№ 12-12/2022
УИД 46RS0028-01-2022-000179-31
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
26 мая 2022 г. г. Щигры
Судья Щигровского районного суда Курской области Зуборев С.Н.,
с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заместителя генерального директора - директора по управлению АО «Щигровский КХП» Гапеева А.А. - Петросовой М.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора - директора по управлению АО «Щигровский КХП» Гапеева Александра Александровича на постановление старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № № от ДД.ММ.ГГГГ г., которым должностное лицо Гапеев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора - директор по управлению АО «Щигровский КХП» Гапеев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Гапеев А.А. обратился в суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление об административном наказании. В обоснование указано, что согласно информации, содержащейся в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (учетный номер КНМ 36№, решение № от ДД.ММ.ГГГГ), предметом контрольного (надзорного) мероприятия являются обязательные требования, содержащиеся в пунктах 43-46 Приложения 1 Приказа Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», а именно: обязательные требования, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров», Постановлении Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», Постановлении Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде». Между тем согласно решению о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ предметом контрольного (надзорного) мероприятия являются обязательные требования, предусмотренные пунктами 1-5, подпунктом 2 пункта 2 статьи 13, пунктом 4 статьи 13, пунктом 5 статьи 13, пунктами 7-9 статьи 13, абзацем вторым статьи 42, абзацем четвертым статьи 42, абзацем 7 статьи 42, абзацем 8 статьи 42, пунктом 1 статьи 76, пунктом 3 статьи 76, пунктами 4, 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ, подпунктами «а», «б» пункта 4, пунктом 5, пунктом 8, пунктом 24, пунктом 26, пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Таким образом, предмет контрольного (надзорного) мероприятия и дата принятия решения отличаются от информации, размещенной в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятия, что свидетельствует о том, что имело место проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме того, отбор проб почвы, по результатам исследования которых сделан вывод о превышении загрязняющих веществ в пробах почвы проводился с нарушениями нормативных требований, что могло повлечь вторичное загрязнение отбираемых образцов, протокол отбора проб не содержит сведений о способе определения пробных площадок, не соблюдены требования к глубине отбора пробы, массе пробы, проба и фоновая пробы взяты с участков, имеющих разные характеристики.
В судебном заседании защитник должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Петросова М.И. доводы, изложенные в жалобах с учетом их дополнения, поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитника лица, в отношении которого вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, Петросовой М.И., исследовав совокупность представленных доказательств, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании решения руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Щигровский КХП» страшим государственным инспектором и государственными инспекторами Управления Росприроднадзора совместно с представителями филиала ЦЛАТИ по Курской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» была проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), в ходе которой 10.02.2022 был произведен отбор проб почвы на территории организации, прилегающей к строительной площадке с южной стороны, в присутствии должностного лица АО «Щигровский КХП» ФИО2, о чем составлен протокол отбора проб почвы № П-1 от 10.02.2022.
Постановлением старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора - директор по управлению АО «Щигровский КХП» Гапеев А.А., который согласно должностной инструкции руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, организует и контролирует выполнение подчинёнными сотрудниками инструкций, требований законодательства РФ, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию.
Статьей 19 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрено, что единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий создается в следующих целях:
1) учет проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, указанных в пунктах 4 и 7 части 1 статьи 45 настоящего Федерального закона, контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений;
2) учет решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, указанных в пункте 1 настоящей части, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
3) обеспечение взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) учет информации о жалобах контролируемых лиц.
Оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий является федеральной государственной информационной системой (п. 3 ст. 19).
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 4 ст. 19).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415» утверждены Правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Согласно п. 8 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий каждой записи в едином реестре, включающей в себя совокупность данных о профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях, актах, решениях контрольных (надзорных) органов, а также результатах досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, присваивается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия.
Под учетным номером контрольного (надзорного) мероприятия в целях настоящих Правил понимается номер электронного паспорта профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Номер электронного паспорта профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия присваивается однократно и не может быть изменен, а также использоваться повторно.
Согласно информации, содержащейся в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий о КНМ № от ДД.ММ.ГГГГ, контролируемым лицом является АО «Щигровский КХП», датой начала КНМ - 01.02.2022, видом государственного контроля (надзора) - федеральный государственный земельный контроль (п.п. 119-120 Приложения 1 Приказа Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования», а именно: обязательные требования, предусмотренные пунктами 1-5, подпунктом 2 пункта 2 статьи 13, пунктом 4 статьи 13, пунктом 5 статьи 13, пунктами 7-9 статьи 13, абзацем вторым статьи 42, абзацем четвертым статьи 42, абзацем 7 статьи 42, абзацем 8 статьи 42, пунктом 1 статьи 76, пунктом 3 статьи 76, пунктами 4, 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ, подпунктами «а», «б» пункта 4, пунктом 5, пунктом 8, пунктом 24, пунктом 26, пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»), видом КНМ - выездная проверка, номер решения - 128/п/К, дата и время издания решения - 27.01.2022, характер КНМ - плановое КНМ.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что имело место проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, являются необоснованными.
Согласно п. 10 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий сведения вносятся в единый реестр контрольными (надзорными) органами исключительно посредством использования справочников и классификаторов, которые формируются в автоматическом режиме на основе сведений, включенных в единый реестр видов контроля и Федеральную государственную информационную систему «Реестр обязательных требований» (в отношении данных, для которых установлено наличие соответствующих справочников, предусмотренных приложением к настоящим Правилам).
С решением о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пределах своих полномочий в период с 01.02.2022, представитель АО «Щигровский КХП» был ознакомлен 31.01.2022.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, осуществленного в пределах сроков, указанных в решении о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия, 10.02.2022 в присутствии должностного лица АО «Щигровский КХП» были отобраны пробы почвы, при этом каких-либо замечаний не поступило.
При таким обстоятельствах каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что размещение в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятия некорректных сведений о дате издания решения и предмете контрольного (надзорного) мероприятия каким-либо образом повлияло на результаты проведенного контрольного (надзорного) мероприятия или нарушило права контролируемого лица ввиду несвоевременного уведомления о проведении земельного контроля, не установлено.
Согласно протоколу № П-1/22 от 18.02.2022 результатов анализа проб почвы на обследованной территории площадью 28, кв. м, прилегающей к строительной площадке с южной стороны, установлено наличие превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, в том числе: нефтепродуктами на глубине 0-20 см- в 1,6 раза, на глубине 20-60 см - в 2,4 раза, на глубине 60-100 см - в 2,5 раза; фосфором подвижным - на глубине 0-20 см - 1,6 раза, на глубине 20-60 см - в 1,4 раза, на глубине 60-100 см - в 1,2 раза; анионными ПАВ на глубине 0-20 см - 1,1 раза, на глубине 20-60 см - в 1,1 раза, на глубине 60-100 см - в 1,1 раза.
21.02.2022 составлен акт плановой выездной проверки, согласно которому АО «Щигровским КХП», директором по управлению АО «Щигровский КХП» Гапеевым А.А. нарушены требования п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
ДД.ММ.ГГГГ страшим государственным инспектором Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица Гапеева А.А.
Доводы о том, что при отборе проб почвы были допущены нарушения требований нормативных требований, подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно показаниям допрошенного в качестве свидетеля ведущего инженера аналитических исследований филиала ЦЛАТИ по Курской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» ФИО3 площадка для отбора проб почвы была определена должностным лицом Росприроднадзора на территории контролируемого лица, фоновая проба отбирается в месте с однородным составом почвы, не подвергавшемся негативному воздействию, место её отбора определяется специалистом ЦЛАТИ, глубина отбора проб, предусмотренная ГОСТ 17.4.4.02-2017, носит рекомендательный характер, в данном случае для оценки длительности негативного воздействия и оценки ущерба пробы отбирались с глубины более 20 см.
С учетом установленных обстоятельств отбор проб почвы проведен без нарушений требований нормативных актов в присутствии должностного лица АО «Щигровский КХП» ФИО2, контролируемое лицо своевременно было уведомлено о предстоящем отборе проб, форма и содержание акта отбора проб почвы соответствует требованиям, установленным нормативными актами, своим правом произвести параллельный отбор проб почвы и провести их анализ в аккредитованной лаборатории АО «Щигровский КХП» не воспользовалось, содержание сведений, размещенных на сайте gismeteo.ru, само по себе не свидетельствует о недостоверности сведений, внесенных в протокол отбора проб.
Порядок и срок давности привлечения Гапеева А.А. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Гапееву А.А. в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 № № от ДД.ММ.ГГГГ г., которым должностное лицо Гапеев Александр Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., оставить без изменения, а жалобу должностного лица Гапеева Александра Александровича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Щигровский райсуд Курской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Н. Зуборев