Дело № 12-12/2023
Р Е Ш Е Н И Е
пос. Ола 26 октября 2023 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Стахорская О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области по адресу: <...>,
жалобу главы Ольский муниципальный округа ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Ольского района по пожарному надзору ФИО2 № 18 от 13 сентября 2023 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора Ольского района по пожарному надзору ФИО2 от 13 сентября 2023 года № 18 глава муниципального образования «Ольский муниципальный округ» ФИО1 привлечён к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В поданной жалобе ФИО1 просит отменить постановление о назначении административного наказания, приводя доводы о его незаконности, производство по делу прекратить.
Защитник заявителя ФИО3 в судебном заседании поддержала жалобу, просила ее удовлетворить.
Представитель Главный государственный инспектор Ольского района по пожарному надзору ФИО2 просил отклонить жалобу ФИО1, обращая внимание на то, что нарушений при принятии решения не допущено
Принимавший участие в деле прокурор Довгань Я.Ф., настаивала на привлечении Форостовского к административной ответственности и просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 названного Кодекса и ч. 6, 6.1 и 7 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В силу п.п. 8, 10 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросу местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Частью 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Закон № 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 19 Закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся, помимо прочего, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём. Статьями 37 и 38 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее по тексту – Правила), которые устанавливают порядок организации производства и (или) содержания объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 70 указанных Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Соответствующие схемы противопожарных барьеров утверждены постановлением администрации от 23 мая 2023 года № 405. В частности, названные противопожарные барьеры предусмотрены приложениями №№1-12 к данному постановлению вокруг населённых пунктов:
- Ола (в том числе, участок № 4 в приложении № 1 к постановлению – минерализованная противопожарная полоса протяжённостью 0,9 км),
- Яна (в том числе, участок № 1 в приложении № 11 к постановлению – минерализованная противопожарная полоса протяжённостью 0,2 км),
- Тауйск (в том числе, участок № 4 в приложении № 12 к постановлению – минерализованная противопожарная полоса протяжённостью 1,1 км).
- Талон (в том числе, участок № 4 в приложении № 7 к постановлению – минерализованная противопожарная полоса протяжённостью 1,7 км),
- Клепка (в том числе, участки №№ 1, 5 в приложении № 3 к постановлению – минерализованные противопожарные полосы протяжённостью 0,8 и 1,8 км соответственно),
- Гадля (в том числе, участок № 1 в приложении № 2 к постановлению – минерализованная противопожарная полоса протяжённостью 1,8 км),
- Ямск (в том числе, участок № 3 в приложении № 9 к постановлению – минерализованная противопожарная полоса протяжённостью 0,7 км),
Также, постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 8 апреля 2016 года № 243 утверждён Перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, которыми рекомендовано оснастить территории общего пользования населённых пунктов муниципального образования «Ольский городской округ». К таковым, в частности, относятся огнетушители воздушно-пенные (ОВП), вместимостью 10 л (2 штуки), огнетушитель порошковый ОП-10/9, огнетушитель порошковый ОП-5/4 (2 штуки), лом, ведро, багор, асбестовое полотно, грубошёрстная ткань или войлок, размером не менее 1х1 м, лопата штыковая.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что распоряжением администрации Ольского муниципального округа от 09.06.2023 № 127-р на территории муниципального образования «Ольский муниципальный округ Магаданской области» с 09.06.2023 введен режим функционирования «Повышенная готовность» на поднадзорной территории, а с 14 июня 2023 года - особый противопожарный режим (распоряжение администрации Ольского муниципального округа от 14.06.2023 № 129-р).
В период с 10 по 14 апреля 2023 ОНД и ПР по Ольскому району ГУ МЧС России по Магаданской области (далее – ОНД) в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Ольского муниципального округа с целью определения подготовки объектов и территорий Ольского района к летнему пожароопасному сезону 2023 года.
По результатам указанной проверки надзорным органом выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно
- в нарушение части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, ширина минерализованных полос в поселках Ола, Яна, а также в селах Тауйск, Талон, Клепка, Гадля, Ямск составляет менее 10 метров;
- в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № Ш1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории общего пользования населенных пунктов Балаганное, Талон, Тахтоямск и Ямск не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
С учетом выявленных нарушений и.о. прокурора Ольского района вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении главы муниципального образования «Ольский муниципальный округ Магаданской области» ФИО1, которое соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу п. 3 ч. ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса вынесенное должностным лицом, в том числе в районный суд по месту рассмотрения дела.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Фактические обстоятельства рассматриваемого дела об административном правонарушении подтверждены собранными доказательствами: постановлением об административном правонарушении от 13 сентября 2023 года № 18, предписанием надзорного органа от 14 апреля 2023 года № 17, актом проверки от 14 апреля 2023 года, содержащих подробное описание допущенных органом местного самоуправления нарушений требований пожарной безопасности, и иными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, в силу указанных обстоятельств и приведенных положений нормативно-правовых актов ФИО4, являясь высшим должностным лицом органа местного самоуправления округа, уполномоченным на решение вопросов местного значения, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, позволяющими совершить комплекс необходимых действий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, не обеспечив принятие мер по созданию в населённых пунктах округа противопожарных минерализованных полос и по оснащению территорий общего пользования указанных населённых пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём, допустил нарушение требований п. 70 Правил, ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Представленными в дело доказательствами, полно подтверждено, что органом местного самоуправления данная функция не исполнена.
Постановление по делу об административном правонарушении является законным, содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражает событие правонарушения, квалификацию деяния, содержит установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО4 с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Доводы жалобы заявителя, в том числе о неопределенности периода мониторинга прокуратурой Ольского района готовности муниципального образования к пожароопасному периоду, также не могут быть положены в основу незаконности принятого по делу решения. Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению прокурором производства по настоящему делу об административном правонарушении послужило обнаружение должностным лицом ОНД достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, подробно изложенных в предписании от 14 апреля 2023 года № 17, проверка, поименованная прокурором как мониторинг, и была проведена по результатам изучения (анализа) материалов надзорного ведомства.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Факт совершения правонарушения выявлен при проведении проверки, которая оформлена соответствующей справкой от 28.06.2023.
В жалобе ФИО1 указывает на неправильное указание в постановлении наименование Администрации Ольского муниципального округа, однако отличное написание наименование Администрации Ольского муниципального округа свидетельствует о допущенной описке, поскольку все материалы дела объективно отражают информацию о том, что правонарушение совершено по адресу: <...>, то есть по месту нахождения Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области.
Помимо этого, до принятия Решения Собранием представителей Ольского городского округа от 19.12.2022 № 140-РН «О переименовании органов местного самоуправления муниципального образования "Ольский городской округ» Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области носила название Администрация муниципального образования «Ольский городской округ».
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела не было установлено нарушение норм законодательства Российской Федерации при привлечении к административной ответственности главы Ольского муниципального округа ФИО1, постановление главного государственного инспектора Ольского района по пожарному надзору ФИО2 № 18 от 13 сентября 2023 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление № 18 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 13 сентября 2023 в отношении должностного лица - главы Ольский муниципальный округ ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд непосредственно или через Ольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись О.А. Стахорская