Материал № 12-12/2021
Р Е Ш Е Н И Е
18 февраля 2021 г. г. Чердынь
Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Федосеевой А.А.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ареал» ФИО1,
защитника Кузьминых М.В.,
представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ареал»ФИО1 на постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО5 от 21 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ареал» ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 21 декабря 2020 г. генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Ареал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ООО «Ареал» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что в основу выводов о его виновности об отсутствии контроля с его стороны за соблюдением требований лесного законодательства при организации и проведении лесозаготовительных работ, непринятие мер по контролю за действиями лиц, осуществляющих данные работы и по недопущению с их стороны лесного законодательства, что выразилось в итоге в нарушении ООО «Ареал» положений лесного законодательства и договора аренды лесного участка. Так, по мнению должностного лица, вынесшего постановление, в соответствии с п. 13.1 договора аренды лесного участка от 7 сентября 2009 г. № арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим договором. При этом, по мнению должностного лица, изложенные в постановлении требования лесного законодательства не выполняются. В постановлении было указано, что лесной участок не был предоставлен ООО Ареал» с целью переработки древесины и иных лесных ресурсов и у ООО «Ареал» отсутствует право размещать объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры на данном лесном участке. Указанные в постановлении доводы о виновности ФИО1 считает необоснованными, несоответствующими закону, условиям договора аренды лесного участка и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела. Со стороны ООО «Ареал» не было допущено нарушений в части самовольного использования лесного участка, и соответственно в действиях генерального директора также отсутствует состав правонарушения. В договоре аренды прямо закреплено, что арендатор вправе даже кроме лесной инфраструктуры создавать лесоперерабатывающую инфраструктуру (ставить пилорамы) и строить объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Вывод начальника отдела государственного надзора о том, что в соответствии с договором аренды ООО «Ареал» лесной участок был передан только лишь для заготовки древесины, не соответствует действительности. Более того, лесной склад ООО «Ареал» был задекларирован по лесной декларации. Просит обратить внимание на то, что использование начальником отдела государственного надзора только лишь терминология словаря с сайта Федерального агентства лесного хозяйства свидетельствует об отсутствии нормативно-правового акта, закрепляющего само понятие Лесной склад. Соответственно ссылаться на нарушение лесного законодательства, применяя свободное понимание данного понятия со стороны начальника отдела государственного надзора является необоснованным, так как оно является предположением, которое в соответствии с принципом презумпции невиновности не может быть положено в основу обвинения в совершении административного правонарушения. Выводы в постановлении о назначении административного наказания о ничтожности условий договора аренды( в связи с изменением положений законодательства, которые ввели новую форму договора аренды), предусматривающих право создания лесоперерабатывающей инфраструктуры и других условий, которые не соответствуют новой форме типовых договоров, являются лишь предположением, не основанным на законе. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании заявитель и его защитник доводы жалобы поддержали.
Защитником приобщены письменные пояснения к жалобе.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с доводами жалобы не согласился. Указал, что положения ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшие на момент заключения договора аренды лесного участка от 07.09.2009 г. № и по сегодняшний день, разграничивает виды использования «для заготовки древесины» и «для переработки древесины». Пунктом 4.1 договора конкретно определен вид разрешенного использования рассматриваемого арендуемого лесного участка - «для заготовки древесины». В 2007 г. Постановлением Правительства была утверждена «Форма примерного договора аренды лесного участка», в которой содержались сведения о возможности размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры на арендуемом лесном участке. Однако в 2017 г. в силу вступил Приказ Минприроды РФ «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков». В данной форме были исключены положения о правах арендатора осуществлять на лесном участке создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Требования об изменении условий Договора и заключение нового договора аренды лесного участка, в целях соответствия целям лесопользования, должен направлять именно арендатор лесных участков, являющийся заинтересованным лицом, непосредственно осуществляющим лесохозяйственную деятельность на рассматриваемом лесном участке и несущим ответственность за допущенные нарушения. При этом высшую юридическую силу имеют положения, закрепленные в Лесном кодексе Российской Федерации к моменту заключения договора, а именно, разделение видов лесопользования в соответствии с осуществляемой деятельностью. Следовательно, арендатор, зная о предполагаемом возведении лесоперерабатывающей инфраструктуры еще к моменту заключения рассматриваемого Договора имел возможность в инициативном порядке внести корректировки в проект заключаемого Договора. Согласно Перечню объектов лесной инфраструктуры, «лесной склад» является объектом лесной инфраструктуры, предназначенном для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (наравне с лесными дорогами мостами, объектами пожарной безопасности) Согласно Приказам Минприроды РФ, «Об составе Проекта освоения лесов» и «Об утверждении формы лесной декларации», сведения об объектах лесной инфраструктуры отражаются в приложениях к соответствующим документам. Согласно приложению к лесной декларации от 16.01.2020 г. ООО «Ареал» задекларировало в частях выделов 31,32,33 квартала 165 и частях выделов 12,14,16 квартала 166 <адрес> объект лесной инфраструктуры - «лесной склад». Исходя же из фактических обстоятельств, установленных в ходе административного производства, на рассматриваемом участке располагаются объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры. Определение «лесной склад» не закреплено нормативно. При этом при его определении необходимо руководствоваться совокупностью норм лесного законодательства, в соответствии с которыми «лесной склад» является объектом лесной инфраструктуры и не коим образом не соотносится с осуществлением лесопереработки.
Изучив доводы жалобы, заслушав заявителя, защитника, должностное лицо надзорного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 декабря 2014 г. № 528 «Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» (действующего в юридически значимый период) использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии с частью 1 статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из положений п. 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 января 2015 г. № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (действующего в юридически значимый период) в лесную декларацию вносится следующая информация: о наименовании уполномоченного органа; о лице, подавшем лесную декларацию: наименование (включая организационно-правовую форму), место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), контактные данные (номер телефона, факс<***> для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактные данные (номер телефона, факс<***> для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации (ОГРНИП<***> для индивидуального предпринимателя; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии); дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о декларируемом периоде; о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.
Согласно п. 4.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 января 2015 г. № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» в Приложении 1 к лесной декларации отражается следующая информация: в таблице «Создание (снос) объектов лесной инфраструктуры» указывается наименования объектов лесной инфраструктуры; номер объекта лесной инфраструктуры; вид работ (строительство, ремонт, реконструкция, снос, рекультивация); наименования лесничества (лесопарка); наименование урочища, лесной дачи, технического участка при наличии в лесохозяйственном регламенте лесничества, материалах лесоустройства; номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов и лесосек; площадь лесосеки.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Признавая генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ареал» ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, начальник отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края исходил из того, что в ходе проведения осмотра лесного участка, расположенного в квартале № 165 выделов № 31,32,33 и квартале № 166 выделов № 12,14,16 <адрес> выявлен факт самовольного использования ООО «Ареал» лесных участков (без специального разрешения) для переработки лесных ресурсов. При этом генеральным директором ООО «Ареал» ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, отсутствия контроля за соблюдением требований лесного законодательства при организации и проведении лесозаготовительных работ, непринятия мер по контролю за действиями лиц, осуществляющих работы, допущено использование ООО «Ареал» лесных участков (без специального разрешения) для переработки лесных ресурсов на пяти пилорамах.
Установленные должностным лицом обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами:
Из протокола об административном правонарушении от 14 декабря 2020 г. следует, что в результате ненадлежащего исполнения директором ООО «Ареал» должностных обязанностей, отсутствия контроля за соблюдением требований лесного законодательства при организации и проведении лесозаготовительных работ, непринятия мер по контролю за действиями лиц, осуществляющих работы, допущено размещение пяти пилорам на лесных участках.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 1 декабря 2020 г. ФИО1 является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, а следовательно, он наделен всей полнотой ответственности за руководство ООО «Ареал».
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 4 марта 2020 г. ООО «Ареал» занимается только лесозаготовительной деятельностью.
Из акта осмотра лесного участка от 1 ноября 2020 г., фототаблицы квартала № 166 выдела № 12 следует, что лесной склад расположен на территории участка лесного фонда, переданного в аренду ООО «Ареал» по договору №377 от 7 сентября 2009 г. на территории лесного склада расположено 5 пилорам. Отходы лесопиления, пиломатериал и круглые лесоматериалы находятся также на территории лесного склада. По периметру лесного склада проложена минерализованная полоса. На момент проверки лесопиление на пилорамах не велось.
Согласно п. 4.1 договора аренды № 377 лесного участка от 7 сентября 2009 г. для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 36 тыс. м3, в том числе 27,6 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов. Из пункта 12.2 Договора следует, что осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Судья районного суда соглашается с выводами должностного лица в силу следующего.
Из статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из п. 4.2 Приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (действовавшей до 1 января 2021 г.) следует, что вприложении 2 к лесной декларации отражается следующая информация: в графе"Наименование объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" указывается наименование объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Изп. 7 Приказа Минприроды России от 01.12.2014 N 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" (действующего до 1 января 2021 г.), следует, что
лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов, имеют право:
создавать лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое) в соответствии с частью 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации;
создавать лесоперерабатывающую инфраструктуру (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое) в соответствии с частью 1 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как следует из приложения № 2 лесной декларации № от 25 декабря 2019 г., в графе "Наименование объектов лесной инфраструктуры" указан лесной склад. При этом в данном приложении лесоперерабатывающая инфраструктура в качестве объекта не указана, наименование объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры также не указано.
Заявлено об использовании лесных участков в период с 16 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. с целью заготовки древесины.
Межу тем согласно акту осмотра размещены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры - 5 пилорам.
Как следует из пояснений принимающего участие в судебном заседании представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2, обладающего специальными познаниями в лесном хозяйстве на основании полученного диплома о высшем образовании по экологии и природопользовании, характер спилов лесоматериалов свидетельствует о недавней переработке древесины, торцы пиломатериала потемнели от влажности.
С учетом ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 7 Приказа Минприроды России от 01.12.2014 N 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" (действующего до 1 января 2021 г.) виды использования лесов для заготовки древесины и для переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также по созданию лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другое) в соответствии с частью 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации и по созданию лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое) в соответствии с частью 1 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации, разграничены.
Исходя из предмета договора аренды земельного участка от 7 сентября 2009 г. (п. 4.1), ООО «Ареал» (арендатору) предоставляется земельный участок для заготовки древесины.
Согласно п. 12.2 арендатор имеет право на лесном участке создавать лесную инфраструктуру и лесоперерабатывающую инфраструктуру.
Однако само по себе указание в договоре аренды права осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры, с учетом положений действующего законодательства о разграничении видов использования лесов и отсутствия в лесной декларации в юридически значимый период сведений об использовании леса для создания лесоперерабатывающей инфраструктуры и допущение нарушений лесного законодательства, отсутствие контроля за соблюдением действующего лесного законодательства не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) должностного лица ФИО1 состава вмененного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья критически относится к пояснениям заявителя относительно даты осуществления деятельности по переработке древесины на пилорамах - не функционирует 2 года, и берет за основу пояснения представителя должностного лица контрольного органа, имеющего специальности по экологии и природопользованию, а также фотоматериалы, на которых усматриваются следы свежего спила. Доказательств обратного в материалах дела не содержится.
Также с учетом положений п. 7 Приказа Минприроды России от 01.12.2014 N 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" (действующего до 1 января 2021 г.) лесной склад относится к объекту лесной инфраструктуры, а пилорамы, как объекты переработки заготовленной древесины, относятся к лесоперерабатывающей инфраструктуре.
Тот факт, что надзорному органу из письма от 19 сентября 2019 г. было известно о наличии 5 пилорам на лесных участках, арендованных ООО «Ареал», и то, что Министерство природных ресурсов не выступило с инициативой о перезаключении договора аренды, с учетом установленных обстоятельств не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения в действиях (бездействии) должностного лица ФИО1
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях (бездействии) директора ООО «Ареал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Наказание должностному лицу назначено в пределах санкции ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу постановления должностного лица не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО3 от 21 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ареал» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Н. Хорошева