ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2021 от 29.01.2021 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

29 января 2021 года город Симферополь

Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым Цыкуренко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО10 на постановление заместителя руководителя УФАС по РК и г. Севастополю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальника учреждения ФИО11,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя УФАС по РК и г. Севастополю ФИО1 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, должностное лицо ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальник учреждения ФИО2 был признан виновным с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которая мотивирована тем, что должностными лицами не был проверен факт ненадлежащего извещения заявителя по делу о времени и месте рассмотрения настоящего дела, не рассмотрены доводы об отсутствии состава административного правонарушения. Также ФИО2 считает, что выводы Крымского УФАС, изложенные в обжалуемом постановлении, основываются на выводах прокуратуры г. Симферополя, которые были сделаны в результате проведения проверки. Таким образом заявитель считает, что при принятии обжалуемого постановления должностным лицом не проведена должная проверка всех обстоятельств по делу, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и привело к существенному нарушению требований КоАП РФ.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, ранее поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме, просил удовлетворить жалобу.

Представитель Крымского УФАС также не явилась, ранее возражала против доводов, изложенных в жалобе ФИО2, просила в удовлетворении отказать, считала вынесенное постановление законным и обоснованным.

Прокурор в судебном заседании указал на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме «Технико-экономическое обоснование по объекту Создание инфраструктуры морских пассажирских, круизных перевозок и яхтенного туризма полуострова Крым».

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым», в лице начальника ФИО2, и ООО «УСП Компьюлинк» (ООО «Инфралинк»), в лице генерального директора ФИО3, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключили Государственный контракт .

Согласно пункта 1.1 Контракта в целях реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства РФ № 790 от 11.08.2014г., Заказчик: поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по разработке технико-экономического обоснования по объекту Создание инфраструктуры морских пассажирских, круизных перевозок и яхтенного туризма полуострова Крым в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), Календарным планом выполнения работ (Приложение № 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями Контракта.

Пунктом 1.3 Контракта предусмотрено, что существенными условиями контракта для сторон являются в том числе: предмет контракта, цена, сроки, качество работ, надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту в период действия контракта.

Согласно п. 15 «Казначейское сопровождение по контракту» Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено:

«15.1. Авансовые платежи по Контракту подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 г. № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в случае если цена контракта для обеспечения нужд субъекта РФ составляет 100 миллионов (сто миллионов) рублей и более. Подрядчик обязан открыть лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства.

15.2. Операции по зачислению и списанию авансовых платежей по Контракту подлежат отражению на лицевых счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Перечисление авансовых платежей осуществляется на открытый Подрядчиком лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства.

При этом для указанного счета устанавливается запрет перечисления средств, поступивших на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

а) в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), вклада в имущество другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), не увеличивающего его уставный (складочный) капитал, если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанному юридическому лицу (дочернему обществу юридического лица) на счета, открытые им в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации (далее - банк);

б) в целях размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, за исключением случаев, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе принимаемыми в отношении средств, указанных в подпункте «б» пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 г. № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;

в) на счета, открытые в банке юридическому лицу, за исключением:

- оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;

- оплаты обязательств юридического лица по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также выплат лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств;

- оплаты фактически выполненных юридическим лицом работ, оказанных услуг, изготовленной продукции, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, в случае если юридическое лицо не привлекает для выполнения работ, оказания услуг и изготовления продукции иных юридических лиц, а также при условии представления документов-оснований и (или) иных документов, предусмотренных соглашениями, государственными (муниципальными) контрактами, договорами о капитальных вложениях, контрактами учреждений, договорами (контрактами, соглашениями) или нормативными правовыми актами о предоставлении субсидии;

- возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) в случае, если указанные расходы осуществлялись до поступления целевых средств (за исключением субсидий юридическим лицам) на лицевой счет для учета операций неучаетника бюджетного процесса и при условии представления документов, указанных в предыдущем абзаце, копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), а также соглашения, государственного (муниципального) контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора (контракта, соглашения) или нормативного правового акта о предоставлении субсидий, если условиями государственного (муниципального) контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора (контракта, соглашения) предусмотрено возмещение произведенных юридическим лицом расходов (части расходов);

г) на счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом – получателем целевых средств договоры (контракты, соглашения), за исключением договоров, заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению), принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций и сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также договоров страхования в соответствии со страховым законодательством;

Банковские реквизиты счета в органе Федерального казначейства, на который будут перечисляться платежи, представляются Государственному заказчику в течение 3 рабочих дней с момента его открытия.

15.3. Для санкционирования оплаты но открытому счету неучастника бюджетного процесса Подрядчик обязан предоставить в территориальные органы Федерального казначейства документы, предусмотренные Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов при казначейском сопровождении средств, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2018 года № 259н.

15.4. Подрядчик обязан указывать в контрактах (договорах), заключенных в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств идентификатор Контракта. Порядок формирования идентификатора государственного (муниципального) контракта устанавливает Федеральное казначейство.»

В соответствии с Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК», в лице начальника ФИО2 и ООО «УСП Компьюлинк» (ООО «Инфралинк»), в лице генерального директора ФИО4, раздел 15. «Казначейское сопровождение по контракту» исключен.

Постановлением прокурора г. Симферополя старшего советника юстиции Погудина Д.М. от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя УФАС по РК и г. Севастополю ФИО1 за от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, должностное лицо ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальник учреждения ФИО2 был признан виновным с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, так как должностное лицо пришло к выводу, что ФИО2 были нарушены требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, поскольку при исполнении Контракта изменены его существенные условия.

В ч.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержится исчерпывающих перечень случаев, когда изменение существенных условий контракта допустимо по соглашению сторон.

В соответствии с п.1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в то числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к х предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрено его поэтапное выполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

На основании части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так, к существенным условиям договора подряда относятся условия о предмете договора, условия, которые в законе или иных правовых актах определены как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ, пункты 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. № 49).

В соответствии с ГК РФ существенными условиями договора подряда являются условия, позволяющие определить конкретный вид работы (пункт 1 статьи 702 ГК РФ) и условие о начальном и конечном сроке выполнения работ (пункт 1 статьи 708 ГК РФ).

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утверждены Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 5 Закона о федеральном бюджете установлено, что казначейскому сопровождению подлежат целевые средства, направляемые, в том числе на реализацию национальных проектов.

Казначейское сопровождение - это осуществление операций по зачислению и списанию целевых средств на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России, и отражение их на лицевых счетах, открытых юрлицам и ИП в таких территориальных органах в установленном порядке. При данном сопровождении территориальные органы Федерального казначейства санкционируют расходы, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2019г. № 380-ФЗ).

Казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, определенных в федеральном законе о бюджете на соответствующий год.

Таким образом, казначейское сопровождение - это одна из форм контроля государства за расходованием бюджетных средств, своего рода, дополнительный способ контроля целевого использования бюджетных средств.

При этом, правоотношения, возникшие в рамках исполнения контракта от ДД.ММ.ГГГГ. регулируются параграфами 1, 3 и 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным Законом № 44-ФЗ.

По общему правилу пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 19.12.2016г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федераций от 30.12.2016г. № 1552, казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения федеральных нужд.

Согласно императивной норме ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке; согласно ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что казначейское сопровождение не является существенным условием контракта в понимании ГК РФ и статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, являются основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

К порядку оплаты работ по контракту, равно как и другим существенным условиям государственного контракта, условия о казначейском сопровождении отношения не имеет.

Исключение из контракта раздела 15 «Казначейское сопровождение по контракту» не нарушает положения ст. 95 Закона о контрактной системе, поскольку оно не касается срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг.

Кроме того, в судебном заседании суд предложил представителю административного органа предоставить нормативное обоснование об обязательности казначейского сопровождения для государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, соответствующих данных не представлено, что свидетельствует о необязательности казначейского сопровождения для государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, утверждения заявителя о том, что должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не рассмотрены доводы ФИО2 об отсутствии состава административного правонарушения, не проведена должная проверка всех обстоятельств по делу, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, являются обоснованными.

В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

В связи с чем, постановление заместителя руководителя УФАС по РК и г. Севастополю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальника учреждения ФИО2, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальника учреждения ФИО2 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя УФАС по РК и г. Севастополю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальника учреждения ФИО2 – удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя УФАС по РК и г. Севастополю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальника учреждения ФИО2 - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» - начальника учреждения ФИО2, прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья А.С. Цыкуренко