ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-134/2022 от 07.04.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

Дело

Судья Мосиявич О.В.

РЕШЕНИЕ

07 апреля 2022 года <адрес>

Судья Ноябрьского городского суда <адрес> Шабловская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка судебного района Ноябрьского городского суда ЯНАО Мосиявич О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина ..., являющегося ... Общества с ограниченной ответственностью «...»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка судебного района города окружного значения Ноябрьск <адрес> Мосиявич О.В. от ДД.ММ.ГГГГФИО1 являющегося генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «Северный ветер», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации на срок 1 год.

В жалобе, поданной в суд, ФИО3 просит отменить постановление мирового судьи и производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы указал, что у него отсутствовал какой-либо умысел и мотив на совершение правонарушения по ч.5 ст.14.25 КоАП РФ, так как ФИО1 предпринял и продолжает предпринимать все зависящие от него действия для осуществления регистрации Общества по новому адресу. Обязанность по государственной регистрации изменений о месте нахождения организации, предусмотренная ФЗ № 129-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, исполнена ФИО1 в срок, с предоставлением всех необходимых документов. Отказ в регистрации произошел по причинам, не зависящим от ФИО1. ФИО1 были четырежды поданы заявления по форме в МИФНС России по <адрес> для завершения процедуры смены адрес юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, однако в государственной регистрации ООО СК «Северный ветер» по адресу <адрес> отказано. ДД.ММ.ГГГГ Обществом направлена жалоба на решение А от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ решением заместителя руководителя УФНС России по <адрес>ФИО4 принято решение об отказе в удовлетворении жалобы. В то же время протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным инспектором ИФНС России по <адрес> и протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным инспектором МИФНС России по <адрес> местонахождение ООО СК «Северный ветер» по адресу <адрес> установлено. Однако судом это не было принято во внимание. ФИО1 исполнена обязанность, предусмотренная ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Общество уведомило регистрирующий орган об изменении местонахождения и предоставило заявление о документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы. В настоящее время ООО СК «Северный ветер» располагается в <адрес>. По данным МИФНС по ЯНАО общество не находится по адресу регистрации: <адрес>, о чем в выписке из ЕГРЮЛ внесены отметки о недостоверности сведений об адресе юридического лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Данная ситуация порождает неопределенную ситуацию для ООО СК «Северный ветер», поскольку переезд в <адрес> уже состоялся, Общество по указанному в выписке адресу не находиться и налоговым органом установлен факт недостоверности адреса, при этом по фактическому местонахождению Общества принимаются решения об отказе в государственной регистрации изменений. Генеральным директором принимаются меры для регистрации общество по новому адресу в виде предоставления сведений о новом месте нахождения, но их признают недостоверными. При этом налоговым органом выносятся постановления об административном правонарушении в связи с непредставлением достоверных сведений об адресе регистрации.

В своем письменном отзыве на жалобу Межрайонная ИФНС по Ямало-Ненецкому автономному округу просила жалобу оставить без удовлетворения. По доводам жалобы ФИО1 указали, что как на момент направления повторного уведомления, так и по настоящее время, процедура государственной регистрации изменения адреса места нахождения Общества не была завершена. ДД.ММ.ГГГГ ЕРЦ в отношении юридического лица внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица. Указанная запись по настоящее время юридическим лицом не устранена. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ , в связи с наличием записи недостоверности сведений. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН записи , листы дела 36-41, пункты 209-214 выписки из ЕГРЮЛ). Процедура по исключению юридического лица прекращена по решению регистрирующего органа, на основании служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ связи с производством в Арбитражном суде ЯНАО по делу от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела 36-41, пункты 11-13,215-200 выписки из ЕГРЮЛ). Порядок, предусмотренный частью 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, предполагает уведомление заинтересованных лиц о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ путем публикации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица о принятии соответствующего решения. Учитывая, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ (845) ЕРЦ приходит к выводу о том, что ФИО1 должен был узнать о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом заявлений заинтересованного лица в связи с принятием решений о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от ФИО1 в порядке, предусмотренном п.4 ст.21.1 Закона 129-ФЗ, не поступало. По мнению ЕРЦ изложенное свидетельствует о том, что принятие решение о смене адреса нахождения юридического лица обусловлено попыткой избежать оплаты имеющихся у Общества задолженностей, ФИО1 не заинтересован в продолжении деятельности юридического лица, в связи с чем основания для прекращения производства по делу об административных правонарушении отсутствуют. ФИО1 признает тот факт, что юридическое лицо не находится по адресу государственной регистрации, сообщает, что фактически Общество находится по адресу в <адрес>, но указывает, что не может осуществить государственную регистрацию из-за действий регистрирующего органа в <адрес>. До настоящего времени адрес Общества в ЕГРЮЛ указан как: <адрес>. Таким образом, вплоть до завершении государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, регистрирующим органом для юридического лица является ЕРЦ. Поскольку в ЕРЦ заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ не поступало, то в бездействии ФИО1 присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы участники административного производства участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 506 (далее также - регистрирующий орган).

В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Законом о государственной регистрации юридических лиц. В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ.

Пунктом 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом (пункт 1).

Регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2).

Отсутствие исполнительных органов по заявленному адресу, невозможность установления почтовой связи свидетельствует о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт N 129-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 данной статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что названным лицом, являющимся генеральным директором ООО Строительная компания «Северный ветер», к сроку, установленному первоначальным уведомлением от генерального директора Общества достоверных сведений об адресе юридического лица в виде заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в ЕРЦ не поступило.

Согласно протокола осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС по ЯНАО установлено, что по адресу: <адрес> находится жилой многоквартирный дом, капитального строения. Также имеется два отдельных входа, ведущих в нежилые помещения. Над входом расположена вывеска «Дом быта «Фантазия», в нежилых помещениях расположены парикмахерская, маникюрный кабинет, швейный цех и офис «Ресо-гарантия». Вход расположен с торца дома, на момент осмотра закрыт. Вывески, таблички, иные идентифицирующие признаки, позволяющие установить местонахождения юридического лица, отсутствуют. Единственный участник и генеральный директор Общества ФИО1 не прописан по адресу места нахождения юридического лица, не является собственником осматриваемого помещения.

Согласно п.6 ст.11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона №129-ФЗ в адрес единственного участника и генерального директора Общества ФИО1ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (первоначальное уведомление) о необходимости предоставления в течение тридцати дней с момента направления указанного уведомления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица, т.е. в срок до ДД.ММ.ГГГГ год включительно. К сроку, установленному первоначальным уведомлением от генерального директора Общества ФИО1 достоверных сведений об адресе юридического лица в виде заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в ЕРЦ не поступило.

ДД.ММ.ГГГГ по факту не предоставления в регистрирующий орган генеральном директором Общества ФИО1 достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица ЕРЦ вынесено постановление об административном правонарушении . ДД.ММ.ГГГГ постановление вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией повторно произведен осмотр помещения, указанного в ЕГРЮЛ в качестве места нахождения юридического лица, в ходе осмотра установлено, что по адресу: <адрес> находится многоквартирный дом, капитального строения. Также имеется два отдельных входа, ведущих в нежилые помещения. Над входом расположена вывеска «Дом быта «Фантазия», в нежилых помещениях расположены парикмахерская, маникюрный кабинет, швейный цех и офис «Ресо-гарантия». Вход расположен с торца дома, на момент осмотра закрыт. Вывески, таблички, иные идентифицирующие признаки, позволяющие установить местонахождения юридического лица, отсутствуют. Представители общества отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес единственного участника и генерального директора Общества ФИО1 направлено повторное уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений и устранении нарушений законодательства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, который на ФИО1 возложена обязанность по предоставлению в ЕРЦ достоверных сведений об адресе места нахождения Общества в течение тридцати дней с момента направления повторного уведомления, т.е. в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Повторное уведомление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Обязанность, предусмотренная п.6 ст.11 Закона № 129-ФЗ возложенная на ФИО1 повторным уведомлением по настоящее время не исполнена, достоверных сведений об адресе юридического лица в виде заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в ЕРЦ не поступило.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 - 11); служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ; возражением заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений (л.д.17-22), повторное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления достоверных сведений, (л.д.28-33), протокол осмотра объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.34-35), выписка из ЕГРЮЛ на ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.36-41), сведения о регистрации гражданина РФ, (л.д.42-43) ; постановление об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.44-49), уведомление об отправке, квитанция об отправке, список внутренних почтовых отправлений, отчет об отслеживании, (л.д.50-55), приглашение на рассмотрения дела, (л.д.56), протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.57-62), уведомление об отправке протокола, (л.д.63), список внутренних почтовых отправлений, квитанция, сведений об отправке в электронном виде, (л.д.65), возражения на протокол, (л.д.66-71), уведомление о вызове на оставление протокола от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.72), квитанция об отправке, список внутренних почтовых отправлений, (л.д.74-76), уведомление о необходимости предоставление достоверных сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77-78), квитанция об отправке, список внутренних почтовых отправлений, отчет об отслеживании, (л.д. 79-85), протокол осмотра помещений территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.85-86), приказ о назначении ФИО5 на должность, (л.д.87), должностной регламент заместителя начальника правового отдела МИНФС России по ЯНАО, (л.д.88-94), и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором общества ФИО1 в регистрирующий орган не представлены достоверные сведения об адресе юридического лица к сроку, установленному повторным уведомлением.

Приведенные в обжалуемом акте выводы о наличии в деянии генерального директора общества ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, не состоятелен. Как на момент направления повторного уведомления, так и по настоящее время, процедура государственной регистрации изменения адреса места нахождения Общества не была завершена. ДД.ММ.ГГГГ ЕРЦ в отношении юридического лица внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица. Указанная запись по настоящее время юридическим лицом не устранена. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ , в связи с наличием записи недостоверности сведений. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (ГРН записи , листы дела 36-41, пункты 209-214 выписки из ЕГРЮЛ). Процедура исключению юридического лица прекращена по решению регистрирующего органа, на основании служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ в связи с производством в Арбитражном суде ЯНАО по делу от ДД.ММ.ГГГГ (листы дела 36-41, пункты 11-13,215-200 выписки из ЕГРЮЛ).

Порядок, предусмотренный частью 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, предполагает уведомление заинтересованных лиц о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ путем публикации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица о принятии соответствующего решения. Учитывая, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ () ФИО1 должен был узнать о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

При этом заявлений заинтересованного лица в связи с принятием решений о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ от ФИО1 в порядке, предусмотренном п.4 ст.21.1 Закона 129-ФЗ не поступало. ФИО1 признает тот факт, что юридическое лицо не находится по адресу государственной регистрации, сообщает, что фактически Общество находится по адресу в <адрес>, но указывает, что не может осуществить государственную регистрацию из-за действий регистрирующего органа в <адрес>. До настоящего времени адрес Общества в ЕГРЮЛ указан как: <адрес>. Таким образом, вплоть до завершения государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, регистрирующим органом для юридического лица является ЕРЦ. Поскольку в ЕРЦ заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> не поступало, то в бездействии ФИО1 присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах проведенной регистрирующим органом проверкой установлено, что законный представитель юридического лица не находится по заявленному адресу его местонахождения, связь с юридическим лицом не установлена.

Действия генерального директора общества ФИО1 квалифицированы по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и положениями законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого акта не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.11, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 5 статьи 14.25 названного Кодекса.

Административное наказание в виде дисквалификации назначено ФИО1 в виде минимального размера, предусмотренного санкциейчасти 5 статьи 14.25Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требованийстатей 3.1,3.5,статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.

Постановление о привлечении генерального директора ООО СК «Северный ветер» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь ст.ст.30.5-30.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд,

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка судебного района Ноябрьского городского суда ЯНАО Мосиявич О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов приносятсянепосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикциив соответствии со статьей 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председательствующий ...

...