, не организован и не укомплектован пункт сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения, там самым нарушены требования Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, а также условия договора аренды лесного участка. В проекте освоения лесов арендатора ПАО «Ростелеком» более подробно указаны права и обязанности арендатора по противопожарному обустройству лесного участка. Указанный проект освоения лесов получил положительное заключение государственной экспертизы, договор аренды лесного участка является действующим. Доводы представителей ПАО «Ростелеком» противоречат имеющимся документам.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, в частности, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Закон не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Как следует из материалов дела, в адрес ПАО «Ростелеком» было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о явке ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 часов для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст.8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов», полученное ПАО «Ростелеком» ДД.ММ.ГГГГ. В указанном уведомлении содержатся сведения о том, в отношении какой установленной договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, но неисполненной арендатором обязанности будет производиться составление административного протокола. В, частности, обязанности в соответствии с п. 3.4.з договора аренды обеспечивать пожарную безопасность, на условиях и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № к договору (создание лесопожарных команд из 5 человек, организация и комплектация пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения).
Таким образом, сведений о рассмотрении нарушений именно правил использования лесов в уведомлении не содержится и указание в уведомлении о явке для составления административного протокола на п.4 ст. 8.25 КоАП РФ является очевидной опечаткой, что также подтвердил представитель Государственной лесной службы. ПАО «Ростелеком» получило данное уведомление о явке для составления административного протокола, однако, не направило своих представителей ни для участия в составлении административного протокола, ни для участия в рассмотрении протокола, распорядившись данным правом по своему усмотрению. В этой связи у суда не имеется оснований полагать, что ПАО «Ростелеком» не было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и довод жалобы в данной части суд считает несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением заместителя начальника Красночикойского территориального отдела Государственной лесной службы <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Ростелеком» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Основанием для вынесения данного постановление явилось то обстоятельство, что в нарушение условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а именно п. 3.4.з, арендатором ПАО «Ростелеком» в период действия пожароопасного сезона не создана лесопожарная команда, не организован и не укомплектован пункт сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения, тем самым нарушены требования «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №.
Как следует из материалов дела, между ПАО «Ростелеком» и Государственной лесной службой <адрес> заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (линии связи).
Арендованный лесной участок находится на территории лесного фонда Красночикойского лесничества Усть-Мензинского участкового лесничества в квартале № выдел № общей площадью <данные изъяты> га. Номер государственного учета в лесном реестре <данные изъяты> Срок действия договора 10 лет с момента его государственной регистрации. Договор действующий, прошедший государственную регистрацию, недействительным полностью или в части в установленном законом порядке не признавался, что не оспаривалось сторонами.
В соответствии с п. 3.4 «з» договора аренды арендатор обязан обеспечивать пожарную безопасность на условиях и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № к договору.
В приложении № к договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан выполнить следующие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах: создать 1 лесопожарную команду в количестве 5 человек; организовать и укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, место расположения которого обосновывается арендатором в проекте освоения лесов; обеспечить запас ГСМ. Срок исполнения указанных мероприятий - ежегодно на пожароопасный сезон.
Пожароопасный сезон на территории Красночикойского лесничества в 2015 году действовал в период с 10 апреля по 16 октября.
Проектом освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ПАО «Ростелеком» для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (линии связи) в Красночикойском лесничестве на основании договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, получившим положительное заключение государственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ, определены виды и объемы противопожарного обустройства лесов в соответствии с вышеуказанным договором аренды. В качестве мероприятий по противопожарному обустройству арендуемого ПАО «Ростелеком» лесного участка проектом освоения лесов предусмотрены: организация и комплектация пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения по адресу: <адрес>, с Красный Чикой, <адрес>; создание одной лесопожарной команды в количестве 5 человек; обеспечение запаса ГСМ. Организация и комплектация пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения осуществляется ежегодно на пожароопасный сезон.
Вместе с тем, в период действия пожароопасного сезона 2015 года арендатором ПАО «Ростелеком» вышеупомянутые мероприятия по противопожарному обустройству арендуемого лесного участка не проводились, что подтверждено актом комиссионной проверки арендатора от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось представителями ПАО «Ростелеком».
Требование Государственной лесной службы <адрес> об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ арендатором лесного участка ПАО «Ростелеком» не выполнено.
Доводы представителя ПАО «Ростелеком» ФИО2 в жалобе на постановление, о том, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами, подлежат отклонению, так как такой обязанности в отношении ПАО «Ростелеком» договором аренды не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно частям 1, 2, 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров, как мера пожарной безопасности, включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно части 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Частью 5 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу пп. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Комплектация пункта сосредоточения противопожарного оборудования и средств пожаротушения производится в соответствиис Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» в котором приведен перечень пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, которые должны быть в наличии в пункте сосредоточения противопожарного оборудования в зависимости от цели использования лесов.
Согласно Приложению № к ПриказуМинистерства природных ресурсов и экологии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов устанавливаются в соответствии с нормативами обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, и Правилами пожарной безопасности в лесах, в зависимости от площади используемых лесных участков, количества объектов, объемов работ и численности работающих.
При использовании лесов в соответствии со статьями 36, 43 - 46 Лесного кодекса РФ пункты сосредоточения противопожарного инвентаря организуются с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара (п.8 Приложения № к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд приходит к выводу о нарушении ПАО «Ростелеком» условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части обязанности обеспечивать пожарную безопасность.
В период действия пожароопасного сезона 2015 года арендатором не создана лесопожарная команда, не организован и не укомплектован пункт сосредоточения противопожарного оборудований" и средств пожаротушения.
Несоблюдение Обществом указанных обязанностей подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, проектом освоения лесов арендатора ПАО «Ростелеком» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, актом комиссионной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, требованием № об устранении нарушений лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Нарушений, влекущих незаконность привлечения ПАО «Ростелеком» к административной ответственности, допущено не было, оснований для отмены или изменения постановления № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника Красночикойского территориального отдела Государственной лесной службы <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Публичного акционерного общества «Ростелеком» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя ПАО «Ростелеком» ФИО2 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: И.С. Гусманова