ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2018 от 13.02.2018 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

КОПИЯ

Дело № 12-12/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Нанайского районного суда Хабаровского края А.Л. Литовченко,

рассмотрев жалобу ФИО1, в интересах ФИО2, на постановление по делу об административном правонарушении

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением прокурора Нанайского района Хабаровского края от 12 декабря 2017 в отношении должностного лица - первого заместителя главы администрации района ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, направленное для рассмотрения в министерство финансов Хабаровского края.

Постановлением №19-08/75-17-АП от 09 января 2018, вынесенным заместителем министра финансов Хабаровского края, ФИО2 назначено административное наказание по статье 15.15.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

Данным постановлением ФИО2 признан виновным в нарушении порядка предоставления бюджетной отчетности, а именно в непредставлении в министерство ЖКХ края в срок до 15 марта 2017 отчета за февраль 2017 об использовании субвенций, предоставленных администрации района на основании Закона Хабаровского края от 14 ноября 2007 №154 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению» (далее - Закон №154).

Не согласившись, защитник ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на то, что отчетность о расходовании бюджетных средств, составляющих финансовое обеспечение делегированных полномочий, не является бюджетной отчетностью, просит постановление о назначении административного наказания отменить, а производство по делу - прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При рассмотрении жалобы защитник ФИО2-Коренской Е.Е. ее доводы поддержал, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Прокурор Маркин А.А. просил оставить постановление о назначении административного наказания без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.

Выслушав участников процесса и проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления на основании законов субъектов РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Данные законы должны определять, в том числе, обязанности органов местного самоуправления при исполнении переданных им полномочий, а также порядок отчетности органов местного самоуправления об их осуществлении.

При этом статьей 21 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправлении и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных полномочий.

Согласно Закону №154 органы местного самоуправления Хабаровского края наделены его государственными полномочиями по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Пунктом 10 части 7 статьи 7 Закона Хабаровского края №226 от 06 декабря 2016 «О краевом бюджете на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов» Нанайскому району предусмотрена субвенция в размере 73140 рублей для реализации государственных полномочий Хабаровского края, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований края в соответствии с Законом №154.

В соответствии со статьей 7 Закона №154 органы местного самоуправления представляют в уполномоченные Правительством края органы исполнительной власти края ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о ходе осуществления государственных полномочий и расходовании финансовых средств, полученных на эти цели. Форма отчетности органов местного самоуправления и сроки ее представления устанавливаются Правительством края.

Во исполнение требований данной нормы постановлением Правительства края от 28 января 2008 №21-пр утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Хабаровского края по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Согласно пункту 4.1 Порядка, органы местного самоуправления ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в министерство ЖКХ края отчет об использовании субвенции по форме, согласно приложению №2 к Порядку.

Судом установлено, что на 01 марта 2017 администрации Нанайского района Хабаровского края ко доведены бюджетные ассигнования краевого бюджета в размере 6600 рублей.

Отчет об использовании субвенций за февраль 2017 предоставлен администрацией района в министерство ЖКХ только 10 апреля 2017 г.

Данное обстоятельство заявителем не оспаривается и подтверждается письмом министерства ЖКХ от 04 декабря 2017 №01-07/15612 о предоставлении информации и документов, подтверждающих фактическое предоставление поступление отчетов в министерство в 2017 года; регистрационной карточкой.

Согласно статье 15.15. КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, явившихся основанием для привлечения к административной ответственности) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности установлены статьей 264.1 БК РФ.

Согласно части 3 данной нормы бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

Кроме того, в силу части 1 статьи 264 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов РФ в соответствии с положениями БК РФ.

Во исполнение требований статьи 264.1 БК РФ приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

В соответствии с пунктами 2, 10, 11.1 Инструкции бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов:

-баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

-справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

-справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);

-справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);

-отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

-отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

-отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

-отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);

-пояснительная записка (ф. 0503160);

-разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).

Проанализировав содержание вышеприведенных норм, и исходя из установленных различий в составе субъектов утверждения форм отчетности, порядке ее формирования и сроках предоставления, суд приходит к выводу, что отчетность о расходовании бюджетных средств, составляющих финансовое обеспечение делегированных полномочии, не является бюджетной отчетностью в значении, придаваемом этому термину статьей 264.1 БК РФ.

Вместе с тем, данное обстоятельство еще не означает отсутствие состава правонарушения в действиях должностного лица, поскольку ответственность по статье 15.15.6 КоАП РФ наступает не только за несвоевременное предоставление бюджетной отчетности, но и других сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

В силу части 2 статьи 219 БК РФ исполнение бюджета предполагает, в том числе, принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств, а потому вопреки доводам жалобы несвоевременное предоставление отчета, предусмотренного постановлением Правительства края образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

В качестве субъекта ответственности санкцией данной статьи предусмотрены должностные лица.

Под должностным лицом для целей применения КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии со структурой администрации Нанайского района, утвержденной решением Собрания депутатов района №151 от 23 ноября 2016, одним из ее структурных подразделений является отдел ЖКХ, подчиненный первому заместителю главы администрации.

Отдел ЖКХ осуществляет государственные полномочия Хабаровского края, в том числе, по возмещению стоимости услуг по погребению (пункт 3.7 Положения об отделе).

Согласно распоряжению главы района №3 от 22 января 2008 «О распределении обязанностей между главой района, заместителями главы администрации Нанайского муниципального района», первый заместитель главы администрации организует и координирует работу отдела ЖКХ, несет персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины в курируемых отделах и секторах администрации района, отвечает за взаимодействие с министерством ЖКХ Хабаровского края.

На основании распоряжения главы района №139 от 02 декабря 2009 с названной даты первым заместителем главы администрации района является ФИО2

На момент наступления обстоятельств, явившихся основанием для привлечения к административной ответственности, ФИО2 исполнял свои обязанности и нес ответственность за своевременное предоставление финансовой отчетности, в связи с чем является субъектом вмененного правонарушения.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что администрацией принимались меры к сдаче отчета об использовании субвенций в установленные сроки, материалы дела не содержат.

Таким образом, зная об обязательности ежемесячного предоставления вышеуказанного отчета, и не обеспечив его своевременную сдачу, первый заместитель главы администрации сознательно допустил нарушение либо безразлично отнесся к исполнению требований бюджетного законодательства, что в полной мере соответствует такой форме вины как умысел (статья 2.2 КоАП РФ).

С учетом изложенного, привлечение ФИО2 к ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ следует признать обоснованным.

При этом, исходя из характера допущенного нарушения и установленных судом фактических обстоятельств, оснований для признания допущенного ФИО2 нарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание назначено ему по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции 15.15.6 названного Кодекса. Наказание, которому подвергнут ФИО2, соразмерно содеянному, основано на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к нему соответствующей меры государственного принуждения, которая будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.

Срок давности и порядок привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление №19-08/75-17-АП от 09 января 2018, вынесенное заместителем министра финансов Хабаровского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ, в отношении ФИО2, оставить без изменения, а жалобу его защитника - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и (или) опротестовано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья А.Л. Литовченко