ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2017 от 10.04.2017 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело №12-12/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

10 апреля 2017 года с. Троицкое

Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Сосницкая Е.В.,

с участием: Шаповаловой ФИО5,

помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Иванова П.А.,

рассмотрев жалобу Шаповаловой ФИО5 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В. от 02.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении: Шаповаловой ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с<адрес>, работающей <данные изъяты> зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В. от 02.03.2017 Шаповалова Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей 00 копеек.

Названным постановлением Шаповалова Л.С. признана виновной в том, что являясь должностным лицом - директором Муниципального казенного учреждения <данные изъяты> допустила нецелевое использование бюджетных средств путем подписания заявки на кассовый расход, а именно на оплату замены системы автоматической пожарной сигнализации на сумму 452320 рублей 00 копеек, при освоении средств субсидии МБОУ СОШ с. Маяк на проведение работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, создание условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов в здании школы.

Не соглашаясь с названным постановлением, Шаповалова Л.С. просит суд его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в ее действиях состава правонарушения.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Шаповалова Л.С. поддержала доводы изложенные в жалобе, при этом пояснила, что ею был осуществлен контроль за целевым расходование выделенных денежных средств по программе «Доступная среда на 2014-2015 годы». При изучении указанной программы она посчитала, что замена пожарной сигнализации относится к целевым мероприятия, направленным на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Помощник прокурора Нанайского района Иванов П.А. возражал против удовлетворения жалобы Шаповаловой Л.С., ссылаясь на то, что Шаповалова Л.С. являясь должностным лицом - директором Муниципального казенного учреждения <данные изъяты>» не осуществила финансовый контроль за целевым расходованием бюджетных средств, что повлекло нецелевое использование бюджетных средств, выделенных МБОУ СОШ с. Маяк.

Должностное лицо заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкий Е.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причину неявки не сообщил.

Судья, с учетом мнения участников процесса, определил: рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, помощника прокурора, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно п. 8 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

В судебном заседании установлено, что прокурором Нанайского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства получателями субсидии из бюджета Хабаровского края на проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, по результатам которой были выявлены нарушения требований бюджетного законодательства, а именно: на денежные средства, выделенные из федерального бюджета в сумме 452320 рублей 00 копеек и перечисленные МБОУ СОШ с. Маяк для реализации государственной программы Хабаровского края «Доступная среда на 2014-2015гг.» была произведена замена автоматической пожарной сигнализации, которая не входит в перечень мероприятий утвержденных постановлением правительства Хабаровского края от 20.12.2013 №445-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Доступная среда» на 2014-2015 годы».

Данный факт явился поводом для возбуждения прокурором Нанайского района Хабаровского края от 30.12.2016 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора муниципального казенного учреждения <данные изъяты> Шаповалову Л.С. и направления дела на рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.

При рассмотрении постановления прокурора Нанайского района Хабаровского края о возбуждении производства об административном правонарушении от 30.12.2016 и иных материалов ыли зультатам которой, енной программы Хабаровского края "№445-пр "мющих создание му граммы Хабаровского края " в отношении директора муниципального казенного учреждения «<данные изъяты> Шаповаловой Л.С. заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкий Е.В. признал должностное лицо Шаповалову Л.С. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Шаповаловой Л.С. выполнены.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

По смыслу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Так, из представленных материалов следует, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Маяк» (далее - МБОУ СОШ с. Маяк) в 2015 году являлось участником Государственной программы Хабаровского края «Доступная среда на 2014 - 2015 годы» (далее - государственная программа) в части получения субсидии из средств федерального, краевого и местного бюджетов, которая утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 № 445-пр в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и получило лимиты бюджетных обязательств по субсидии на создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение школ района специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.

На реализацию указанной программы МБОУ СОШ с. Маяк были выделены денежные средства из федерального бюджета 792930,00 руб., из краевого бюджета - 339830,00 руб., из бюджета муниципального района -318100,00 руб.

Все указанные денежные средства МБОУ СОШ с. Маяк освоены в полном объеме.

МБОУ СОШ с. Маяк за счет денежных средств, поступивших из федерального бюджета, краевого бюджета и бюджета муниципального района в рамках субсидии, предоставленной образовательному учреждению на проведение работ по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, а также для создания условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов, были проведены и оплачены следующие работы: замена системы автоматической пожарной сигнализации, ремонт помещения, выделенного под сенсорную комнату, обустройство пандуса у входа в учреждение, замена окон в помещении сенсорной комнаты, обустройство сенсорной комнаты для детей с ограниченными физическими возможностями, установление системы визуальных средств отображения информации, закупку материальных ценностей для оборудования рабочих мест для детей со слабым зрением и слухом.

Согласно приложению №2 Государственной программы Хабаровского края «Доступная среда на 2014-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 № 445-пр к целевым мероприятия, направленным на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения относятся, создании в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.

Таким образом, замена системы автоматической пожарной сигнализации к целевым мероприятия направленным на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп не относится.

Согласно пп.1.1 п.1 Договора о бухгалтерском обслуживании централизованной бухгалтерией муниципальных учреждений от 01.11.2015, МБОУ СОШ с. Маяк передало Централизованной бухгалтерии полномочия по ведению бухгалтерского учета, исполнению плановых назначений плана финансово-хозяйственной деятельности по бюджетным средствам и средствам полученным из внебюджетных источников, а также хозяйственных операций в процессе организации всех видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения.

Согласно уставу, одной из функций Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Нанайского муниципального района» является осуществление финансового контроля за целевым расходованием бюджетных и внебюджетных средств.

Согласно приказу от 02.06.2015 «О приеме на работу» Шаповалова Л.С. назначена на вакантную должность директора -главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения <данные изъяты>», в должностные обязанности которой, согласно Должностной инструкции, утвержденной начальником управления образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края 02.06.2015, наряду с другими обязанностями входит организация бухгалтерского учета и контроль за расходованием денежных средств.

Заявка на кассовые расходы, по которым произведена оплата замены системы автоматической пожарной сигнализации подписана директором Муниципального казенного учреждения <данные изъяты> Шаповаловой Л.С.

Следовательно директор Муниципального казенного учреждения <данные изъяты> Шаповалова Л.С., лицо, согласно должностной инструкции, ответственное за целевое использование денежных средств учреждения, допустила направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.

Доводы Шаповаловой Л.С. о том, что в ее действиях нет состава административного правонарушения, так как она перевела денежные средства на замену системы автоматической пожарной сигнализации на основании сметной документации, которая разрабатывалась в соответствии с нормативными актами РФ. Кроме того, после изучения приложения №2 Государственной программы Хабаровского края «Доступная среда на 2014-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2013 № 445-пр она пришла к выводу о том, что замену пожарной сигнализации относится к целевым мероприятия направленным на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп, не могут быть признаны обоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании закона.

Действия Шаповаловой Л.С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вина (в форме умысла) в совершении правонарушения установлена и подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Исходя из диспозиции статьи 15.14 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой закона состав правонарушения является формальным. То есть объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, приведенными в постановлении от 02.03.2017, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении директора муниципального казенного учреждения <данные изъяты> Шаповаловой Л.С. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей 00 копеек по административному правонарушению, предусмотренному ст. 15.14 КоАП РФ, является законным и обоснованным, основанным на доказательствах по делу.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нецелевое использование бюджетных средств, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Правильность выводов, изложенных в постановлении административного органа, нашла свое подтверждение.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Однако, вина директора Муниципального казенного учреждения <данные изъяты>» Шаповаловой Л.С. в совершении административного правонарушения достоверно установлена.

Суд считает постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В. от 02.03.2017 законным и обоснованным, вынесенным надлежащим должностным лицом. Обстоятельства, указанные в постановлении подтверждаются доказательствами, собранными в соответствии с требованиями законодательства. Нарушений при проведении проверки прокуратурой Нанайского района Хабаровского края по соблюдению требований бюджетного законодательства получателями субсидии из бюджета Хабаровского края на проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, а также при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, допущено не было.

Постановление о привлечении Шаповаловой Л.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

С учетом вышеизложенного полагаю, что принцип презумпции невиновности в отношении Шаповаловой Л.С. не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, не усматривается.

Административное наказание назначено минимальное в соответствии с санкцией ст. 15.14 КоАП РФ и положениями ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Замороцкого Е.В. от 02.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Шаповаловой ФИО5 оставить без изменения, а жалобу Шаповаловой ФИО5 - без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения.

Судья Сосницкая Е.В.